АварБо (страница-I)
11.01.2011. Страницы Аварской истории. Народ возрождается, познавая себя в своей истории, осознавая происхождение своей культуры, причастной иным значимым цивилизациям, обогатившей их и впитавшей от них то лучшее, чем они владели и чего добились…
Аварцы и авары
При всём желании этимологически связать название древнего народа аваров с современными кавказскими аварцами обречено на построение гипотез на эту тему, лишённых прямых письменных свидетельств и научных доказательств.
Современные аварцы и ряд других дагестанских этносов упоминаются в истории под именем алби, албаны – горцы (лат.), от которых происходит название Кавказская Албания.* В эпоху государства Сарир,* цари которого состояли в родстве с иранской династией Сасанидов; народ, населявший эту страну, не именовал себя аварами, аварцами, сарирцами или маарулал (самоназвание аварцев. прим.авт.).
В то же время грузины с самых древних времён называли народ, живший и поныне живущий в горах Аварии, – леками, в честь эпонима, праправнука Ноя (Мир ему!) Лекоса, от которого произошли дагестанские народы и древнее название страны – Лекетия. В «Картли цховреба» упоминается, что из рода Лекоса вышел славный потомок Хозоних, который по легенде и стал основателем земли Хунз.
«А Хозоних же, который был самым знатным среди потомков Лекана, подошел и обосновался в ущелье горном, построил город и назвал именем своим Хозанихети.»
Кстати, одно из названий столицы аварского царства Хунзаха - Хумрадж (вероятно искажённое) можно перевести как «царство волка», хъумур – волк* (авар.диал. - см. Правитель страны Гум в нартском эпосе.), и не случайно на штандарте хунзахских ханов на протяжении веков изображался тотемный волк с символом горского монотеизма Свердеро, вечного круга Жизни.
Лингвистическая составляющая древнего аварского этноса связана едиными корнями с хурритскими, урартскими языками (при наличии значительного количества
аварско-индоевропейских изоглосс), что подтверждается различными исследователями этого вопроса.
Но, несмотря на кое-какие догадки, размышления и факты по этому поводу, остаётся вопрос, откуда возникло имя, несущее в себе корень
авар, трансформировавшееся в имя целого народа и объединившее несколько родственных племён на территории современного Дахистана*? Существуют прямые исторические сведения, датируемые 10 веком, в сообщениях арабского географа и путешественника Ибн Русте о том, что царя Сарира зовут Авар (Auhar). В аварском языке корень "авар" имеет важное значение, он образует слово "авараг", означающее пророк, мессия, царь, что указывает на то, что источник этого слова – имя правителя Серира Авара (Auhar) и, предположительно, целой династии царей. Возможно и иначе: в древнем языке албанов, хунзов слово "авараг" существовало ранее, и этот самый царь, о котором исторические сведения немногочисленны, был назван так от рождения или же получил это имя благодаря своей деятельности. Но с другой стороны, маловероятно, что этот факт является причиной того, что целый народ был назван именем одного человека.
Теоретически можно связать имя этого царя с названием кочевого племени аваров, так как властители Сарира были связаны родственными узами с царской династией Ирана, а авары, как известно, относились к последней волне иранских номадов и состояли в выгодном политическом союзе с Ираном.
Как бы ни было, но причиной тому, что народ обрёл имя Auhar – Воля Всевышнего Аллаха.
Аварский народ был и есть образующий Дагестан, являющийся его стержнем, ради единства которого силы его (народа) выдвинули в жизнь таких деятелей, как: Имам Шамиль, Кази-Магомед, Хаджи-Мурат, шейх Узун-Хаджи Салтинский, Амин Гонодинский, имам Гоцинский, кадий Пир-Мухаммад, муфтий Саид-Хаджи Абубакаров, Расул Гамзатов, Максуд Сидиков, Сурхай, Уммахан Аварский, Уммахан Справедливый, Бухт Йишо*, Суракат, Auhar…
Если авары родственны хурритам, то им родственны аварцы дагестанские?В поисках информации на эту тему обнаружил интересную статью на английском языке об аварах и краткий пост о ней в сети. Автор статьи утверждает, что авары евразийские и кавказские авары - одно и то же. Речь идёт о хурритах Хорезма. По его убеждению этническим ядром аваров были хурриты (Huer,Hwer,Hwar). В составе хурритского объединения были и иранцы и протомонголы. Но основным этно-образующим элементом являлись хурриты. По мнению учёных, в частности, А.Толстова, Хорезм (=Ариана) переводится как «Земля Хурритов-Земля Народа Солнца». На острове Хвар в Хорватии до наших дней сохранились потомки евразийских аваров. Помимо этого, аварский язык имеет прямое родство с сино-тибетскими и енисейскими языками. Первоначально авар (обр) - это хуррит, и только позже это имя стало восприниматься как иранское слово "номад" (свободный, деятельный).
Общепризнанные данные учёных о принадлежности нахско-дагестанских народов, а конкретно аварцев к сино-кавказской языковой семье, к которой относились и хурриты, подтверждают вышеприведённые сведения и проводят прямую генеалогическую и лингвистическую параллель между двумя течениями аваров. И те и другие авары включали и включают в себя субстраты и других этнических групп. Не случайно в гаплогруппе аварцев выявлена связь с семитской ветвью, к которой принадлежат и арабы, а евразийские авары представляли из себя воплотившийся синтез племён и рас, стержневую роль в котором играл, наряду с прочими, хурритский этно-языковой субстрат.
«Аварская орда в Европе, предположительно, отождествляла себя с жужаньской государственностью, но реально состояла из неоднородных по своему этническому составу племён преимущественно европеоидного происхождения. Так, данные археологических раскопок показывают, что 80 % обнаруженных аварских черепов принадлежат к европеоидной расе, среди которых длинноголовые нордики (высокорослые блондины с выпирающими носами и подбородками, — атланто-балтийцы) и средиземноморцы составляют 38 %, широколицые протоевропеоиды сарматского типа (условные «кроманьонцы»)— 22,6 %, круглоголовые памиро-альпийцы (балкано-кавказцы, включая так называемый «кельтский тип», высокорослых динарцев, депигментированных кавкасионцев с отчасти сарматскими чертами и народ «ди» китайских хроник) вместе с арменоидными переднеазиатами (то есть физическими хурритами) — 17,1 %.» (википедия.)Есть ясные сведения, где авары причисляются к семитам-хурритам, смешавшимся между собой в результате взаимопроникновения этих племён и подчинения хурритами аморейско-аккадских государств . Те семиты, как утверждается, не относились ни к арабам, ни к евреем, ни к пеласгам, но являлись самостоятельным этно-образованием семитической ветви народов, однако несли в себе общие черты, гены, культурно-религиозные особенности этой расы, расы потомков патриарха Сима, сына Ноя. Думаю, эти данные позволяют признать доказанной определённую этническую связь аваров и аварцев и ответить на вопрос, откуда в гаплогруппе аварцев J1 – 67 % и где первоначально нужно искать эти истоки (J1 относится к роду Авраама, Ибрахима, - мир ему!). Но в то же самое время это не говорит о том, что аварцы произошли от аваров или смешались с ними. Участие хурритских и индоевропейских племён объединения аваров в этногенезе горцев исключить нельзя, но завышать его масштаб также не имеет смысла, так как проникновение гунно-авар в горные области земли Сарир, где обитали их родственные племена по хурритской линии, не происходило в массовом потоке. Однако сам факт изменения в названии центра Нагорного Дагестана Хозонихети, Хумрадж на Хунзах (у хунов, вархуннов; Авар-Хунзах или Хунаракерт – город хонов, арм.), говорит о возможных контактах гуно-авар с горцами – хунзами, сильбами, андаками и др. – в будущем единым народом под общим именем – аварал (аварцы). Подтверждает такую версию и факт реконструкции Николаевым С. Л. и Старостиным С.А.(Nikolajev S. L., Starostin S. A.
A North Caucasian Ethymological Dictionary. — Moscow, 1994), современного аварского обозначения понятия «народ БО – вооружённый народ, войско, ополчение» (* Awar>*bar>bo, – родственное хуррито-урартскому xurrade. (прим. аварское село Хурада).
Несмотря на то, что мы теоретически приблизились к вопросу о родстве аваров и этимологической связи их общего имени, мы не имеем материальных фактологических подтверждений того времени, когда было положено начало этому союзу и событиям вокруг этого, что в конечном счёте и является задачей археологии. К тому же евразийских аваров всё же принято именовать псевдоаварами, и этому есть своё объяснение.
При всей значимости поисков этнической идентичности различных народов Земли, одно важно помнить из истории евразийских авар для всех нас, живущих в 21 веке, – это то, что постигло каганат на закате его славы, от чего пало их государство на глазах у всего мира:
«В одном византийском источнике IX в. сохранились любопытные подробности о причинах разложения позднеаварского общества; это рассказы старых аварских воинов, находившихся в болгарском плену у хана Крума. Хан спросил у них: «Что вы думаете, почему были разорены ваши господа и ваш народ?» Они ответили так: «Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало источником нашего постыдного несчастья».Поэтому лучшее, что имеет аварский народ – это религия Единобожия (ислам), история,
полирелигиозная культура, деяния великих предков, а также многовековой повседневный духовный и материальный труд и молитва простого горского народа, что является хранителем очагов Кавказа, духом, плотью и кровью Дагестана и Аварии.
М-Шах
————————————————————————————————————
Примечания в фактах и ссылках:
*Подавляющее большинство исследователей (Й. Маркварт, О. Прицак, В. Ф. Минорский, В. М. Бейлис, М. Г. Магомедов, Т. М. Айтберов причисляют к наследию авар и этнический термин «awar~auhar», исторически закрепившийся за дагестанскими аварцами, признавая при этом вполне допустимым наличие инфильтрации части аваров в горскую кавказоязычную среду.
Не видит каких-либо серьёзных причин для сомнений в правоте сторонников инфильтрационной точки зрения и лингвист Харальд Хаарманн, также увязывающий дагестанский этноним «авар» с наследием евразийских аваров~вархонитов.
*(
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%80)
*О «ГУМСКОМ КЪОБОРЕ» НАРТСКОГО ЭПОСА
* Бухт Йишо - дословный перевод имени правителя Сарира - "Спас Иисус".
* Название Дагестан по мнению некоторых исследователей происходит от иранского слова «дахью», что означает «страна, состоящая из нескольких областей», «территориальное объединение, функционировавшее как крупное родоплеменное образование» и соответственно «стан». Таким образом в имени Дагестан – два или три значения, одно иранское, другое тюркское и наконец историческое внутреннее значение, что означает «Земля Трона», на арабском ард ас-Сарир.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Но следует отметить, что существует совершенно иное толкование происхождения имени аварского народа, и восходит оно к ещё более древним временам. Из этого следует, что и этническая связь между кочевниками, взявшими имя авар и аварами дагестанскими, лишь условная.
Об этом в комментарии историка ниже.