Ветер перемен - название ветки...
Ветер. Перемен.
Ну что ж, внесу я свою ложку дёгтя в эту бочку мёда. Если автор раздела скажет, что это здесь не в тему (портит впечатление), с лёгким сердцем удалю.
1988-89 годы. Ветер перемен - и в стране и в моей личной судьбе. Перевернулась жизнь "с ног на голову". Прямая дорога: элитная школа, все сессии на отлично - через мясорубку армии пропустив, - пошла вразнос, оглушив неизвестно откуда свалившейся страстью писать слова в столбик (много, в запой, десятками пьес в день). И никогда - за всю последующую - столько понимания и признания знакомых. Стихи, мягко говоря, плохие (вообще не стихи) - но в них было много огня и, главное, они были понятны
сразу и
любому: не могли не нравиться (по многочисленным отзывам). Но нашёлся один человек, кто сказал: это не поэзия, это рифмованные (и дурно) мысли и чувства. Искренне - да, но к искусству никакого отношения не имеет. Дневник, записывание эмоций в столбик (зачем?)...
Я отмахнулся... Но заноза попала в сердце. Аплодисменты стали "с душком"...
Этот человек спас меня.
Ирина Юрьевна Баженова.
Мой вечный учитель, друг, читатель, критик, духовная мать.
И как же тяжко после оваций тех, кому на поэзию плевать (так показала дальнейшая жизнь: в лучшем случае для них поэзия хобби - у единиц; у большинства - ничто, в сравнении с бытом, карьерой, деньгами - даже не аргумент, ноль), страшно услышать суд того, для кого поэзия значит больше, чем житейская суета, чем комфорт души и тела. И страшен этот суд тем, что видишь: человек не врёт, человек знает, что говорит.
Какое сильное искушение - назвать их сухими интеллектуалами, оторванными от жизни, от людей (да к тому же - есть все основания - много именно таких было среди тех, кто посещал кружок И.Ю.). Почти физическое чувство тошноты (как на карниз выходишь) подкатывало при взгляде на книжные полки - такое видение своей малости, невежества, недоступности этих вершин и этих объёмов, что хотелось отмахнуться, уйти от жуткого осознания собственного ничтожества, чтобы
просто жить (как все - "друзья" и знакомые, в кругу которых так легко срывать аплодисменты, не прикладывая к тому никаких усилий: писать по позыву - каждое лыко в строку - десятками в день - проще, чем прочитать одну страницу одной настоящей книги, без сравнения проще).
А на кружке - где сидят эти проклятые знатоки и интеллектуалы (злые и ядовитые) - не только похвалы не дождёшься, но чувствуешь подкатывающий под горло ком: мучительного осознания своего ничтожества - открыли окно в затхлом мире самообольстившейся души (опьяненной зеркалами своих стихов) - и дали возможность сравнить (и сравнил с подлинником - и ужаснулся)...
И от этого сравнения - хоть в петлю...
Почему не бросил? почему не оставил как хобби? зачем уединение и чтение - на долгие-долгие годы? Идиот! все "друзья" и знакомые, где так легки аплодисменты за твои (никакие) стишки, давно уже "уважаемые люди", "элита общества" - на мерседесах и в коттеджах, - не подступишься: ты для них давно - даже не ноль, а больной, сумасшедший, заразный - шарахаются. Раздражаешь, как тебя раздражали "книжники".
Это был
выбор.
И благо - подлинное, настоящее - та ложка дёгтя, тот холодный душ, что помогли тогда увидеть свои тексты (себя самого) не восторженными (опьяненными собой) глазами автора, а трезвым взглядом читателя-друга (не оценщика!), но друга, которому есть с чем сравнивать. Это был голос любви. И он спас. Спас от невежества, от самодовольства, от ограниченности - открыл двери из мирка в Мир, подарил общение с подлинной жизнью и подлинными друзьями сердца - вне времени, вне пространства. Только протяни руку - и беседуешь с другом... Кто встречал в жизни таких друзей? А ты сидишь и болтаешь с Гоголем и Шекспиром - с ними весело.
Ветер. Перемен...
Когда привыкаешь к высоте (опыт работы на куполе), проходит страх (уходит навсегда). Страх - главный враг любви. Страх - причина всех болезней (не только души, но и тела). Страх - самый страшный враг человека.
Победить страх - значит быть собой, войти в судьбу, довериться ей (без дураков, без страховок).
Максим даже не стал утруждать себя поиском другого текста (лень, видимо: читать надо, выбирать), пропел на мотив Высоцкого тот же, что и Ольга (она хоть какую-то работу проделала - выбрала; далеко не самое лучшее, кстати, что есть у тебя, Марат).
Легкие похвалы и легкая награда - самое опасное для поэта (будущего).
Те кто хвалит тебя сейчас - это те, кому нет дела до тебя как поэта - нет в принципе (если бы я повёлся в своё время на такие похвалы - меня бы давно не было на свете - это кончилось бы потом таким отрезвлением, таким похмельем, от которого только в бутылку или в могилу).
Тот, кто не щадил меня, кто показал мне мой уровень (уровень не по шкале "выше-ниже" - а по ограниченности: лужа и океан), кто дал мне возможность сравнить своё и подлинное, тот спас меня.
А ведь сколько раз подкатывало желание послать этих уродов!.. завистников и бездарей!.. и побежать к тем, кто восторгается... Но уже не мог, как раньше: "завистники и бездари" приоткрыли щёлку, помогли сравнить... и уже не отмахнёшься - внутри завёлся червь сомнения - и этот гнусный червь вытянул, вывел на солнце и свежий воздух из замкнутого на себя мирка тщеславия и самодовольства.
Тебя будут хвалить, Марат, те, кому плевать на современную поэзию, кому лень почитать (а ты читал?) стихи современных поэтов (в разделе
КАРР), послушать песни на их стихи - песни! а не состряпанный за минуту на мотив Высоцкого душевный троян. Ладно меня, дурака (кто "оспоривает глупца", тот сам дурак, как Чацкий, - прав Александр Сергеич, ой как прав!), меня можно обвешать ярлыками: "с-ложно", "искусственно" и т.д. - но ведь у нас есть
хорошие песни на хорошие и простые тексты (ау?.. - но как не слышат: не укладывается ведь в схему... - да и зачем?.. ну их, проще не выходить из дома, где тепло и ты среди своих).
Страшно - сравнить. (Легче закрыть глаза и нести чушь дальше.)
Уважает автора тот - кто видит его в развитии, кто ради него самого нынешнюю стадию не принимает. А кто принимает и хвалит без разбора - тот не уважает (ровня), тот пытается закупорить тебя в тебе, пока ты ещё "такой же, как мы" -
свой в доску. (Именно - в доску.)
_________________
"Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? чёрт с ними! слава богу, что потеряны.
Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением...
Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе." (Пушкин - Вяземскому)
_________________
Прикрепил сюда пост из ветки Марата в Стане (флуд, последовавший за ним, удалён в Дальний Ящик вместе с флудом из Свободы слова).