Кавказ: история, мифы, предания, эпос
АварБо

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 03 Февраль 2012, 00:20:56 »
АварБо (страница-I)
11.01.2011.

Страницы Аварской истории. Народ возрождается, познавая себя в своей истории, осознавая происхождение своей культуры, причастной иным значимым цивилизациям, обогатившей их и впитавшей от них то лучшее, чем они владели и чего добились…


Аварцы и авары

При всём желании этимологически связать название древнего народа аваров с современными кавказскими аварцами обречено на  построение гипотез на эту тему, лишённых прямых письменных свидетельств и научных доказательств.

Современные аварцы и ряд других дагестанских этносов упоминаются в истории под именем алби, албаны – горцы (лат.), от которых происходит название Кавказская Албания.* В эпоху государства Сарир,* цари которого состояли в родстве с иранской династией Сасанидов; народ, населявший эту страну,  не именовал себя аварами, аварцами, сарирцами или маарулал (самоназвание аварцев. прим.авт.).

В то же время грузины с самых древних времён называли народ, живший и поныне живущий в горах Аварии, – леками, в честь эпонима, праправнука Ноя (Мир ему!) Лекоса, от которого произошли дагестанские народы и древнее название страны – Лекетия. В «Картли цховреба» упоминается, что из рода Лекоса вышел славный потомок Хозоних, который по легенде  и стал основателем земли Хунз. «А Хозоних же, который был самым знатным среди потомков Лекана, подошел и обосновался в ущелье горном, построил город и назвал именем своим Хозанихети.»

Кстати, одно из названий столицы аварского царства Хунзаха - Хумрадж (вероятно искажённое) можно перевести как «царство волка», хъумур – волк* (авар.диал. - см. Правитель страны Гум в нартском эпосе.), и не случайно на штандарте хунзахских ханов на протяжении веков изображался тотемный волк с символом горского монотеизма Свердеро, вечного круга Жизни.

Лингвистическая составляющая древнего аварского этноса связана едиными корнями с хурритскими, урартскими языками (при наличии значительного количества аварско-индоевропейских изоглосс), что подтверждается различными исследователями этого вопроса.

Но, несмотря на кое-какие догадки, размышления и факты по этому поводу, остаётся вопрос, откуда возникло имя, несущее в себе корень авар, трансформировавшееся в имя целого народа и объединившее несколько родственных племён на территории современного Дахистана*? Существуют прямые исторические сведения, датируемые 10 веком, в сообщениях арабского географа и путешественника Ибн Русте о том, что царя Сарира зовут Авар (Auhar). В аварском языке корень "авар" имеет важное значение, он образует слово "авараг", означающее пророк, мессия, царь, что указывает на то, что источник этого слова – имя правителя Серира Авара (Auhar) и, предположительно, целой династии царей. Возможно и иначе: в древнем языке албанов, хунзов слово "авараг" существовало ранее, и этот самый царь, о котором исторические сведения немногочисленны, был назван так от рождения или же получил это имя благодаря своей деятельности. Но с другой стороны, маловероятно, что этот факт является причиной того, что целый народ был назван именем одного человека.

Теоретически можно связать имя этого царя с названием кочевого племени аваров, так как властители Сарира были связаны родственными узами с царской династией Ирана, а авары,  как известно, относились к последней волне иранских номадов и состояли в выгодном политическом союзе с Ираном.

Как бы ни было, но причиной тому, что народ обрёл имя Auhar – Воля Всевышнего Аллаха.
Аварский народ был и есть образующий Дагестан, являющийся его стержнем, ради единства которого силы его (народа) выдвинули в жизнь таких деятелей, как: Имам Шамиль, Кази-Магомед, Хаджи-Мурат, шейх Узун-Хаджи Салтинский, Амин Гонодинский,  имам Гоцинский, кадий Пир-Мухаммад, муфтий Саид-Хаджи Абубакаров, Расул Гамзатов, Максуд Сидиков, Сурхай, Уммахан Аварский, Уммахан Справедливый, Бухт Йишо*, Суракат, Auhar…

Если авары  родственны хурритам, то им родственны аварцы дагестанские?


