Иконология и иеротопия
Введение в мечтоведение (философия строителей воздушного замка)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

И смерть пришла: наступило за гробом свиданье...
Но в мире новом друг друга они не узнали.
Лермонтов

Реализованной мечты не бывает в природе. Реализованная — это уже не мечта, но другая сущность, в которой есть только семя мечты. В дубе трудно узнать жёлудь. «Пока зерно не умрёт, не принесёт плода...»

Настоящая трагедия наступает не тогда, когда любимая мечта не реализовалась, но когда, реализовавшись, она была не узнана и отвергнута как чужая и нелюбимая. Трагедия — это одиночество мечты в мире.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Тема мечты привлекает внимание и разрабатывается активнее чем раньше. Интернет-поиск дал несколько интересных статей.

Мечтой целенаправленно занимается Т. Д. Стерледова из Перми. У неё серия статей и даже книга с замечательным названием "Мир человека в виртуальной реальности". Я нашел у Стерледовой много общего с моей статьей, но в целом её проработка и шире и глубже. Её мысль правда порой блуждает без четкого плана, и она злоупотребляет введением новых категорий. В целом ей присуще стремление к онтологизации мира мечты, который она называет "мягкий мир". Не знаю, осознанно или нет, но её направление вполне конструктивистское, т.е.  в духе времени. Она хорошо вжилась в тему, и некоторые её мысли о мечте - просто перлы. Например: "Человека нельзя заставить мечтать". Это к тому, что мечта - это царство абсолютной свободы.

Л. Ф. Мулюкова, аспирантка из Оренбурга, разрабатывает совсем другое направление. Она связывает мечту  с другими близкими (с её точки зрения) понятиями, хорошо разработанными в классике. К примеру, она активно привлекает Канта, сопоставляя мечту с идеалом. Кант собственно мечтой не занимался, но так как он занимался идеалом, то он вроде как тоже в теме. Лично мне эта метода не показалась слишком удачной, так как выпадают те свойства мечты, которые выделяют мечту среди других понятий. Получается исследование мечты через набор параллелей: мечта и идеал, мечта и надежда, мечта и красота.  Мечта при таком подходе как-то невольно идеализируется  и становится чище и красивее, чем она есть. Но это мое мнение, кому-то может так понравится. Во всяком случае это что-то новое. В статье собрано много интересного материала из разноплановых источников.

О. Н. Киблик из Тюмени сосредоточился на мечте как проявлении и способе реализации свободы. Он приводит хороший обзор российских работ о мечте последних лет. Приятно, что он ссылается и на нашу статью из библиотеки Воздушного Замка, послужившую началом данной темы. Мне близко стремление Киблика заявить открытым текстом о несвободе человека в реальном мире, о чем "нормальные" люди говорить стесняются. Боятся прямо признать, что реальный мир есть тюрьма с редкими прогулками во внутреннем дворе.

Т. Д. Стерледова. К вопросу о  сущности и структуре мечты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011, №6-2, С. 163-165.

Л. Ф. Мулюкова. "Мечта" и её взаимоотражение с родственными философскими понятиями // Вестник ОГУ, № 7 (156), июль 2013, с. 161-167.

О. Н. Киблик. Мечта и свобода: функции мечты в контексте понятия о свободе человека // Kant, № 2(27), июнь 2018, с 194-196.

Т. А. Букреева. Философия мечты
(студенческая работа - но на удивление серьезная)

Украинский портал "Вестник мечты"

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 02 Март 2019, 00:39:28, Андрей Охоцимский»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика