Иконология и иеротопия
Введение в мечтоведение (философия строителей воздушного замка)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Надо перечитать Обломова. Я и не думал, что он имеет такое прямое отношение к этой теме.

Говори что думаешь, но думай что говоришь

Так что здесь открыто поле для творчества. Пишите!
Вот мы и пишем свой "Воздушный Замок"... А теперь и с Вашим участием. Духовное (творческое) содержание проекта в целом и есть его смысл и цель. А появился он в мечтах разных людей, никак не связанных до того друг с другом, и совсем в других формах...

Сужу по себе: реализация мечты превзошла её многократно по глубине и оказалась совсем не схожей по форме. Но без мечты, многолетней и многодумной, ничего бы и не было.

И мы продолжаем здесь мечтать... И также не сможем предугадать, как наши мечты воплотятся в жизнь. И кем, и где, и когда. Но воплотятся, потому как любимы.

Мечта, наполненная любовью, так же отличается от мечты, наполненной скукой, как живое от мёртвого. Вроде бы внешне схожи, но какая разница! Формально исследовать структуру обоих типов мечты вряд ли допустимо: различить живую и мёртвую мечту необходимо в самом начале, до того, как исследуется её структура. А различить, наверное, проще по самому главному признаку - по любви: насколько мечтатель любит свою мечту и насколько без неё, единственной и неповторимой, не может жить (буквально). И насколько мечта его творчески богата и динамична - тоже характеристика её жизненной силы. Мёртвые мечты - статичны. И легко заменимы одна на другую.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

«Если для нас «сновидение», «мечта» и «грезы» — это все разные понятия, то для французов это все «r?ve»... Название книги Башляра «Вода и грёзы» звучит точнее в русском переводе, чем в оригинале.«
А. Охоцимский. «Философия мечты»

Очень показательное наблюдение: язык не просто отражает, но во многом и формирует особенности национального менталитета (лучше — души). Перефразируя Чехова, можно сказать: «русский человек не любит жить, но любит (и умеет!) мечтать» (у Чехова — вспоминать; но ведь наши воспоминания можно назвать «мечтами о прошлом», и это будет точнее, чем «объективное отражение прошлого»). Не потому ли так отвратительны и русские утопии, что так прекрасны, бескорыстны и возвышенны русские мечты?..

Впрочем, я вот какой нюанс хотел внести в тему: к «сновидениям», «мечтам» и «грёзам» ещё нужно добавить «прелесть». Было бы интересно понять различия этих четырёх состояний. И если сновидения можно чисто формально отделить от других состояний, то как и по каким признакам мы можем различить «мечты», «грёзы» и «прелесть»?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
"Прелесть" Вы напрасно свалили в ту же кучу. Первые три понятия из сферы психологии, а это - чисто религиозное. Прелесть - это ложный мистический опыт, который может быть плодом воображения, но всегда интерпретируется как продукт происков лукавого в самом прямом смысле. Прелесть противопоставляется истинному созерцанию божественного. Это понятие звучит и играет в контексте православной аскезы, при наличии интуитивно определяемых критериев, отделяющих одно от другого (главным образом - мнение духовного отца, без которого в эту игру играть нельзя). Я не думаю, что это понятие легко вытащить из контекста конкретной духовной практики и сделать универсальным. Прелесть в сфере мистического опыта - это аналог зла в сфере поведения. А первые три понятия внеэтические.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 04 Февраля 2016, 23:45:16, ВОЗ»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Мечту от грезы я бы отделил так. Грезы - это спонтанные образы, не обязательно связанные с явными желаниями. В грезах может не быть сюжета, они могут быть туманны и фрагментарны, как фразы из стихотворения. Мечта же начинается с явно осознанного желания и представляет собой воображаемый путь к его осуществлению, мыслимый как рассказ или фильм. Т.е. различие примерно как между поэзией и прозой.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 04 Февраля 2016, 23:45:58, ВОЗ»

А ведь в этих «поэтических заносах» порою скрывается (и тем открывается) самое ценное и неожиданное, как для самого автора, так и для читателя.

Немаловажно тут слово "порою". Т.е., а "порою" и не открывается. Поэзия и мечта - близки ("порою" :)), но здесь разговор именно о мечте.

Путинцева Т

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Я, собственно, позволил себе отозваться о поэтических заносах с неодобрением лишь потому, что писал про текст Антона выдержанный в прозаическом, даже в дневниковом жанре с некоторыми философскими экскурсами. Эта фраза относилась к данному конкретному тексту, в котором таковые заносы, как мне показалось, были бы неуместны.

Говори что думаешь, но думай что говоришь

Да пошутил я про "заносы"...  :blank:

"Прелесть" Вы напрасно свалили в ту же кучу.
Может быть, и напрасно, но неслучайно. Ниже будет, наверное, понятно - почему.

Первые три понятия из сферы психологии
Вы уверены? Сновидения исчерпываются психологией? И ничего мистического и духовного в сновидениях нет? А если есть, то и "прелесть" я свалил в ту же кучу неслучайно. И там, и там нужно различать духов. И вообще, психологию, напрочь оторванную от духа, мистики и нравственности, я не воспринимаю. Мне такая психология видится... как бы помягче... заблуждением, так скажем.

