Может быть, дойдут руки в своих «философских эвриках» более развернуто и доказательно осветить эту проблематику.
Что было бы и интересно, и нужно, и даже актуально,
Роман! Вы правы, проблематика "справедливости и равенства" ещё не раскрыта, несмотря на весь страшный опыт социальных потрясений последних веков, кружившийся вокруг этих слов. Не раскрыта эта проблематика по-настоящему и в церковной среде, и в светской. И сейчас в России эта проблематика вновь становится чуть ли не центральной.
Хорошо, что Татьяна задала Вам вопрос на эту тему и Вы на него ответили: не расшифруй Вы абзац о "свободе, равенстве и братстве" в следующем своём посте, Вашу мысль можно было трактовать по произвольным ассоциациям, возникающим в сознании от самих слов, а не от контекста, где эти слова находятся. А слова такие, что от того или иного наполнения смыслом каждого из них меняется и "лозунг", вплоть до противоположного (что мы и видим на исторических примерах в избытке).
Позволю себе привести один абзац из главки "Стиль родонизма" (там эпиграф – ключ не только к описываемому феномену, но и к самому лозунгу французской революции), где у меня встречается "свобода, равенство, братство" (один раз в книге, хотя в голове я держал этот лозунг, в его связи с "тремя ключами", и вспоминал неоднократно):
"Лейтмотив изнанки – разделяй и властвуй. В исторических и культурных аналогиях, проводимых идеологами родонизма, подчёркивается, акцентируется, всячески выпячивается разделение по лагерям и выдаётся за норму и необходимость развития. Всё и вся разводится по клеткам, классифицируется и пригвождается бирками. Христианский раскол видится не трагедией, но благом. Заходит речь о зарождении протестантизма внутри православия. Постоянно муссируется давно канувший в Лету спор западников и славянофилов. Как это согласуется с духом Розы Мира? Такие вопросы выглядят неприличными, глуповато выглядят. Отлично согласуется! Аукнулось почти по Марксу: классовая ненависть ведёт к братству. Откликнулось с усатым акцентом: усиление социалистического государства обостряет классовую борьбу, но это обострение – путь туда же (к братству). А ещё лаконичнее лозунг: свобода, равенство, братство! Второе слово пожирает первое и делает невозможным третье. Гильотина получается, как ни крути. И точнее называть дух лжи не духом умным, но духом хитрым, а ещё точнее – духом пошлым." (Пардон за самоцитату.)
Имитация и фальсификация,
тотальное окарикатуривание и фиктивное смысловое наполнение этих больших слов (свобода, равенство, братство), их натуралистическое понимание, профанирование и выхолащивание их духовной составляющей (их логоса) – особенно второго слова! ставшего коренным в этой "птице-тройке" и уводящей всю "колею" в царство
духа отрицания и саморазрушения, – это и есть дух "Великого Инквизитора" (в социально-историческом его отражении). То же самое может произойти и с "тремя ключами" Розы Мира (микромодель-карикатура уже явлена нам в сетевом своём варианте).
"Равенство" – самое коварное слово в "игре духов метаистории" и самое соблазнительное для человека. Стоит понять это слово слишком "от мира сего", как весь "хоровод" проваливается в преисподнюю. Если найдутся у нас с Вами силы и резервы взаимопонимания, было бы стоящим делом – открыть диалог "о справедливости и равенстве". И лучше, наверное, не в философском разделе, а в "Метаистории и геополитике" (или параллельно – две темы?). Социально-политический аспект в этой тематике актуальнее философского, как Вы считаете? Хотя и не берётся без глубокой религиозной философии.
И ещё одно уточнение (для гипотетического читателя) –
значимость поэтики Даниила Андреева выросла бы, если рассматривать ее в соединении с религиозной философией Николая Бердяева. Если сделать, так называемую, «прививку» Бердяевым. Поскольку произведения обоих мастеров под разными ракурсами, поэтическим и философским, освещают общее духовное поле. Сопрягаются друг с другом и дополняют друг друга.
