Спасибо! Это старая статья, написанная лет 10 назад. Тогда же состоялся обмен мнениями. Ниже даю краткое резюме моих сообщений в той дискуссии на сайте sobory.ru.
"....Идея шатра как ОСЕНЯЮЩЕЙ формы убедительно раскрыта М.А. Ильиным (см. в книге «Русское шатровое зодчество. Памятники середины 16 века», М.1980), о чем Вы, почему-то, не упоминаете.
Осеняющая форма ярко выражается в наличии пологих полиц в основаниях деревянных русских шатров. Эта конструкция не только защищает от влаги выпуски верхних венцов, но, главное, создает архитектурный образ. Такая кровля как бы парит над объемом, напоминает движение крыльев зависших на лету птиц, зрительно облегчает тяжелую конструкцию : «Облаце, невинных от зла покрываяй» (Акафист иконе Богородицы Всецарицы, икос 6). Эта форма просматривается и в каменных шатрах, пусть не так явно, что обусловлено конструктивными причинами. Архитектурная форма вовсе не стремится ввысь, она нисходит от неба к земле. "
"....Кстати, подобную форму имеют шатровые кровли и в романике, где их множество, и они действительно повсеместно являются шатрами. В романике средокрестие, как правило, отмечено куполом или башенкой, а малые башни еще не превратились в заостренные пинакли. Совсем ДРУГОЕ мы видим в готике: шатров как таковых нет, есть только острые шпили. Вместе с пинаклями они всемерно стремятся к небу, напоминая сегодня «лес антенн», улавливающий благодать. Согласитесь, что это совсем другой архитектурный образ."
"... Сергей, Вы продолжаете меня удивлять. Пришлось взять указанную книгу М.А. Ильина и заново просмотреть ее. Не один абзац, а ВСЯ книга посвящена исследованию идейного содержания шатра! Причем рассматривается этот вопрос культурологически: в связи с эпохой, мемориальным значением храма в Коломенском, как переосмысление идейного замысла храма (сень над священным местом, а не символ мира). Показано развитие архитектурной формы: от нового замысла – до умирания идеи. Особенно «плотно» этим исследованием заполнены страницы 36 - 42, 125 – 131. Вот такой всеохватывающий научный подход я и называю современным. Без философии, называемой «мать наук», статья превращается в инвентаризацию фактов, что ценно только на первом этапе исследований, когда эти факты впервые публикуются. Цельное явление, которым является церковное искусство, требует цельности и в методах его изучения."
"...Архитекторы мыслят пространственно, создавая пространства и через них познавая мир. Отдавая должное патриарху Никону как выдающемуся зодчему, можно предположить, что и ему было в полной мере присуще профессиональное пространственное мышление. Об этом говорит и замечательная композиция объемов Воскресенского собора, и величественное решение внутреннего «перетекающего» пространства, объединяющего в единый комплекс множество храмов. Найденное зодчим решение позволяет визуально следить за несколькими одновременно происходящими в храме богослужениями, звуковое сопровождение которых локализовано в каждом из пределов и не мешает друг другу.
С точки зрения пространственности посмотрим на шатры. Главное отличие шатров деревянных от каменных заключается в разной организации пространства внутри шатров.
Деревянный шатер никогда не замещает купол. Конструктивное внутреннее пространство всегда «отрезано» от средней части церкви, в которой обязательно устраивается подвесное «небо», расписанное по иконографии купола. Деревянный шатер всегда визуально легкий, что достигается пологими полицами. Концы свесов полиц всегда закруглены или заострены, напоминая перья. Игра кружевных теней, падающих на стены, как бы удваивает количество полиц, создает эффект движущихся крыльев. Обычно тесовая обшивка шатров вертикальная, что контрастно горизонталям тяжелого сруба. Таким образом, осеняющая форма шатра снаружи невесомо покрывает находящихся в церкви, не вмешиваясь в действо, происходящее внутри храма.
Каменный шатер, напротив, очень активно и динамично меняет пространство интерьера, в стремлении к небу как бы подхватывает и увлекает за собой прихожан, наполнен восходящими потоками воздуха. Недаром простонародное название таких форм – шатер «дудкой» (в которую как бы принудительно нагнетается воздух), а завершается шатер внутри часто изображением спиральной свастики, символизирующей прорыв (!) в небо. Снаружи каменный шатер не противопоставляется основному объему храма, он является его продолжением и в материале, и по форме, «вырастая» в небо.
Эти разные пространства несут в себе разное идейное содержание. Сферический купол крестово-купольного храма или пологое «небо» в срубе лишены всякой экспрессии, изображение Христа Вседержителя отечески объемлет верующих, которые смиренно «во мраке греховном» ждут милости Божией, чтобы души невесомо и тихо могли соединиться с Творцом. В каменных шатровых храмах движение дерзко ускорено, здесь не парение душ, а напор (толпой) в направлении неба, что не вполне соответствует основам православного учения.
Так увидеть пространство может только архитектор. Может быть, пространственное мышление патриарха Никона и побудило его резко выступить против этих форм?"
Полный текст дискуссии 2007 года можно посмотреть
здесь.