В поисках информации на эту тему обнаружил интересную статью на английском языке об аварах и краткий пост о ней в сети. Автор статьи утверждает, что авары евразийские и кавказские авары - одно и то же. Речь идёт о хурритах Хорезма. По его убеждению этническим ядром аваров были хурриты (Huer,Hwer,Hwar). В составе хурритского объединения были и иранцы и протомонголы. Но основным этно-образующим элементом являлись хурриты. По мнению учёных, в частности, А.Толстова, Хорезм (=Ариана) переводится как «Земля Хурритов-Земля Народа Солнца». На острове Хвар в Хорватии до наших дней сохранились потомки евразийских аваров. Помимо этого, аварский язык имеет прямое родство с сино-тибетскими и енисейскими языками. Первоначально авар (обр) - это хуррит, и только позже это имя стало восприниматься как иранское слово "номад" (свободный, деятельный).

Общепризнанные данные учёных о принадлежности нахско-дагестанских народов, а конкретно аварцев к сино-кавказской языковой семье, к которой относились и хурриты, подтверждают вышеприведённые сведения и проводят прямую генеалогическую и лингвистическую параллель между двумя течениями аваров. И те и другие авары включали и включают в себя субстраты и других этнических групп. Не случайно в гаплогруппе аварцев выявлена связь с семитской ветвью, к которой принадлежат и арабы, а евразийские авары представляли из себя воплотившийся синтез племён и рас, стержневую роль в котором играл, наряду с прочими, хурритский этно-языковой субстрат. 
«Аварская орда в Европе, предположительно, отождествляла себя с жужаньской государственностью, но реально состояла из неоднородных по своему этническому составу племён преимущественно европеоидного происхождения. Так, данные археологических раскопок показывают, что 80 % обнаруженных аварских черепов принадлежат к европеоидной расе, среди которых длинноголовые нордики (высокорослые блондины с выпирающими носами и подбородками, — атланто-балтийцы) и средиземноморцы составляют 38 %, широколицые протоевропеоиды сарматского типа (условные «кроманьонцы»)— 22,6 %, круглоголовые памиро-альпийцы (балкано-кавказцы, включая так называемый «кельтский тип», высокорослых динарцев, депигментированных кавкасионцев с отчасти сарматскими чертами и народ «ди» китайских хроник) вместе с арменоидными переднеазиатами (то есть физическими хурритами) — 17,1 %.» (википедия.)

Есть ясные сведения, где авары причисляются к семитам-хурритам, смешавшимся между собой в результате взаимопроникновения этих племён и подчинения хурритами аморейско-аккадских государств . Те семиты, как утверждается, не относились ни к арабам, ни к евреем, ни к пеласгам, но являлись самостоятельным этно-образованием семитической ветви народов, однако несли в себе общие черты, гены, культурно-религиозные особенности этой расы, расы потомков патриарха Сима, сына Ноя. Думаю, эти данные позволяют признать доказанной определённую этническую связь аваров и аварцев и ответить на вопрос, откуда в гаплогруппе аварцев  J1 – 67 % и где первоначально нужно искать эти истоки (J1 относится к роду Авраама, Ибрахима, - мир ему!). Но в то же самое время это не говорит о том, что аварцы произошли от аваров или смешались с ними. Участие хурритских и индоевропейских племён объединения аваров в этногенезе горцев исключить нельзя, но завышать его масштаб также не имеет смысла, так как проникновение гунно-авар в горные области земли Сарир, где обитали их родственные племена по хурритской линии,  не происходило в массовом потоке. Однако сам факт изменения в названии центра Нагорного Дагестана Хозонихети, Хумрадж на Хунзах (у хунов, вархуннов; Авар-Хунзах или Хунаракерт – город хонов, арм.), говорит о возможных контактах  гуно-авар  с горцами – хунзами, сильбами, андаками и др. – в будущем единым народом под общим именем – аварал (аварцы). Подтверждает такую версию и факт реконструкции Николаевым С. Л. и Старостиным С.А.(Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. — Moscow, 1994), современного аварского обозначения понятия «народ БО – вооружённый народ, войско, ополчение» (* Awar>*bar>bo, – родственное хуррито-урартскому xurrade. (прим. аварское село Хурада).

Несмотря на то, что мы теоретически приблизились к вопросу о родстве аваров и этимологической связи их общего имени, мы не имеем материальных фактологических подтверждений того времени, когда было положено начало этому союзу и событиям вокруг этого, что в конечном счёте и является задачей археологии. К тому же евразийских аваров всё же принято именовать псевдоаварами, и этому есть своё объяснение.