Когда речь заходит о Данииле Андрееве
как художнике и поэте, легко сделать вывод (и делают!), что андреевская
весть о духовной реальности воспринимается нами как художническая фантазия и лишена для нас того, что можно назвать Откровением. Нас неоднократно упрекали в "рм-атеизме" и неверии в стоящую за андреевскими образами и "метапраобразами" подлинную реальность и реальность мистическую, которая всегда конкретна и в которой
духи живые называются по именам и имеют своё сущностное лицо, а не сводятся к аллегориям или метафизическим абстракциям. Это ложный упрёк со стороны мистических натуралистов, мыслящих реальность духовную по аналогии с миром сим.
Вновь подчёркиваю: я верю в реальность иных миров, описанную Даниилом Андреевым, равно как и другими вестниками. Даниил Андреев – как поэт по преимуществу и по складу своей личности – дал нам
поэтическое преломление подлинной духовной реальности.
Творческое преломление, а не фотослепок. И от читателей Андреева требуется
творческое же постижение, иначе всё будет карикатура и обезьянничанье. Бердяев, упомянутый здесь неоднократно и неслучайно, дал нам
философское (смысловое), но так же
творческое преломление подлинной духовной реальности. К слову, мифологию и мистику Бердяев считал первичнее и глубже философии и метафизики. Цитирую (на память и по смыслу): "в основании любой философии лежит мифологема, а не философема; мистика – это вершина религиозного мировосприятия".
И таких
творческих преломлений высшей и подлинной реальности – множество. Сопрягать их внутри своего
творческого (подчёркиваю это слово вновь и вновь!) существа и претворять их в целостную и объёмную, но живую истину, не вмещаемую ни в одно из своих человеческих и природных преломлений в нашем мире, – вот
главная задача читателя (продолжателя, последователя и т.д.). Без
творчества читателя все поэмы и трактаты превращаются в мёртвую букву и используются
как слепое орудие духом, из самых тёмных глубин своей зависти ненавидящим
творческую природу человека и Бога.
Это очень важный, принципиальный момент в книге. Поэтическое преломление истины не является игрою фантазии и не умаляет истины, но расширяет и углубляет её в творческом существе постигающего. Дополняет философское, религиозное и научное постижение истины. И только в диалоге таких проекций истины мы можем почувствовать её подлинность и целостность. Ни одна из граней истины, взятая по отдельности, не даёт нам чувства Целого. А в претензии на свою исключительность, верховность и универсальность любая грань истины (концепция, система) превращается в ложь и служит духу лжи. Любая, самая чистая и светлая. Вот почему в истории так часто и так печально ученики убивали своего учителя после его физической смерти и служили, прикрываясь его именем, духу прямо противоположному декларируемым лозунгам и вывескам (примеров тому несть числа).
Только в ансамбле и диалоге учителей слышен голос Истины и только в таком диалоге можно найти противоядие от духа, исподволь окарикатуривающего любое светлое и высокое учение, взятое в своей отдельности. Оборвать связи с другими учениями – первая задача духа лжи, а служат ему орудиями, как правило, самые ретивые и самые возгордившиеся своей причастностью к новому великому учению ученики.
"Прививку Бердяева" (не только его, конечно) к "учению" Даниила Андреева я делал внутри себя более двадцати лет (то есть – всю свою сознательную), поэтому как раз данная составляющая книги мне далась легче всего, писалась свободно и прозрачно. Но трудно (а порою мучительно) далась другая часть: преломление и отражение
духа родонизма в сетевом поле. Слишком ещё мала временн
ая дистанция, слишком здесь ещё много сиюминутной душевной мути (в т.ч. и моей), и так трудно разглядеть в этой мути сущностные моменты и уловить то, о чём стоит писать, отделив это от того, чему "цена три копейки в базарный день". К сожалению, именно "это остренькое" привлекло и было интересно большинству читателей, заходивших с "рм-форумов" и просматривавших по диагонали книгу. И большое счастье, что нашлись люди, творчески и глубоко воспринявшие тот
предмет, что вдохновлял и меня, как автора книги. Пусть таких душ немного, но они есть и мы встретились, а значит всё было не напрасно и не впустую (главное утешение для писателя, не искушённого "прижизненным", но верящим в нужность не только для себя лично своего труда). Спасибо вам!