Фёдор Синельников - продолжение разговора
Вадим, здравствуйте!
1) Вы пишете: "Я считаю, что не в андреевской персоналистической терминологии много человеческого - а в толковании этой терминологии БУКВАЛЬНО (так называемое сведение мистики в буквальный натурализм). Когда мы говорим о таких иерархиях как Соборные Души, Демиурги, Духи Народоводители - надо всегда понимать, что все наши размышления относительны, на уровне мифа, символа".
Во многом мы с Вами говорим об одном и том же. Позволю привести для сравнения самоцитату: "Демиург" - это всего лишь знак, символ той сущности, которая не может быть полностью осознана и прочувствована нами - в этом мире".
Однако этот "буквальный натурализм" возникает не на пустом месте. Когда, например, Андреев пишет, что "Демиург ударил в ярости жезлОм по камню цитадели...", то как Вы предложите избежать этого самого "буквального натурализма"? В стиле "пусть ярость благородная вскипает как волна"? Мне кажется как раз, что Андреев нередко использовал образы, снижающие его откровение. Его лексика - это отдельная тема. Об этом писал и Эпштейн, и я в "Мире власти". Кроме того, персоналистическое мироощущение представлется мне уводящим от поиска логики событий, закономерностей, понимания развития макроструктур. Если все время апеллировать к образам неких сверхсущностей, произвольно определяющих движение мироздания, то даже имея визионерский опыт, можно никогда не выйти на уровень понимания логики событий, внутри которой действуют данные сущности. Так и будем топтаться на уровне средневекового провиденциализма. Задача перед нами, полагаю, совсем другая стоит.
2) Вы пишите: "Вся Небесная Иерархия основана исключительно на Любви".
Вспомните потрясающий момент в "Железной Мистерии", когда Яросвет просит у Планетарного Логоса помощи в принятии правильного решения. Планетарный Логос отвечает: "Знаком свободу не связываю". Даже знаком! Вот это и есть одна из вершин андреевского мифа. Слово "иерархия" - священноначалие - для обозначения Любви? Зачем? Какое расширение в андреевскую триаду "Свобода - Любовь - Творчество" привносит "иерархия"? Это как папская тиара на Распятом или Воскресшем Боге Любви, о Котором Вы говорите (здесь я, пожалуй, перебрал с количеством заглавных букв,но что уж поделать).
3) Вы пишите: "Вы же понимаете, что есть огромная разница в коленопреклонении перед земным начальником (оно и совершается, как правило, исходя из сиюминутных корыстных побуждений: страх, карьерный рост и т.п.) и коленопреклонении перед святым, Божественным. Если такое преклонение совершается исключительно из-за переполняющего душу чувства Любви, Благоговения - это и есть отблеск Небесной Иерархичности".
Вадим, если бы я не понимал, то не приводил бы сам пример с Даниилом и Серафимом. Но в нашем мире стремление пасть на колени перед тем, что мы считаем святым и божественным, полагаю, вызвано не только осознанием этой святости, но и присутствием в нас эйцехоре. Не думаю, что в мирах, где оно отсутствует, есть телесно выражаемое преклонение перед существами, достигшими большей одухотворенности. Представьте, что перед Вами встает на колени любимый Вами человек, или Ваш ребенок. В Вас не возникнет потребность поднять его? Иисус не случайно умыл ноги ученикам - причем этот жест следует рассматривать в контексте ближневосточной (конкретно - иудейской) ментальности того времени. Учитель моет ноги ученикам! Так он еще и Бога звал Папой. Какая уж тут иерархия... Если уж только совсем перевернуть смысл этого слова - как это сделал Бердяев, сказав, что высшее иерархическое положение в мире - быть распятым. Но Бердяев здесь как раз своим парадоксализмом дезавуирует этот чудесный термин - "священноначалие".
4) вернемся к нашим кацапам...
Любое негативное обобщение по отношению к какому-либо этническому и расовому сообществу со стороны не относящегося к ним индивида не имеет состоятельности. Такие реплики унижают не тот народ, которому они адресованы, а произносящего их индивида (индивидов) - но не тот народ, представителями которого он (они) себя считают. Можно, например, сказать про свой народ - "мы ленивы и нелюбопытны", но недопустимо говорить такое о другом народе.
Дмитрий Ахтырский:
Причем корень "арх" - "начало" - обозначает в таких сложных словах именно "власть". Священная власть. Или власть священства. И рядоположно с "иерократия".
Заметки по метаистории Украины - 1