При всей  значимости поисков этнической идентичности различных народов Земли, одно  важно помнить из истории евразийских авар для всех нас, живущих в 21 веке,  – это то, что постигло каганат на закате его славы, от чего пало их государство на глазах у всего мира:

«В одном византийском источнике IX в. сохранились любопытные подробности о причинах разложения позднеаварского общества; это рассказы старых аварских воинов, находившихся в болгарском плену у хана Крума. Хан спросил у них: «Что вы думаете, почему были разорены ваши господа и ваш народ?» Они ответили так: «Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало источником нашего постыдного несчастья».

Поэтому лучшее, что имеет аварский народ – это религия Единобожия (ислам), история, полирелигиозная культура, деяния великих предков, а также многовековой повседневный духовный и материальный труд и молитва простого горского народа, что является хранителем очагов Кавказа, духом, плотью и кровью Дагестана и Аварии.



М-Шах



————————————————————————————————————

Примечания в фактах и ссылках:

*Подавляющее большинство исследователей (Й. Маркварт, О. Прицак, В. Ф. Минорский, В. М. Бейлис, М. Г. Магомедов, Т. М. Айтберов причисляют к наследию авар и этнический термин «awar~auhar», исторически закрепившийся за дагестанскими аварцами, признавая при этом вполне допустимым наличие инфильтрации части аваров в горскую кавказоязычную среду.

Не видит каких-либо серьёзных причин для сомнений в правоте сторонников инфильтрационной точки зрения и лингвист Харальд Хаарманн, также увязывающий дагестанский этноним «авар» с наследием евразийских аваров~вархонитов.

*(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%80)

*О «ГУМСКОМ КЪОБОРЕ» НАРТСКОГО ЭПОСА

* Бухт Йишо - дословный перевод имени правителя Сарира - "Спас Иисус".

* Название Дагестан по мнению некоторых исследователей происходит от иранского слова «дахью», что означает «страна, состоящая из нескольких областей», «территориальное объединение, функционировавшее как крупное родоплеменное образование» и соответственно «стан». Таким образом в имени Дагестан – два или три значения, одно иранское, другое тюркское и наконец историческое внутреннее значение, что означает «Земля Трона», на арабском ард ас-Сарир.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Но следует отметить, что существует совершенно иное толкование происхождения имени аварского народа, и восходит оно к ещё более древним временам. Из этого следует, что и этническая связь между кочевниками, взявшими имя авар и аварами дагестанскими, лишь условная.
Об этом в комментарии историка ниже.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:08:57, ВОЗ»

« #2 : 04 Февраль 2012, 23:47:44 »
Привожу комментарий одного из основных участников исследований этого вопроса:
 

Авары изначальные


В истории аварского народа существуют три темы, три основополагающих понятия, - ‘war, Abar nahar и Abarshahr, - которые, к сожалению, не получили до сих пор должного внимания со стороны, историков, лингвистов, этнографов. Пора понять, что история аварского народа, это не только имам Шамиль, Хаджи Мурад, Расул Гамзатов, звёздная плеяда борцов и бойцов всевозможных чемпионатов и Олимпийских игр… Причём, в одном флаконе с языковой «деаваризацией» и грандиозным по масштабам уничтожением горной экосистемы за счёт массового строительства ГЭС. Ещё одна проблема, с которой столкнулся аварский народ в конце XX , нач. XXI в. – рост андо-цезского сепаратизма и связанных с ним попыток «в тихую» переписать историю аварского народа и выдавить «аварство» из Аварского же национального дома - «Земли Трона», а сам дом обречь на разрушение. Если ограничится кратким перечнем идеологических ухищрений, идеологических постулатов разрушителей аварской целостности и аварского исторического наследия в Дагестане, то здесь, прежде всего, следует выделить «маарулализацию» и «гьалбианство». И то и другое, во-первых, не соответствуют историческим фактам, и то и другое, во-вторых, направлены на измельчение «апарманда» (парф.-пехл. термин означавший «наследство по трансмиссии»). «Маарулалы» это лишь та часть аварского народа, что проживала в горах и занималась животноводством, в отличие от «Хьиндалал» - насельников тёплых ущелий, добывавших себе на пропитание садоводством. Вот и всё пресловутое «магIарулал». Что же касается «гьалби», то это просто откровенный вздор, потому что для этого каратинского обозначения кавказских аваров – аўарал – в аварском языке есть собственное «гьобол» (т.е. «гость, кунак»), родственное грузинскому oboli и армянскому orb «сирота» (сюда же лат. orbus и т.п.). С какой стати, аўарал должны были себя называть в древности halbi? На каратинский манер! И это праиндовропеское заимствование со значение «лишённый», якобы, как-то связано с этнонимом «албан»! Здесь всё основано на многоярусных предположениях. Единственный логический просвет в этой искусственной и заумной конструкции «гьалбианства» - перенос перс. avare «странник» (в том числе и «гость») на аварский народ .

