Давать всему определения - это научная методология, имеющая дело только с объективной реальностью, более того - только такую объективированную реальность и признающая реальной. Внутри этой методологии невозможно дать определения не только душе и духу, но и самой материи. Понять и дать определение не одно и то же методологически.
Чтобы понять, что такое материя, необходимо определиться с понятиями пространства и времени; вне этих понятий ни о какой материи речи идти не может вообще. Наука так и не смогла дать объективное определение времени. Философски попытался осмыслить время на языке научной методологии Н.А. Козырев - как активную творческую силу, упорядочивающую и направляющую существование космоса.
Но без внесения религиозного начала в такое понимание времени и только научными методами раскрыть смысл времени нельзя. Более того - внесение религиозного (духовного) фактора в научную методологию преображает её саму в нечто такое, что входит в неразрешимое противоречие с её фундаментальными принципами истинности (повторяемость эксперимента, независимость его от личности и случайности и т.д., и т.п.)
Проще понять, что такое пространство. Это не пустота, наполняемая материей, но форма существования материи как таковая. Нет материи - нет и никакого пространства.
Как ни странно, легче на языке религиозной философии оказалось раскрыть понятие духа, чем материи и времени. Дух - это первореальность, в которой нет разделения на объект и субъект. Всё материальное есть выражение духа вовне. А что же такое душа? Материальна она или нет?
Здесь нам на помощь приходит Слово. Слово материально или духовно? Так же и душа. Слово есть связь духа и материи. Так же и душа. Слово бессмертно и проявляет себя в бесчисленных взаимосвязях слов, актов и предметов. Так же и душа. Язык есть мир, где живут и творят слова. И этот мир продолжает своё бытие в самых разных сферах даже с физической смертью его носителя (народа). Так же и души в мирах посмертных и мире посюстороннем.
Душа и есть слово Духа. И обладает теми же свойствами, что и слово человеческое. Слово целостно и потому бессмертно. И в то же время оно состоит из частей: звуков, букв, знаков и т.д. Но эти части и материальны, и нематериальны одновременно. Так же и душа. И только дух как первореальность абсолютно целостен и не может быть разделён на субъект и объект, внутренний и внешний мир.
Все миры, где есть разделение на внутреннее и внешнее, субъективное и объективное, - миры относительные. И поэтому все определения различных сущностей этих миров так же относительны, как и сами эти сущности. И только духовный мир абсолютен. Все же относительные миры являются частями мира абсолютного, но он не является ни их суммой, ни состоящим из них. Он есть Целое, выступающее по отношению ко всем относительным мирам и феноменам как их первореальность.
Для связи духовной первореальности с реальностями относительными, а так же для связи субъективных (внутренних) миров с мирами внешними (объективными) дано им Слово. Так же и душа. Душа и есть то качество, что отличает живое от неживого.