Иконология и иеротопия
Луковичные главы и русские Иерусалимы

0 Участников и 2 гостей просматривают эту тему.

Эволюционировал ли их стиль? Можно ли считать Кижи развитием более древнего деревянного стиля, или же это было влияние современной Кижам каменной архитектуры?

Андрей, при чем здесь "стиль"? Никакого древнего деревянного стиля не существует. Есть только цельный феномен, в котором органично соединились идея, формообразующая конструкция, материал. Классификация стилей введена искусствоведами, ничего не построившими своими руками, чтобы четко инвентаризировать созданные зодчими образцы творчества. Уверяю Вас, что древних зодчих (и нас, практикующих архитекторов) "стили" интересуют во вторую очередь. Главное - выразить архитектурным языком идеи вероучения. Решение таких сложных задач не дает званий профессора или кандидата, а только лишь творческое удовлетворение. Не ради кандидатских диссертаций строили храмы, а ради Красоты.
Гениальные конструктивные решения комплекса в Кижах характерны только для деревянных храмов. Нарисуйте конструктивные разрезы (а не картинки) этих храмов и увидите, что с каменной архитектурой нет ничего общего. Не стиль эволюционировал, а продолжалось архитектурное осмысление идей христианства.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 12 Апреля 2020, 18:10:49, Золушка»

Пример нарушения целостности архитектурного образа.
У нас в Дзинтари (в Юрмале) на месте снесенного гармоничного деревянного храма построили современный новодел из Fibo блоков, обложенных кирпичем. Посмотрите, что водрузили на крышу храма ?
Поверхность этих новообразований – гладкая, «без проблем», «усовершенствованная», вероятно, полимерное покрытие (современный» материал), поэтому традиционных конструкций нет. В результате изменилась и форма. Что она напоминает ? мне видится здесь даже не «луковица», а бутылка ... для джинов.
Недооценка символики конструктивного решения, и, как результат, воплощена совсем не христианская идея. Кому будут поклоняться в этом здании ?
 
Надо немного пояснить особенность данной конструкции. Форма этой "главы" выполнена, вероятно, методом литья в форму, она внутри полая, пустая, поддерживающая конструкция не нужна, поэтому и возникает образ бутылки. Поэтому она и стоит спокойненько на земле, на тонких прокладках, видно, что легкая.
Пространство традиционной главы заполнено конструктивными элементами, внутрь этого пространства проникнуть нельзя. И каждый элемент имеет символический смысл, профессиональные названия этих элементов поэтически красивы, что говорит о глубоко продуманном смысле каждого термина. Новейшие технологии монтажа не противоречат решениям традиционной конструкции.
Добавляю фото монтажа главы на храм в Балви. Видно, что это не "бутылка".
Архитектурная форма главы должна быть Премудрой, то есть полной смыслов, а не конструктивной пустышкой.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 17 Апреля 2020, 09:01:33, Людмила Клешнина»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Спасибо! Интересный набор. В Западной Европе таких тоже много. В католических странах полагалось иметь по небольшой церквушке в каждой деревне. Все они конечно каменные. В 5 км от нас есть такая церковь 12 века. Все они конечно базилики - как и Ваши примеры, причем говорить о различиях романики от готики для малых церквей, по-моему, бессмысленно.

 А нельзя ли подробнее про подвесное небо ... фото по-видимому отсутствует - м. б. попросить самих староверов сфотографировать. А то у нас и тема есть про небо и облака.

Говори что думаешь, но думай что говоришь

Что-то тему про небо и облака не нашла. Андрей, не подскажете ссылку ?

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

Да, тема подвесного «неба» в русских деревянных храмах тесно связана с темой церковных глав. Выскажу версию, что «небо» было первичным как следование византийской идее, а главы появились позже.
 Выше были даны изображения маленьких каменных византийских храмов, где под двускатными кровлями были скрыты настоящие своды, а на них в интерьере помещались композиции с Господом-Вседержителем в центре, в окружении кипучей круговерти Небесных Сил. Этот художественный прием стал каноническим образцом, и в княжеские каменные храмы его принесли греки, которых приглашали для строительства. Этот образец распространился на Руси как роспись не только в каменных княжеских храмах, где были своды, но и повсеместно в деревянных приходских церквях.