Дело в том, что аварский народ Дагестана, даже при всём своём желании не может быть «неаварским» и здесь в данном случае речь идёт вовсе не о конгломерате т.н. «псевдоаваров» - объединении сяньбийских (протомонгольских) племён, угров и иранцев, вынужденно нашедших себе пристанище на Балканах и Центральной Европе. Мы – не «псевдо-», мы - авары изначальные.

1. Согласно реконструкции Старостина С.А. и Николаева С.Л. современное аварское bo «народ, войско, ополчение» восходит к *??ar (ъўар). Причём, это слово не имеет родства с аварским hobol. (Source: Чирикба В.А. Баскский и северокавказские языки//Древняя Анатолия. М. -Наука,1985. С.100; see also: Nikolaev S.L., Starostin S.A. A North Caucasian Ethimological dictionary. Moscow.1994).

2. Если дагестанцы и вайнахи по языку родственны хуррито-урартам и являемся частью хурритского языкового мира, то в таком случае насколько правомерно выдёргивать аварский народ из арамейского определения территории к западу от Ефрата – Abar nahara (аккадское Eber nar?)? Под этим термином подразумевались Финикия, Сирия и Палестина (Source: Encyclopedia Iranica, http:// www. Iranicaonline.org)

3. Аббас-Кули-Ага Бакиханов, использовавший хронику Дербент-наме, пишет что жители окрестностей Аграна переселены сюда из Хорасана. В примечаниях академик З.М.Буниятов специально оговаривает, что речь в данном случае идёт об Аваристане : "Агран (Ихран) в Тарих-и Дербент-наме проходит под названием Аварии" (Аббас-Кули-Ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку.1991. С. 219) Провинция Хорасан, как и её административный центр г. Нишапур известны в средневековье как Апаршахр/Абаршахр (см. подр. cо ссылками на источники и литетаруру : Mehmet Tezcan. The ethnonym Apar…
http://www.transoxiana.org/Eran/Articles/Tezcan_Apar.pdf)

4. И если ав. «маарулал» это всего лишь «горцы», то парф. apar и ср.-перс. abar (чит. аўар) “up, on,over,higher,superior”(Source: MacKenzie D.N. A Concise Pahlavi Dictionary. London. Oxford University Press. 1971)

Этноним «Аўар» это наша история, наша государственность, это «апарманд» наших предков. И его активизация на Восточном Кавказе связана кроме всего прочего с влиянием хорасанского клана в Иране. Хорасанский клан контролировал оборонительные рубежи Ирана не только у себя на северо-востоке в районе Горганских валов, но и в Дербенте и горном Дагестане. Сарир и Дербент – две части единого стратегического узла, оборонительного комплекса Сасанидского Ирана против азиатских гуннов и хазар.

Mahinhard Avars

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 00:09:32, ВОЗ»

« #3 : 30 Март 2012, 20:09:04 »
Maginhard Avars, как относиться к этой версии:
Цитировать
В Албанской книге (1) перечислено 31 племя, среди которых можно выделить племена, говорящие на дагестанской языковой группе — арц (аварцы), кирк (крызы), лезг (лезгины), цах, цех (цахуры), уди (удины), лек (лакцы),  кюр (кюринцы), гили (агулы), хеб (хиналугцы), них,  чег,  чур,  хеч, лег, хел, муш (мушкурцы) и иранской языковой группе — бил (баласичи), кел (келан/и), мух (мухран), сулы, чулы, алак (алкан, алиан), шарв (шарван), барз (барзан), ран, гарг (гаргары), гав, сек,  шек (шаккаки, шеккаки), кас (каски/каскан—каспийцы), мик (микран, маг/мики, муг).
Или это всего лишь неверное отождествление?
 Однако известно, что впервые деньги в Кавказской Албании начали изготовлять в местности Арц ((долина реки Аракс  - Арц вацI др.лезг.), кстати, как ты знаешь, в аварском и в даргинском языках слово деньги звучит, как "арац", "арц"), на территории Арцаха, который в древности был населен кавказскими автохтонными племенами и принадлежал государству Кавказская Албания.

