Вернёмся к картине "Калитка в Рай". Чем ещё хорошо искусство, что оно оставляет гораздо больше места для творческой свободы воспринимающему сознанию, чем богословие и наука. И в итоге мы видим то в произведении, что гармонично нашему внутреннему миру, мы ведём диалог с произведением. А уж потом дело разума подогнать увиденные нами символы под привычные нам представления. И как показывает опыт: нет не только двух одинаковых художников, но и двух одинаковых пониманий одного и того же произведения. Это и есть вторжение в наш объективированный мир реальности, в которой нет уже таких чётких границ между объективным и субъективным, как в этом мире.
Произведение искусства объективно или субъективно? И то, и то вместе. И не просто вместе, но во взаимном проникновении друг в друга. И разделить уже невозможно внутреннее и внешнее пространства. И чем произведение искусства одухотворённее, тем меньше оно поддаётся объективации и отсечению объективного от субъективного. Дух по своему образу и подобию начинает преобразовывать материю в искусстве, а не материя по своему образу и подобию объективирует дух.