Строить воздушные замки - в русском языке и значит: мечтать или даже так: уходить в мир мечты от реальности. Таким образом,
философия мечты и есть
философия строителя воздушных замков.
Да, почему-то мечта не любит буквальное свое воплощение в нашем посюстороннем мире. И если ее пытаются таким образом "воплотить", мечта начинает "мстить". Здесь кроется некая тайна свободы.
Тема
реализации (или воплощения) мечты в нашем мире является ключевой для
философии строителя воздушных замков. Попробуем эту тему раскрыть пополнее - в жанре диалога? Именно - в жанре диалога. Так как реализация мечты только и может осуществляться через диалог - с внешней реальностью, другими людьми и т.д. Сам жанр может подсказать нам некоторые ответы.
Как мне видится, нужно сначала различить собственно реализацию мечты от её
воплощения. Всё, что воплощается в мире, неизбежно начинает подчиняться законам природы, закону роста энтропии, то есть - стареть и умирать. А воздушные замки не стареют, как не стареет душа. Реальность мечты и реальность воплощения находятся между собою в диалоге и связаны друг с другом, но это разные реальности.
Мечта (некий воздушный замок) может реализовываться в нашем мире двояко: оказывая влияние на душу самого мечтателя и через неё на души других людей, вступающих с мечтателем в общение, - это и есть естественный канал коммуникации воздушного замка с материальным миром. А второй вариант - это буквальное воплощение мечты (воздушного замка) в материальной и социальной среде. Именно этот вариант чреват опасностью извращения мечты, превращения её во что-то уродливое и духовно противоположное - в утопию (карикатуру). Так, этот второй вариант изначально тупиковый или нет?
Также нужно рассмотреть отдельно две плоти, в которые облекается мечта в мире: культурную плоть и плоть социальную (политическую, государственную, экономическую и т.д.) Первая плоть менее чревата искажениями и менее подвержена закону роста энтропии, хотя омертвение мечты происходит и в культурной плоти, но с иной скоростью и с иным накалом, что ли. В плоти же социально-политической и экономической воздушные замки зачастую появляются на свет либо мертворождёнными, либо с какими-то страшными изъянами, в которые начинает проникать чуждое по духу содержание и выхолащивать мечту изнутри, превращать её в свою противоположность по сути.
Почему так происходит? И нужно ли стремиться к воплощению мечты в социальном теле? Или любая светлая и высокая мечта о справедливом обществе, об обществе, способствующем духовному и нравственному развитию личности, обречена стать в социальном воплощении безобразной утопией (карикатурой)?
И ещё вопросы: кто такие прагматики и кто такие мечтатели, в чём принципиальное различие их душевного склада? На какие законы человеческой природы опираются прагматики, какие законы считают реальностью, а какие чем-то иллюзорным и почему? Могут ли прагматики и мечтатели взаимно дополнять и обогащать друг друга или их внутренняя суть настолько полярна и противоречия между ними настолько неразрешимы на практике, что одна человеческая суть будет всегда искажать и побеждать другую в социальной среде?
Может быть, лучше отделить (если это возможно) одних от других: пусть мечтатели строят свои воздушные замки, а прагматики - своё царство необходимости, но к воздушным замкам не подходят на выстрел и не пытаются их воплощать в своём мире и своими методами? Или тогда воздушный замок оторвётся от мира и улетит в своё прекрасное далёко, для нас, смертных, вовсе недоступное? Да и какими средствами отделить одно от другого?
Какое состояние для наших воздушных замков является наиболее гармоничным, то есть - служит в итоге гармонизации мира в целом? Я имею в виду разные стадии воплощённости или разные степени глубины и плотности взаимообмена между двумя реальностями. Ясно, что чем меньше воздушный замок входит во взаимодействие с плотной средой, тем чище его изначальный замысел. И наоборот. Какова степень риска и какова её оправданность?
Не лучше ли оставить воздушным замкам только внутреннее пространство души и не пытаться никаким образом воплощать наши воздушные замки в реальности внешней? (То есть, воплощать только в плодах культуры.) Уповая на то, что эти замки облагораживают наши души изнутри, и этого достаточно, потому что чем благороднее души - тем их внешняя прагматичная деятельность гармоничнее и нравственнее.
Или так мы рискуем, сохраняя мечту от опасности стать утопией и окарикатуриться, отдать внешний мир во власть исключительно низшим стихиям и духу наживы, которым плевать на все воздушные замки скопом? И тогда две реальности просто разорвут свои связи: замки навсегда улетят в своё небо, а мир прагматиков покатится по наклонной в преисподнюю, лишившись удерживающих незримых нитей с "несуществующей реальностью презираемых идеалистов"? (Эти вопросы - лишь повод для диалога.)
На сегодняшний день (по многим причинам, в том числе и личным) для меня главный (и увы, пока неразрешимый) вопрос: возможно ли в нашем мире относительно гармоничное сочетание прагматиков и мечтателей - не только в культуре, в церкви, в науке, но и в политике, в экономике? Или прагматики всегда будут доминировать, используя идеи мечтателей в своих интересах и извращая их до неузнаваемости? И это закон, и он не прейдёт, "пока человек не изменится физически" (то есть - до Второго Пришествия, до Нового Неба и Новой Земли).
Не только внешний мир меня интересует в данном аспекте, но и внутренний: там идёт та же борьба, и она так же далека от гармонизации. Насколько печален наш мир и насколько неразрешимы в нём эти противоречия?