Ярослав, Леонид и Марат! Друзья!
Спасибо, Вы подняли интереснейшие темы, и я очень рада, что наш диалог с Ярославом и последующие за ними посты в этой ветке нашли отклик!
Я обязательно присоединюсь к Вам, но, если можно, чуть позже, хотя и сейчас не могу не попытаться найти для воображения и мысли более конкретные для этого разговора «ориентиры».
Ярослав, мне кажется, что есть более точное высказывание о потенциале духовной сущности человека, - "Царство Божие внутри вас". Оно и было дано для того, чтобы наша интуиция, которая подсказывает нам, что
всё внутри нас - и всё есть этапы личной судьбы, личного становления
становилась бы более определённой. Сказать, что "всё есть этапы личной судьбы" - значит высказаться о человеке с позиции фатализма, говорить о нём как о "не мыслящем тростнике" в противоположность знаменитому утверждению Блёза Паскаля. Для дерева тоже "всё есть этапы личной судьбы и личного становления". Мне кажется это важным моментом. У человека жизнь организована гораздо сложнее, поэтому и был дан Новый Завет, Завет благодати, которая не исключает Закона, а объединяет его с жизнью и историей. Это объединение очень трудно даётся истории, но Благая весть говорит о возможности выбора, а значит и о том, что этапы личной судьбы, личного становления есть возрастание лица и имени человека в образах Царствия Божьего, и эти образы задаются нам и мышлением, и пониманием, и поэтическим прозрением и праведным деянием во имя его идеалов и замыслов о человеке. Поэтому мне и кажется столь важным единство опыта Даниила Андреева как поэта-вестника и как очень глубокого социального мыслителя. Свидетельство об иноприродном - неотъемлемая часть его мышления, но, как мне кажется, нельзя придавать ей абсолютного значения.
Я приведу сейчас неожиданный пример - картину немецкого художника Ханса Мемлинга " Откровение Иоанна Богослова на острове Патмос". Я жалею, что не могу вставить её сейчас сюда, - сделаю это чуть позже. Но поразмышлять над ней, - для того, чтобы понять границы художественного и интеллектуального отношения к Откровению, было бы не лишне.
Конечно, и поэзия, и чистое мышление автора "Розы Мира" - это и единство и, одновременно, противоположность, их живую диалектическую связь надо постигать. Постигать, не разрушая социальных обетований "Розы Мира", которые уходят своими корнями в откровения Даниила Андреева об иноприродных началах истории и культуры. Но это говорит о том, что автор "Розы Мира" был наделён исключительно редкими дарами духовного видения и мифотворчества. Он прилагал эти дары к современной ему картине мира, - картине, которая, конечно же, не могла удовлетворить чувства и совесть глубоко мыслящего человека. Прилагал ради того, чтобы осуществить свою миссию, чтобы увидеть и донести до сердца и ума других людей возможность осуществления иного, более справедливого, мира. Его мифопоэтические картины культуры - это замысел об ином начале для мира, точно также как мистические откровения - это его предостережения о "грозной сущности" истории, воплощённой в иноприродных персонажах его духовидческого опыта.
Поэтому и идут эти напряжённые споры вокруг его наследия , в котором человек, - человек, неудовлетворённый сегодняшним религиозным сознанием, его расплывчатостью, - а лучше сказать разорванностью, его скрытой политической ангажированностью, - может обрести новое знание о целях и смыслах исторического предназначения цивилизации и культуры. И это новое знание есть поэтическое высказывание о судьбах истории и мира, но и совершенно новое представление о природе человека, о предназначении его духовной сущности. А значит, и о возможности нового социального призвания самого человечества.
Вот на этом я пока закончу, но обязательно вернусь, чтобы продолжить эту интереснейшую тему. Спасибо Вам, друзья, за Ваши отклики.
Ирина Николаева