Иконология и иеротопия
Луковичные главы и русские Иерусалимы

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Капля (слеза) и пламя свечи имеют ту же форму, но их никто с луковками не сравнивает.

Да, плачем о грехах и выжигаем их Божественным Огнем.

Так из разных смыслов рождается многозначная архитектурная форма, выражающая полноту ее содержания. Не по прихоти архитектора, и не по указу Бориса Годунова, это объективная реальность постепенного осмысления актуальных для своего времени идей. Подобную природу творческого процесса мы видим в всех видах искусства. Только архитектуру почему-то обижают, отказывая ей в этом.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 17 Март 2020, 19:10:28, Людмила Клешнина»

Посмотрел словари: маковка - коробочка мака. Даль приводит "почесал маковку", в смысле макушку, но помечает - разговорное. Маковка в значении глава производное от мака.


Свести в плоскость можно любой символ, любую метафору. Дело нехитрое. Вопрос: зачем?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Не по прихоти архитектора, и не по указу Бориса Годунова,

Людмила, Вы, как мне кажется, упускаете из виду, что тот вид главы, который мы привыкли называть луковицами (согласен, что это плохой термин; когда и как он возник?), не мог развиться постепенно и эволюционировать из шлемовидного купола. Вы сами выше пишете, что глава и купол - это разные вещи, но в эпоху шлемовидных куполов как раз различия то и не было. Шлемовидная глава и была куполом. Так что произошла некая революция, и без участия центральной власти она совершиться не могла. Такие вопросы в то время приказами не решались - просто строили где-то по-новому в каком-то знаковом месте с высочайшего соизволения - и все видели, что так теперь надо строить. В данном случае таким образцом и мог быть собор Василия Блаженного.

Меня давно преследует мысль - не могла ли  "луковица"  произойти от деревянной архитектуры, от сельских церквей малого масштаба? Это не решает вопроса откуда она вообще произошла, но решает вопрос о том, как она появилась на каменных храмах - как подражание своей российской модели - не византийской и не романской, а своей, почвенной, деревенской. Для эпохи введения патриаршества на Руси и роста национального самосознания кажется очень логичным. Ведь огромное большинство населения жило на селе, да и в городах каменные церкви, о которых только и говорят и пишут, были единичны, примерно как высотные здания в современных городах. А "сорок сороков" церквей были деревянными, и мы о них ничего не знаем, так как ничего не осталось, ни в жизни, ни в живописи.  Неужели в литературе нет такой точки зрения - я  не встречал. Эта гипотеза решает и вопрос с куполом - в деревянных церквах не могло быть куполов. Ваши соображения о символических смыслах отдельных элементов "луковичных" (или "огневидных" - можем их так называть)  глав при этом пере-относятся к болеее раннему периоду, когда эта форма возникала (может быть и постепенно) в деревянной архитектуре. Эта гипотеза объясняет и то, что "луковицы" появляются в иконах и кремлевских Сионах раньше чем на каменных храмах - потому, что изображалась та форма главы, которую люди ассоциировали с церквами - ведь понятие "церковь" у подавляющего большинства ассоциировалось только с деревянными церквми - так как только такие они и видели вокруг. и в таких проходила их собственная религиозная жизнь. Гипотезы Лидова и Заграевского нисколько не противоречат этой, а даже очень складно в неё интегрируются.

Не может же быть случайным, что на каменный храм стали ставить деревянные главы. Как вообще сочетались дерево и камень в главах? По-моему в большинстве случаев барабаны были каменные, а сами главы деревянные - это так или я ошибаюсь?

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 06 Апрель 2020, 08:51:43, Андрей Охоцимский»

Немножко ошибаетесь.
Надо отличать несущую конструкцию перекрытия от покрывающей ее ненесущей конструкции покрытия. Профессионалу это просто и понятно. Несущая конструкция - это купол, а ненесущая конструкция - это кровля. Эти конструкции проектируют (разрабатывают) разные специалисты. Купол - забота инженеров-конструкторов, а кровля - забота архитекторов. Купол - незыблемая (вечная) формообразующая конструкция, а кровля часто требует ремонта, при котором может даже измениться по форме или по конструкции.

Посмотрите, в Византии главным был купол, он неотъемлемая форма по своим символическим смыслам. А покрывали купол они черепицей, можно сказать, фактически по поверхности купола, и не придавали этому большого значения. У них и климат другой. Очень хорошо это видно на современных греческих храмах, там уже и черепицы нет, наверное, полимерное покрытие, нанесенное прямо на купол без всякой обрешетки.

У нас климат другой. Снег, дождь, ветер, оттепель, сосульки, всегда борьба с протечками. Для нас конструктивное решение кровли архиважно, а в деревянных храмах - особенно. Но ведь надо было эту архитектурную конструкцию осмыслить художественно ! Это совершенно естественно для архитектора ! И шлемовидная глава на каменных храмах - это тоже кровля. Там тоже над куполом есть обрешетка, может лежать прямо на куполе, она деревянная и придает поверхности шлемовидную форму.
Цилиндрическое основание купола всегда каменное, а шея главы, как правило деревянная. И это тоже связано с конструктивным решением, закон конструирования такой - должен быть однородный материал, иначе решение неорганичное. Это азбука строительства.
Храмы времен Ренессанса тоже всегда имеют двойной купол - основной, формирующий интерьер, и второй - с кровлей, видный снаружи.