Армянский историк V века Егише пишет, что после поражения в Аварайрском сражении (451 год) многие из армян, восставших против персов, бежали в «непроходимые страны Тморика и густые леса Арцаха»
(исторические хроники).
То есть до этих событий, армяне ещё не заселили Арцах.

Если принять версию, что арцы - это аварцы, одновременно, исходя из того, что именем Авар народ Дагестана был назван вследствие слияние аваров Хорасана с местным населением, называемым себя в современности маарулал, а прежде, согласно учёному мнению, именовавшегося арцами, следует признать, что те, кто утвердили название АВ/АРЦЫ (АВАР/ЦЫ) в качестве окончательного имени народа, знали очень многое о его истории :)

И если это так, куда тогда потерялась имяобразующая литера А, дающая слову новое смысловое звучание - АВАР/АРЦЫ.  Или её вырубили в процессе эволюции топоры придворных историков-филологов, а вместе с ней и часть истории "авар-арцев"?

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 02 Февраль 2015, 19:25:54, Ярослав»

« #4 : 31 Март 2012, 01:43:57 »
Стоит привести и косвенные исторические параллели того, что Арцах является древней родиной аварского и других дагестанских народов:
Цитировать
Установление близких родственных отношений позволяло Умма-хану и ряду других дагестанских феодальных правителей осуществлять угодную им политику в Закавказье. Этот регион привлекал их внимание не только потому, что представлял экономический интерес, но и потому, что считался горцами своей древней родиной. Поэтому и Умма-хан, и другие дагестанские феодалы охотно откликались на зов о помощи из Карабаха. 

"Умма-хан Аварский и Нагорный Карабах"

Maginhard Avars:
Про "Арц" это несерьёзно. Это "арц" с езидского сайта основан на некритическом восприятии т.н. "Албанской книги". Но это просто фальшика. Написана самим Яралиевым и иже с ним. Эта псевдокнига упомянута в монографии "Паранаука". и там подробно изложено почему эта Албанская книга (автор также не историк) является от начала до конца фальшивкой. А Арцах связан с Уммаханом конечно не случайно. Просто Уммахан был государственным мужем и проводил соответствующую политику. Его сестра (или дочь, точно в данный момент не помню) была выдана замуж за Ибрагим бека Карабахского - хана Карабаха (Арцаха). И несмотря на это Уммахан самую большую дань получал из Карабаха. Однако союз был взаимовыгодным, так как Ибрагим-бег вытворял всё что ему вздумается козыряя при этом родством с Уммаханом. Уммахан ему помогал "выстёгивать" противников. Всё это хорошо известно

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 02 Февраль 2015, 19:27:09, Ярослав»

« #5 : 01 Апрель 2012, 16:28:24 »
Возможна ли не только лингвистическая, но и прямая связь между народом Хунз, как называли аварцев Хунзаха - столицей Аваристана и народом Хунза из Балаваристана (входит в Северные области государства Пакистан)?
Возможна, если учитывать, что язык бурушаски, на котором говорят хунзы или хунзакуты входит наравне с аварским языком в макро-кавказскую языковую семью.
Цитировать
Буриши (буришки, бурушаски, вершики) — европеоидный народ высокогорных районов Кашмира, находящихся под контролем Пакистана. Большинство проживает в долине р. Хунза. Говорят на изолированном языке бурушаски. Численность около 87 тыс. человек. Верующие мусульмане (исмаилиты). По гипотезе С. А. Старостина, буриши — потомки синокавказцев, не ассимилированных индоевропейцами

Также один из родов занятий - выращивание и специальная высушка абрикосов, которым занимаются хунзакуты -

один в один напоминает этот процесс у аварцев. (Мы сами в детстве, приезжая на отдых в село, обрабатывали и сушили так, собранные в нашем саду, абрикосы  |-:-| )

А национальный танец хунзов с оружием в руках и в зубах, ни что иное, как родной брат аварского и общекавказского танца с саблями и кинжалом в зубах.