Вероятно, изначально, как и в византийской архитектуре,  такое «небо» можно было видеть только в интерьере, и внешне эти смыслы не были выражены, но очень быстро «проросли» наружу. Этого требовала христианская душа на равнинных пространствах  Руси. Теория архитектуры признает факт, что ландшафтные особенности русской равнины с могучими реками оказали влияние на развитие высотных доминант и пространственных концепций древних поселений, в центре которых строили храмы. Деревянное строительство было массовым, конструктивные решения сруба были отточены многократными повторами, поэтому  посмотрим на разрезы рубленых церквей. Большие церкви удивляют пропорциями богослужебных помещений и высокими холодными чердаками или шатрами, которые возвышаются над ними. Если убрать главы, то архитектурная композиция будет явно незавершенной и по форме, и по смыслу – куда направлен пространственный вектор этого сооружения ? Поэтому думается, что очень захотелось красивую богословскую идею провозгласить на все стороны света, чтобы виделась она издалека. Для этого над каноническим «небом» поставили главу, всем наглядно являвшую Вседержителя. Впечатляют мощные конструкции, несущие главу с крестом, это символы непоколебимости и мощи Творца. Они не видны снаружи, но те, кто их рубил, переживали эти чувства наяву, иначе не было бы стимула их создавать.

Массовое решение из деревянного зодчества могло быть перенесено и на каменные храмы, где тоже появились главы. Но там конструктивные решения более скромные, хотя и аналогичные по смыслу, что косвенно говорит об их вторичности.
Ниже помещаю небольшую подборку изображений. Интересно, что роспись подвесного «неба» не только повторяет канонические композиции по смыслу изображений, но всегда имеет радиальные ребра, «закручивающие» кипучую круговерть вокруг Вседержителя, чем напоминает также композиции огромных готических окон-роз. Богословская идея общая для христиан, и ее воплощение предельно точное.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

Подборка :

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

Подборка :

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

Добавлю, что первые княжеские каменные храмы глав не имели, только купола. Отличие конструкции купола и главы рассмотрено выше в этой теме.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

Актуальное фото : примыкание журавцов главы к центральному столбу.
Ныне проблема ремонта церковных глав очень актуальна. Физический износ деревянных конструкций  (около 100 лет) стал причиной повсеместного обновления этого важного церковного символа.
Фото сделано в 2020 году, при ремонте одной из моленных в Латгалии. Глава была выполнена в 1920-х годах, когда традиции соблюдались без мнимого усовершенствования.
Меня поразил архитектурный образ этой конструкции, которую никогда не видела так реально, - только на чертежах. Как красиво по смыслу ! Подтвердилось, как и писала в своей статье http://www.russkije.lv/ru/pub/read/kleshnina-zhuravec/, - здесь наглядно журавцы (символические образы обОженных душ) приникли к животворящему центральному столбу с крестом. И не важно, что плотницкая работа в данном случае среднего качества, главное, что сакральный образ был воплощен с душой ! Так получается только при личных переживаниях практического исполнителя работы. И никакие начальники не могут этого приказать !
Нынешние исполнители и слыхом не слыхивали вообще о символических смыслах. Верхнее примыкание журавцов удалось сохранить, но другие части конструкции были самовольно перестроены «по-современному». Сейчас пытаемся как-то поправить.


Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 17 Мая 2020, 19:15:10, Людмила Клешнина»

Надо пояснить мою мысль.
Если в головах исполнителей пустой образ "луковицы" или "бутылки", то ее форму технически можно создать разными способами и в разных материалах, что мы и видим ныне при "творческом" подходе к работе.
Но ведь в течение столетий церковную главу выполняли только в одном конструктивном решении ! Такая традиция могла сложиться только при условии, что строители понимали символический смысл этой формы и лично переживали мистическое чувство от воплощения своими руками этой красивой идеи.

Сторонние наблюдатели и не знали об этом, ведь конструкция внешне была спрятана от непричастных к этому чуду.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 18 Мая 2020, 08:08:11, Людмила Клешнина»

Хочется продолжить эту интересную тему.
Журнал "Вопросы теологии" №4, 2021. опубликовал статью :
Швидковский Д. О., Ревзина Ю. Е. Историческая традиция и со-
временная архитектура православного храма: художественный образ и  структура
смыслов // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, No 4. С. 478–494.


В целом, на фоне агрессивного "прогресса" в сакральной архитектуре, статья внушает некоторую надежду на будущее храмостроительства. Но меня покоробило утверждение, что (цитата) :"... Впоследствии смысл формы луковичной главы был утрачен и она превратилась в характерную особенность русских церквей."
Да, авторам-атеистам, незнакомым с текстами молитв и Священного Писания, действительно, непонятен смысл главы, которую они называют как овощ "луковицей". Но почему в журнале по вопросам теологии не разъясняются эти смыслы ? И это обстоятельство  робкую надежду гасит.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 01 Января 2022, 15:08:50, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
В связи с темой собора Покрова на Рву (Василия Блаженного) как воплощения образа Нового Иерусалима на языке архитектуры итальянского Ренессанса можно порекомендовать статью Баталова "Собор Покрова на Рву: ренессансная интервенция в пространство Позднего Средневековья" (Искусствознание, 2016, №3). И еще подборка публикаций на эту тему.

Говори что думаешь, но думай что говоришь


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика