Несколько дней тому назад у меня с Ярославом завязалась переписка по e-mail.
Мы заочно знакомились: каждый из нас знает друг друга только по текстам. Знакомясь, мы пытались понять и оценить жизненные позиции друг друга.
Солью такого обмена мнениями, конечно же, стало отношение к «Розе мира».
Выяснилось, что замыслы этой книги мы интерпретируем по-разному, и также различно оцениваем ее значение для сегодняшнего дня.
Ярослав попросил меня отредактировать эти письма и открыть новую тему на форуме.
Он считает, что поднятые в нашей переписке проблемы будут интересны всем.
Я в этом немного сомневаюсь, но надеюсь, что он прав.
Поэтому просьбу его выполняю и открываю новую тему.
Ее название будет таким: ««Роза мира»: вера или культурный опыт?»
Я думаю, что такое название отчасти указывает на проблему, которая присутствует за разногласиями и спорами по поводу «Розы мира».
Более того, мне видится, что мы не различаем веру и культурный опыт, - а это очень разные вещи! - и от этого возникает множество недоразумений, споров, а впоследствии и серьезных разногласий.
А из этих разногласий вырастает разобщенность и недоверие.
Преодолеть это можно только путем диалога и вдумчивого отношения к жизненному пути автора «Розы мира» и его творчеству.
Итак, наша переписка с Ярославом началась 7 февраля 2010 года.
Поводом к ней послужило то, что несколько ранее Ярослав обещал написать комментарий к опубликованной на сайте в разделе «Национальные культуры. Диалог культур и культура диалога» моей работе о перспективах интеграции культур Востока и Запада.
Но, видимо, более его привлекла возможность высказаться самому.
И он написал большую статью, в которой, как он утверждал, развил ненаписанные им комментарии в большой текст.
В своем письме он предложил мне его к прочтению и комментированию.
Письмо Ярослава от 07.02.2010
Здравствуйте, Ирина!
Я чувствую себя немного виноватым: обещал "дискуссионный ключ")))
Но, разумеется, начну оправдываться: у меня есть смягчающие обстоятельства: ключ перерос в три ключа и я написал большую статью... Если найдёте время, прочтите:
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=337.0Мысли, которые крутились во мне и которые я хотел перевести в слова в комментарии к Вашим работам, попали в эту статью и растворились в ней.
Такое бывает (у меня часто))). Заходите на огонёк!). Спасибо. Жду от Вас новых открытий для себя.
Ярослав.
Я статью бегло прочла, она показалась мне интересной, но не совсем четкой по своей структуре. Но это не порок, конечно.
Поэтому я ответила Ярославу кратким письмом.
Мой ответ как раз и стал источником нашей дискуссии
Письмо Ирины Николаевой от 08.02.2010.
Здравствуйте, Ярослав!
Спасибо за приглашение к диалогу, на сегодня я бегло прочитала первые части Вашего нового текста.
На первый взгляд, наши тексты совершенно не совпадают. Но это понятно: дело в том, что я не являюсь прямым адептом Розы мира, поэтому существуют некоторые затруднения в их сопоставлении.
Но Ваши тексты интересны и актуальны. Проблема общения, диалога, использования Интернета как большого резервуара информации и контактов, - все эти темы, так или иначе, но составляют стержень современной культуры.
Я об этом писала и мне представляется, что за всем этим стоит огромная и открыто пока не поставленная проблема информационной культуры.
На мой взгляд, в социальном мире границы нового и старого проходят именно по линиям информационной культуры.
Думаю, что и те формы мысли, которые демонстрировал Д. Андреев в "Розе мира", как раз являются инновациями информационной культуры в мире, который еще не знал о себе то, что о нём предвидел и предчувствовал Даниил Андреев.
Я продолжу читать Ваш текст, потом выскажу свои соображения более подробно.
Спасибо.
С уважением, Ирина Николаева.
Ответ Ярослава от 10 февраля 2010 был таким:
Здравствуйте, Ирина!
