Калитка в Рай... Отклик на отклик.
Все знают, что главный (парадный) вход в Рай был запечатан и для его охраны был наряжен вооруженный страж.
"Все знают" - что такое Рай? Или версию того религиозного и культурного сознания, когда Рай представлялся человеку по образу и подобию объективного внешнего мира, который его окружал? Когда и сама Земля представлялась плоской, а небесный свод твёрдым. С тех пор человеческие представления о космосе и о духовной жизни очень сильно изменились, неизмеримо расширился и культурный, и философский багаж, и знания о других религиозных системах и представлениях. Т.ч. "все знают" в данном случае вряд ли содержит однозначное "для всех" представление.
Мне, например, ближе представление о Рае как о мире Высшем, по сравнению с нашим. Высшем - прежде всего в духовном смысле. То есть, это мир, где непреодолимая граница между внешним (объективным) и внутреннем (субъективным) пространствами не существует, как в мире нашем (падшем). Иначе трудно понять, что такое вообще духовное восхождение. В духе ведь нет и быть не может никакого разделения на объект и субъект, иначе это уже не дух, а один из предметов материального мира. Бога ведь тоже мыслили на заре зарождения религиозных мифов как объект материальный, соответственно - и представления о Рае были подобными материальному миру.
Сам этот факт предполагает наличие ограды вокруг Райского сада — если бы её не было, то не было бы и врат, которые нужно было бы охранять. Но не все знают, что в этой ограде была еще боковая калитка
Мне понятнее такое представление о входе в Рай: душа сама приходит в тот мир, какой ей ближе и роднее, какой сформировался внутри неё при жизни здесь. Душа не идёт в Рай не потому, что её туда не пускает какой-то внешний страж, а потому, что Рай ей представляется скучным и несвободным, в отличие от Ада. Как она при этом именует миры, не важно: она может Рай называть Адом, как и наоборот. И Рай, и Ад - это инверсии внутреннего мира вовне. И душа в итоге попадает в том мир, какой находится в ней самой. Следовательно, все стражи и ворота - это её собственные стражи (страхи) и ворота (табу и кругозор).
Интересно, что в андреевской мифологии некие хранители кармы следят за "правильным" попаданием души в миры низшие (относительно нашего) - в чистилища, в круги Ада и т.п. Но не в миры высшие, куда душа устремляемся свободно и сама.
А в экзистенциальной философии низшие миры (условно: Ад) - это миры, где ещё непреодолимей пропасть между внутренним и внешним, чем в нашем мире; ещё сильнее объективация и отчуждение духовного и материального. И наоборот: чем мир выше, одухотворённее, Божественнее, тем меньше он поддаётся объективации, тем меньше разрыв между внутренним и внешним, между царством свободы и царством необходимости.
Т.ч. представлять Рай по образу и подобию нашего мира - в лучшем случае это будет верхнее из чистилищ, а в худшем - Ад. И "Калитка в Рай" мне кажется очень тонким намёком на саму Божественную природу Рая - в него и нельзя войти никак иначе, чем через такую "Калитку" в своей собственной душе... То есть - свободно. Как тогда и понимать "Царствие Божие внутри вас"? Тоже ведь "все знают" это, но представляет каждый по-своему.
Может, она и сгинула вместе со всем Райским садом во время Потопа.
По-моему, во время Потопа сгинул мир "а-ля Содом и Гоморра", а не Райский сад... Да и сам Райский сад не мог находиться внутри мира падшего, это противоречит даже тому древнему представлению о космосе, не говоря уже о современном. Райский сад может существовать либо в ином мире, либо в мире духовном, но никак не в падшем.
Счастье — на удивление редкая, почти отсутствующая тема в искусстве. Не проскользнувшее "чудное мгновенье", а длящееся полноценное счастье, определенно ощущаемое как таковое.
А мне кажется, что счастье, как любовь и смерть - центральная и магистральная тема в искусстве. Счастье как миг - когда просвечивает здесь "мир лучший, мир духовный", а такое счастье и не может быть ничем иным, кроме мига. Вечное и преломляется во времени именно как Миг. Собственно, о таком счастье-миге вся мировая поэзия...
Но, Вы правы, есть и другое понимание "полноценного счастья" (если его, конечно, не путать с благополучием и с отсутствием риска его потерять) - счастье как участие в жизни высшей, счастье как служение высшему, даже счастье как жертва во имя высшего. Счастье - как часть Целого и осознание своей причастности Ему.
У Тютчева есть два варианта стихотворения, где он говорит именно о таком "полноценном счастье" (полноценное - от полноты бытия). "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые" и "Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые". Оба варианта считаются полноценными и равными. И сам поэт так и не определился до конца жизни, какой предпочесть. Интересно здесь ещё и то, что в таком понимании счастья есть и символы: "сей мир" и "минуты" (миг, мгновение), сквозь которые незримо просвечивает вечность. Есть и призвание свыше ("призвали всеблагие"), и понимание своего участия в исторических (роковых) событиях именно как счастья (быть их частью). Это тютчевское стихотворение - одно из лучших определений счастья в русской поэзии, на мой взгляд. И одно из самых трагических по образному строю. Разумеется, такое определение счастья не укладывается в понятие комфорта.
А Пушкин (раз уж вспомнили здесь "чудное мгновение") заявил, что "на свете счастья нет, но есть покой и воля"... И тут же нарисовал картину счастья (по его словам, он был счастлив только тогда, когда писал стихи) - "давно завидная мечтается мне доля"... Всё искусство - это счастье (или доля) и о счастье (о красоте)... Красота есть и в трагедии. Причём это, как правило, красота высшая, на какую только способен герой... В том числе - и герой лирический... "Калитка в Рай" - замечательная метафора Счастья... Калитка - это хорошо...