В книжках обычно никогда не дают конструктивный разрез купола вместе с главой. Для непрофессионала - все равно, лишь бы картинка была красивая. А начните проектировать, - и у Вас возникнет множество вопросов: как реализовать эту форму ? Зодчие думали об этом и читали Псалтирь и Евангелие, так пришло гениально-поэтическое решение. Это и есть поэзия в архитектуре.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

Про деревянные и каменные храмы отвечу позже.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

=Цилиндрическое основание купола всегда каменное, а шея главы, как правило деревянная.
Так совсем запутаться можно. Шея это то, что называется барабаном?


Никакой путаницы нет. Купол - это не глава. У купола нет шеи, есть только несущее основание, которое, кстати, может быть и не обязательно круглым в плане.
Не знаю, как еще объяснить ? Подумайте, пожалуйста, а Вы свою шею тоже называете "барабаном" ?
Такие названия - пережиток атеистической эпохи, когда, собственно, и зародилось научное искусствознание.
Церковная глава символизирует Главу Вселенской Церкви, ее формы и конструкция антропогенны. Символ - это не условное обозначение для декора, а объективная реальность.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

.... не мог развиться постепенно и эволюционировать из шлемовидного купола. Вы сами выше пишете, что глава и купол - это разные вещи, но в эпоху шлемовидных куполов как раз различия то и не было. Шлемовидная глава и была куполом. Так что произошла некая революция, и без участия центральной власти она совершиться не могла.
Совершенно с этим не согласна. Надеюсь, убедила Вас, что шлемовидная форма - это не купол, а кровля, или "шапка" купола каменного храма. Византийский купол покрыли кровлей, которая более соответствовала климатическим условиям русской равнины и художественно ее осмыслили. Символический смысл такого верха храма совпадает со смыслом главы. Но творческая мысль народного гения  в поисках формы пошла дальше. И собственно глава появилась не в процессе эволюции из "шлема", как развитие декоративной, украшательской формы, а в процессе осмысления богословских смыслов, христианского учения, параллельно со "шлемом" княжеских храмов. "Шлем" простоват по идее, а глава наполнена многообразием конструктивных и формообразующих смыслов. И в этом их принципиальное различие, шаг вперед, преемственность, но не эволюция и не революция. Мы часто занижаем творческие способности своих предков.
Важно, что конструкция главы русского храма очень красива по своей идее. Идея приходит во время работы, когда Вы работаете топором и молитва с Вами. Никакой администратор в такие минуты и рядом не стоял. Да, кто-то первый осмыслил, догадался, как сделать. Красота приходит в тишине, без революций. Воплощенная идея оказалась так прекрасна, вписалась в равнинный ландшафт, требовавший высотных доминант, ее оценили и стали повторять.
Согласна, что так из массового деревянного зодчества глава "пришла " на купола каменных храмов.
Народный гений всегда мыслит поэтически, не по приказу. Об этом говорит профессиональная терминология. Вслушайтесь в смыслы слов. Ниже помещаю схему избы-сруба с народными терминами его конструкций. Посмотрите, как поэтически осмыслены все детали ! "Конек" наверху оседлал крышу, "курицы" держат желоб, "причелина" украшает чело и т.д.  Все эти слова пришли из окружающей природы и неразрывно связанного с ней человека, но предельно конструктивны.
О терминах устройства главы уже писала ренее.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

...- и все видели, что так теперь надо строить. .....  Неужели в литературе нет такой точки зрения - я  не встречал. ... Гипотезы Лидова и Заграевского нисколько не противоречат этой, а даже очень складно в неё интегрируются.

Андрей, эти гипотезы совершенно игнорируют конструктивные решения, что в корне не верно. Не бывает так никогда, что пришли, посмотрели - и есть контруктивное решение ! Это творческий процесс, часто мучительный, результат практической работы, а не приказов начальников. Внешнюю форму рождает спрятанная в ней конструкция.
Собор Василия Блаженного - это манифест прекрасных архитектурных идей, найденных народным гением к тому времени.

Глобалист Ле Корбюзье кардинально изменил облик наших городов, навязав нам индустриальное домостроение.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Хочется найти ответы на такие вопросы. Когда на Руси начали строить деревянные церкви? Были ли для них внешние образцы? Как выглядели деревянные церкви до 16 века? Были ли у них главы? Были ли у деревянных церквей шлемовидные главы? Были ли деревянные церкви вообще без глав? Эволюционировал ли их стиль? Можно ли считать Кижи развитием более древнего деревянного стиля, или же это было влияние современной Кижам каменной архитектуры?

Говори что думаешь, но думай что говоришь

Если мы считаем Русь деревянной цивилизацией, то деревянные храмы начали строить с принятием христианства. Предполагаемые образцы есть в странах, раньше Руси обратившихся к христианству, где было много камня.  Это и ранневизантийские маленькие (приходские) храмы, и древние грузинские церкви. Внешне на них не только куполов нет, но и кресты не всегда установлены. Причем, в византийских храмах часто под двускатной крышей (кровлей) скрывается крестовокупольная конструктивная система и полноценные своды. Похожие примеры без глав есть и в русском зодчестве. Но сводов там нет, так как палочки-бревна (конструкция) не позволяли его выполнить. Устраивали подшивное "небо" в виде легкой конструкции. Помещаю ниже фото таких храмов. Традиция сохранялась до 20 века. В 1934 году по древнему образцу построена староверская моленная в Медуми (Латгалия)  : отдельно стоящая колокольня и храм с двускатной крышей, без главы, с крестами над кровлей.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 11 Апрель 2020, 19:08:45, Людмила Клешнина»

Византийские примеры.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

Ранние грузинские храмы.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

Русские срубы.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика