Геометрия эго
В своё время у меня в уме сложилась картинка, помогающая увидеть саму меру, что делает истину ложью, а добро – злом. Сердце и так чувствует эту меру (собаки и дети, например, её видят без всяких объяснений и почти никогда не ошибаются в своей оценке). Но уму требуется абстрактная картинка, желательно – максимально целостная.
Эта мера и есть эгоцентризм. Не само эго, а его геометрия. И чем оно ближе к центру внутреннего мира, тем больше разрыв этого мира с реальностью (не только внешней, но и внутренней, которая подменяется фантомами и химерами). Если и проводить аналогию эго с солнцем, то и во внешнем мире солнце не является центром вселенной, а во внутреннем – чем это эго-солнце ближе к центру, тем оно темнее и холоднее. Эгоизм, как нравственная противоположность любви, это следствие эгоцентризма, то есть не самого эго, а его ложного положения во внутреннем мире.
Если Бог есть абсолютная любовь, то дьявол есть абсолютный эгоцентризм. Для любви другое эго – «ты», реальность внутреннего мира, а для эгоцентризма – «оно», объект мира внешнего. Абсолютный эгоцентризм и есть абсолютная тьма, абсолютная ложь, абсолютный разрыв с реальностью. Зло, как воля к небытию, это бунт против истинной реальности, против замысла Божьего.
«Всё не-я должно стать мною» – вот воля эгоцентризма, нулевой вектор любви, замкнутый на не существующий в реальном мире (в истине) центр. Зло – это духовная болезнь, сумасшествие, абсолютный разрыв внутреннего и внешнего миров. Мера всех злых страстей и есть мера (химера) эгоцентризма. И похоть – химера эгоцентризма. И зависть. И жадность. Ложный центр внутреннего мира и порождает все эти болезненные состояния души, окружает её концентрическими химерами.
Любовь лечит от эгоцентризма самим появлением в центре внутреннего мира любимого «ты». Перефразируя Достоевского, можно сказать: эгоцентризм борется с любовью в сердцах людей, а поле битвы – истина. Любовь и есть истина, первореальность, свет. Эгоцентризм и есть ложь, тьма.
Если понять целостно эту духовную геометрию, то становится намного проще увидеть истинные причины очень многих следствий (в себе самом в том числе). Став в центре мира, эго-солнце излучает не свет, но тьму. И всасывает в себя жизнь – это ненасытная воронка небытия. Поэтому ни одна злая страсть не приносит удовлетворения. Она требует всё больше и больше души и жизни. И всё глубже и глубже помогает смещаться эго к центру и тем самым выпадать из реального мира.
В центре реального мира – Бог. А Бог есть любовь. Это центр истинной реальности, где нет разделения на внутренний и внешний миры. Где нет субъекта и объекта. Где абсолютное многообразие и абсолютное единство не противостоят, но обогащают друг друга.
Дьявольская воля – прямая противоположность Божественному Замыслу, это абсолютный эгоцентризм, абсолютный монизм, не терпящий никакого многообразия, всё замыкающий на себе и своём эго. Главная же беда такой альтернативной вселенной в том, что свершившаяся в ней воля «всё не-я должно стать мною» есть абсолютная смерть, абсолютное небытие. Оставшееся в мире единственное Эго перестаёт быть, как и сам такой мир: не как его центр исчезает, а вообще. Это та бездна небытия, которую просветляет Солнце Любви и вызывает к жизни бесчисленные миры и существа.
Ненависть к многообразию миров и систем – главный признак противобожеской воли в любой идеологической конструкции, в какие бы одёжки она ни рядилась и какими бы благими целями ни прикрывалась. В глубине её – эгоцентризм, неутолимая тяга к небытию, зло. Тотальный культ эгоцентризма и есть главное зло неолиберализма – свободы, отрицающей в итоге саму себя. И перерождение этой эгоцентрической свободы в сатанизм абсолютно закономерно, по-другому и быть не могло.