На первый взгляд, наши тексты совершенно не совпадают.
По форме. По смыслу совпадений много (не не лобовых). Я так вижу.
Но это понятно: дело в том, что я не являюсь прямым адептом Розы мира, поэтому существуют некоторые затруднения в их сопоставлении.
Вы являетесь адептом Розы Мира)))))))))
Адептом (лучше: другом) самой книги "Роза Мира" можно являться или не являться, как и любой книги. Например, Николай Миронов, насколько я знаю, вообще Андреева не читал (и не хочет). Но он - как я вижу - является "адептом" Розы Мира, да ещё и каким адептом!)))
Не книги "Роза Мира", а Процесса Розы Мира - единственного нормального духовного процесса в наше время. Других вариантов просто нет. Либо Роза Мира (взаимный диалог культур и культура диалога), либо - "крышка".
Так что Вы не можете не быть "адептом" РМ - по определению.
Жду продолжения диалога.
С уважением--
Ярослав
Письмо Ирины от 12 февраля 2010
Здравствуйте, Ярослав!
Конечно, я признательна Вам за оценки моей жизненной позиции, но всё же уточню, что она остаётся просто жизненной позицией христиански мыслящего человека, жизненной позицией христианки, если хотите.
У меня есть и обоснования к этому.
Вот Вы пишите, подразумевая, что я являюсь адептом
«Не книги "Роза Мира", а Процесса Розы Мира - единственного нормального духовного процесса в наше время. Других вариантов просто нет».
Это прямо противоположно тому, что есть на самом деле. Потому что я как раз считаю, что именно книга «Роза мира» является интереснейшим и важным моментом и (даже документом!) духовного становления Даниила Андреева как личности русского поэта, живущего в очень сложных ситуациях слома социальной традиции. Именно поэтому в книге «Роза мира» (читай: во внутреннем опыте самого Даниила Андреева, которым он делится с нами) так остро стоит вопрос о формах государства, власти и их соотношений с корнями и традициями христианства в русской социальной культуре.
Попробуем верифицировать проблему «процесса Розы мира», о котором Вы пишите.
Если есть процесс, значит должны быть какие-то определенные этапы его становления.
Но можно ли в мировом историческом процессе выделить какие-то события, которые явно свидетельствовали бы о начале или каком-то промежуточном этапе этого процесса?
Вы указываете дату начала процесса Розы мира – середина ХХ века. Хорошо.
А конкретно, почему именно эта дата, а не какая-либо иная?
Я предлагала Жене: давай сделаем календарь Розы мира, это как-то упорядочит
наши представления о ней.
И, как человек, отвечающий за свои слова и гипотезы, стала думать, как организовать этот календарь.
У меня ничего не получилось.
И не могло получиться.
Сразу вспомнилось, что и деятели Французской революции тоже начинали с открытия ворот Бастилии, а в дальнейшем – определяли новый календарь, в котором нашлось место и для Термидора. Именно он и стал обозначать начало революционного террора, а в дальнейшем и символизировать это страшное время революционных событий.
Пришлось признать, что гипотеза моя весьма и весьма сомнительна по отношению к действительности мирового исторического и культурного процесса.
И уж тем более она сомнительна по отношению к Индиктиону, символизирующему цикл обращения времени в церковном календаре, который фиксирует, как мы знаем, христианские праздники и дни памятования святых и праведников.
Теперь возникает вопрос: значит ли это, что никакой Розы мира нет?
Нет, конечно, не значит.
Роза мира реальна как совершающийся в нашей творческой жизни процесс самоорганизации культуры в ее отношениях к власти и истории.
На мой взгляд, именно этим бесценен творческий и духовный опыт ее автора.
С уважением, Ирина.
На этой ноте диалог по e-mail мы временно прекратили. Ярослав предложил мне перенести его на сайт.
Естественно, что, перенося его из поля личной переписки в открытое пространство сайта, мы приглашаем присоединится к нему всех, кому небезразлична современная ситуация в культуре.