Как согласовать следующие два утверждения:
А первые три понятия внеэтические.
Мечта же начинается с явно осознанного желания и представляет собой воображаемый путь к его осуществлению, мыслимый как рассказ или фильм.
Существуют ли желания и пути их осуществления вне этики? А если нет, то и мечта не может быть внеэтична. И внедуховна, и внемистична. Как ничего внеэтичного, внедуховного и внемистичного вообще не существует на свете (только в сознании, имеющем определённые мировоззренческие установки). Вне духа вообще нет ничего, а следовательно - и вне этики. Внедуховная и внеэтичная психология - так же реальна, как внедуховная и внеэтичная душа (психика). Либо тогда психология вовсе не душу исследует, но химические реакции в мозгу и инстинкты. Но тогда это уже другая наука. И мечта для неё вообще вне поля зрения, как и душа. Внеэтичной мечта может быть только у существа, не имеющего души. Так как душа не может быть внеэтичной (и внедуховной, и внемистичной) просто по определению - души как бессмертной сущности.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Я говорю о понятиях, а не о явлениях в целом. Понятие "мечта" внеэтично в том смысле, что само по себе слово не содержит нравственной оценки. Я это имел в виду, а не то, что  мечта вне этики. Мечта есть мысленное действие, так что она не может быть вне этики. Видимо, Вы правы, "внеэтична" - это плохая формулировка.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 05 Февраля 2016, 00:17:06, ВОЗ»

Понятие "мечта" внеэтично в том смысле, что само по себе слово не содержит нравственной оценки.
Так большинство слов, характеризующих те или иные состояния души, не содержат в себе нравственной оценки. Хотя из Вашего эссе, Андрей, сделать вывод о том, что речь идёт об абстрактном понятии, а не об явлении, ну совершенно невозможно. Наоборот, читается - именно об явлении.

Собственно, я не столько оспариваю Ваше утверждение, что мечта внеэтична, сколько утверждение, что мечта (как и сновидения, и грёзы) находится исключительно в области психологии и может быть понята (не только как явление, но даже как понятие) при вынесении за скобки духовной и нравственной направленности. Да и сама психология, безразличная к духовному и нравственному, вызывает у меня недоверие (мягко говоря).

А если же совсем напрямки высказаться, то и так называемая "научность" по отношению к живому, безразличная к духовному и нравственному, мне не представляется убедительной. Но я никакой претензии на сухую "научность" в Вашем эссе как раз и не обнаружил. Потому и позволил себе заговорить несколько в ином ключе. Спорить же с фундаменталистами от науки такое же бесперспективное занятие, как и с религиозными фундаменталистами. Во всяком случае, я стараюсь таких споров по возможности избегать.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 05 Февраля 2016, 00:30:58, Ярослав»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ

Говори что думаешь, но думай что говоришь


__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Скорее, желание переключиться. Обсуждали с сестрой рассказ Чехова "О любви" и возникла мысль, что Чехов хочет сказать, что нереализованная любовь возвышенна именно в таком качестве, и может, и выше реализованной. По-моему, близко к нашей теме и выражено до боли жизненно, никакой лженаучности.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 05 Февраля 2016, 10:30:47, Андрей Охоцимский»

Что мы оба в разных контекстах этой темы вспомнили Чехова, мне представляется добрым знаком. И потенциально (для темы) глубоким.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Спасибо, Андрей! Замечательное эссе. Тема Вашего исследования нам, людям творческим, очень близка. Человек творческий - всегда большой мечтатель. Можно быть мечтателем, но так и не стать человеком творческим, но невозможно, будучи врагом всякой мечтательности, сухим рассудочным автоматом, быть одновременно и творческой личностью. Тем паче данная формула верна для поэтов. Поэт без мечтательности - это как птица без крыльев. Даже больше - рыба без воды (то есть, существовать в таком положении дел невозможно :))

Да, пользуясь случаем, очень советую Антону (вслед за Татьяной) записывать свои "мечтательные киноленты" - это же какой материал пропадает, ёршкин-кот! Очень хорошо выработать привычку все записывать: дневные события и впечатления (дневники), яркие сны, любопытные грёзы и, конечно же, интересные мечтания. Это все бесценный материал для будущих творений! Говорю из собственного опыта. Более того, даже если этот материал никогда и нигде не пригодится, сам акт записывания (фиксирования) пережитого уже есть творческий акт, который может заставить взглянуть на пережитое под новым более глубоким углом. Антон, обязательно пишите!

Почему такой живой отклик на эссе Андрея? По-другому и быть не могло: мы все тут мечтатели. Но Вы, Андрей, первый, на моей памяти, дерзнули выделить сферу человеческих мечтаний, очертить ее, дать своего рода введение в необычный пока и малопонятный предмет мечтоведения. За это Вам еще раз спасибо. Ну и как знать, может, в дальнейшем Ваше исследование разовьется в целую науку мечтать. Прекрасное будет время!

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 07 Февраля 2016, 18:20:53, ВОЗ»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика