Упрощение модели поведенияНе чуя под собойПсихология как наука оказалась бессильной перед нашествием на нас таких задач, которые в последнее время заставляют нас постоянно возвращаться к смысловым основам жизни и к оценкам, которые обеспечивают нам непротиворечивую картину этого смысла.
Мы уже понимаем, что если нет главного центра, созидательно и мощно сплачивающего людей в одну положительную развивающуюся общность, то нас неминуемо настигает энтропия сознания и поведения, в поле которой власть над людьми всё равно захватывает другая Высшая Мера, та, до которой люди позволяют себе опуститься в поле общности. Это – закон критериального сознания (вынужден употреблять эти термины), закон духовности: см. статью автора «Что такое дух и духовность»:
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=3052.0Ярослав Таран пишет:
Роман, неужели Вы, вправду, не видите разницы между эпистолярным и форумным жанром? Мы бы с Вами совсем по-другому переписывались по почте, чем на форуме: здесь мы пишем не только друг для друга. И этим очень многое обусловлено. И на форуме - вольно или невольно - пишущий видит не только своего адресата читающим эпистолярию и пишет не только ради него и для него. Сосредотачиваться только на собеседнике и на общении с ним - значит отворачиваться от читателя. Цель ведь открытой площадки не в том, чтобы наладить коммуникацию с кем-то лично и уж тем паче не в том, чтобы кого-то переубедить или победить в споре, а в том, чтобы тексты форума были содержательны, объёмны, интересны. Тут выбирать нужно, что важнее: личные отношения или форум как содержание. А общаться (хоть письменно, хоть устно) друг с другом можно и в закрытых разделах и по личным каналам: традиционно - по почте. На сцену артисты выходят не для того, чтобы поговорить друг с другом и повыяснять отношения. И только поэтому сцена может быть оправдана. Иначе - это разврат. Хотя и личный фактор, конечно, нельзя сбрасывать со счетов: тут комплексный подход нужен. Форумный жанр - это искусство. А искусством нельзя овладеть быстро и без ошибок трудных. И учителей нет - это новое искусство, всё приходится осваивать собственным опытом и сразу на сцене.
Я хочу оттолкнуться от этой очень удачной цитаты Ярослава, чтобы ещё раз привлечь внимание людей, идущих к проблеме № 1, как я считаю, – к нашим личностным оценкам и к соответствующему им нашему поведению.
Для понимания законы, о которых я веду речь, несложны. Другое дело, принять их для себя или нет – решает каждый человек с высоты собственного опыта и, главное, с высоты своего главного критерия как Высшей Меры.
Что мы позволяем себе как актёры на Сцене Жизни, то определяется нашей Высшей Мерой – вот основная мысль моего выступления тут как лектора, то есть очень плохого актёра со своей маленькой пьеской.
«Мы живём, под собою не чуя страны», – стихи поэта, которые, думаю, отразили и другую сторону нашей жизни – высшую, критериальную, в которой мы не чуем свою Высшую Меру. Почему? Может быть, нам, ленивым, так жить проще и безопасней, как тем, о которых говорил О. Мандельштам? Что безопасней – сомневаюсь, история доказала обратное. Проще – да, но это – спячка, а не жизнь.
Мы все – актёрыЕсли принять за основу поведения человека на форуме модель поведения актёра на сцене (по Я. Тарану), то обычный критериальный анализ покажет, что любой актёр, прежде всего, обязан максимально и постоянно удовлетворять свой главный критерий сцены всеми своими усилиями. Таким образом, Высшей Мерой для него становится максимальное приближение его поведения к поведению гениального лицедея, который даже в быту разыгрывает свои маленькие сценки, а всю свою жизнь превращает в свой тотальный театр со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Мы все – в какой-то мере актёры, и ошибаются те, кто думает, что актёром управляют лишь слава и страсть к перевоплощению. Им, так же, как и любым из нас, управляет та Высшая Мера, которую мы позволяем для себя сами.
Актёрство, как известно, исключает жизнь по канонам нравственности. Нравственность, искренность необходимо актёру «играть». Это искусственный человечек – гомункулус.
Вспомним И.В. Гёте:
О, эта высь, о, это просветленье!
Достоин ли ты, червь, так вознестись?
Хороший актёр в силу своего таланта проникает в самые тонкие слои логики поведения как животной мимикрии и мимикрирует, как, положим, Иннокентий Смоктуновский, всё, до самых глубин. Ф.М. Достоевский признан гением изображения этих глубин.
Какая мораль у такого «артиста», если он начинает играть в пьесе Даниила Андреева роль достигшего просветления Фауста или Мефистофеля? Роль есть роль, и этим всё сказано.
Упрощение модели поведенияОднако, должен сильно огорчить моего читателя тем, что, по мере течения времени, любой человек, даже очень хороший, абсолютно несознательно превращает свою идеальную модель поведения в сильно упрощенную, детскую.
Упрощение модели поведения актёра постепенно обращает его в гомункула – искусственного человечка. Почему? Да потому, что он не просто принял упрощенные, облегчённые условия игры и стал им соответствовать, но он поменял свою Высшую Меру оценки всех и вся на Высшую Меру гомункула. Может быть, именно о нём написал нам О. Мандельштам, о модели поведения как о «приданном» советского времени?
К сожалению, так поступают дети, когда они, слушая разговоры взрослых между собой, строят в своём сознании свою, детскую, модель поведения. Они исходят из того упрощенного общения взрослых, за которым стоят сложные мотивы, условия и требования, о которых в упрощенном разговоре взрослых не говорится, но взрослые о них подразумевают. Взрослым от них никуда не денешься, а словами всё не объяснишь, поэтому модель поведения и модель представления ситуаций у взрослых намного сложнее, чем она проявляется в их словах. Она содержит такие исходные положения, которые накладывают на их поведение абсолютные ограничения, о которых практически никогда ничего не говорится. Необходимо анализировать все пласты коммуникации взрослых людей. Вот об этом, кажется, и говорит Ярослав Таран.
Житейская суета рм-форумовРоман пытается объяснить происходящее с позиций нормального просвещённого человека, а Ярослав по ходу чтения ставит вопросы, уточняющие механизм скатывания к Высшей Мере Сцены, где ценится лишь талант мимикрии. Вновь вспомним «Фауста» И.В. Гёте:
Живейшие и лучшие мечты
В нас гибнут средь житейской суеты.
В данном случае «житейской суетой» является рм-форум.
Но этого мало. Государственная Дума как общественная сцена – то же самое. Казалось бы, если ты – артист такого театра, как Государственная Дума, то выбери для себя главную роль высокого уровня и веди свою жизнь в соответствии с нею. Но не тут-то было. Не получается. Ведь на самом деле нужно выбрать не роль в жизни, а свою Высшую Меру. А об этом «актёры» и не подозревают, пытаются объяснить нам и друг другу проблемы по упрощенной, детской, схеме. Но белыми нитками шиты их усилия, ибо этими усилиями они максимизируют свою Высшую Меру, чуждую нравственности.
Наш выборФактически мы наблюдаем не просто розыгрыш «сценок» из жизни детей, а действие Высшей Меры через конкретного человека, пытающегося скрыть в процессе «игры на сцене» свои критерии довольно низкого пошиба. Через его действия и поступки, через его мысли и идеи проявляется его главная оценка, его мораль. И если он меняет по ходу жизни роли, то он, без всякого сомнения, – актёр.
Заметим, что настоящий аристократ всегда имел в виду всю иерархию отношений с другим человеком, включая в них, в первую очередь, требование самых высоких уровней общения – этических, моральных, нравственных. Если человек позволял себе пренебречь последним, то он сам скатывался к поведению гомункула. Надо ли здесь что-то добавлять по поводу мистического демонизма, если выбор был добровольный со стороны самого человека?
С другой стороны, когда говорят, что эгрегор формируется за счёт психических эманаций людей, то это лишь частично правильно. Высшую часть эгрегора нам не дано видеть просто так. Она проявляет себя в нашем поведении нашей моралью, ибо она формируется за счёт воздействия на него разного рода Высшей Меры.