Да, тема подвесного «неба» в русских деревянных храмах тесно связана с темой церковных глав. Выскажу версию, что «небо» было первичным как следование византийской идее, а главы появились позже.
Выше были даны изображения маленьких каменных византийских храмов, где под двускатными кровлями были скрыты настоящие своды, а на них в интерьере помещались композиции с Господом-Вседержителем в центре, в окружении кипучей круговерти Небесных Сил. Этот художественный прием стал каноническим образцом, и в княжеские каменные храмы его принесли греки, которых приглашали для строительства. Этот образец распространился на Руси как роспись не только в каменных княжеских храмах, где были своды, но и повсеместно в деревянных приходских церквях.
Вероятно, изначально, как и в византийской архитектуре, такое «небо» можно было видеть только в интерьере, и внешне эти смыслы не были выражены, но очень быстро «проросли» наружу. Этого требовала христианская душа на равнинных пространствах Руси. Теория архитектуры признает факт, что ландшафтные особенности русской равнины с могучими реками оказали влияние на развитие высотных доминант и пространственных концепций древних поселений, в центре которых строили храмы. Деревянное строительство было массовым, конструктивные решения сруба были отточены многократными повторами, поэтому посмотрим на разрезы рубленых церквей. Большие церкви удивляют пропорциями богослужебных помещений и высокими холодными чердаками или шатрами, которые возвышаются над ними. Если убрать главы, то архитектурная композиция будет явно незавершенной и по форме, и по смыслу – куда направлен пространственный вектор этого сооружения ? Поэтому думается, что очень захотелось красивую богословскую идею провозгласить на все стороны света, чтобы виделась она издалека. Для этого над каноническим «небом» поставили главу, всем наглядно являвшую Вседержителя. Впечатляют мощные конструкции, несущие главу с крестом, это символы непоколебимости и мощи Творца. Они не видны снаружи, но те, кто их рубил, переживали эти чувства наяву, иначе не было бы стимула их создавать.
Массовое решение из деревянного зодчества могло быть перенесено и на каменные храмы, где тоже появились главы. Но там конструктивные решения более скромные, хотя и аналогичные по смыслу, что косвенно говорит об их вторичности.
Ниже помещаю небольшую подборку изображений. Интересно, что роспись подвесного «неба» не только повторяет канонические композиции по смыслу изображений, но всегда имеет радиальные ребра, «закручивающие» кипучую круговерть вокруг Вседержителя, чем напоминает также композиции огромных готических окон-роз. Богословская идея общая для христиан, и ее воплощение предельно точное.