Цитировать

Хунзакуты — народ воинов. Согласно легенде, их карликовое горское государство основала группа воинов, отбившихся от армии Александра Македонского во время его Индийского похода. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3884/

Легенда, которая могла быть бы и правдой, личной историей этого малого народа. Но хунзы, как и братские им пуштуны согласно историческим исследованиям являются наследниками эфталитского царства. Связь хунзов Балаваристана и Аваристана также проходит через границу эпох эфталитского государства, котрое было разрушено в войнах с Персией, а часть воинов-эфталитов было переселено в Дагестан, в область Ихран. Об этом в частности говорится и в Дербент-наме. По мнению отдельных учёных, в том числе доктора археологии Живко Войникова, кавказские авары родственны тем же эфталитам/апарди, что стали этнической основой европейских авар. Эфталит в переводе "семь племен" "союз семи племен" (ebo-dalo), которые ещё называли белыми гуннами, известные нам как кавказские хоны. Именно с ними и с родоначальником авар Хунзанихом связана этимология этнотопонима Хунзах.

Хунзы, как и кавказские горцы отличаются долголетием и отменным здоровьем. Генотип их, как и генотип аварцев, до конца не изучен, но нельзя обойти стороной сходство обоих народов по фенотипу, если учитывать, что среди аварцев всё же в немалой степени наличествует европейский тип внешности.

Хунзы



эти и те маленькие хунзы вообще вылитые горцы-аварцы :D

Аварцы




прикольные рыжики :D






========================
Дополнительные сведения

Цитировать
Особенности языка

Бурушаски до сих пор не отнесен ни к одной из существующих языковых семей. Представляется достаточно убедительной гипотеза Сергея Старостина, по которой бурушаски включается на правах отдельной ветви в сино-кавказскую макросемью, хотя она и не является общепризнанной. В основе этой гипотезы лежит исключительно высокое структурное сходство между бурушаски и северокавказскими языками, однако при этом предлагаемые параллели между корнями слов довольно спорны.

Дене-кавказская гипотеза

Несмотря на изолированный статус бурушаски, предпринимались и предпринимаются попытки связать его с какой-либо из известных языковых семей. Согласно гипотезе Б. Блажека и Бенгтсона (1995), бурушаски относится к гипотетической сино-кавказской макросемье. Данная гипотеза не является общепризнанной, однако помимо лексических параллелей она основывается также на типологическом сходстве, которое не могло быть приобретённым ввиду того, что в настоящее время языки, относимые к сино-кавказской макросемье, разделены географически.

Некоторые слова из языка хунзов похожие на аварские.

huka'i (hun)-собака
hoy (awar)-собака
s'undo' (hun)-пять
shugo (awar)-пять
ts (hun)-на
tasa-т1а,т1ад,т1асса( Авар)-на,над

Морфология глагола в бурушаски — исключительно сложная, богата различными формами, что можно сравнить с шумерским, баскским, енисейскими и некоторыми абхазо-адыгскими и нахско-дагестанскими языками. Многочисленные фонетические изменения (ассимиляция, синерезис, сдвиг акцента) превращают почти каждый глагол в морфологический уникум. Ниже изглагаются только некоторые основные принципы, более подробный обзор приведен в: Hermann Berger 1998, Grammatik, 103—173.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2015, 22:41:17, ВОЗ»

« #6 : 05 Апрель 2012, 23:39:47 »
Как известно, у аварцев их тотем представляют три существа Животного царства - это орёл (цIум), волк (бацI) и змея (борохь). Таким образом аварский тотем соединяется в триаде - небо (орёл), земля (волк), вода и подземный мир (змея - земноводное).
Важно отметить, что на чамалинском языке, входящем в аваро-андо-цезскую группу нахско-дагестанских языков, беркут, он же орёл звучит, как эрцим (что созвучно аварскому цIум, несмотря на утраченное ЭР в слове орёл), а на ср. армянском, орёл - арциб (слово урартского происхождения).
Если вспомнить, что аварцев в древности именовали Арц, то связь напрашивается сама.
 


 

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 07 Декабрь 2015, 05:04:07, Ярослав»

« #7 : 06 Апрель 2012, 10:59:56 »
Комментарий в письме от Mahinhard Avars: (к сожалению у него пока не получается участвовать в форуме сайта)

Цитировать
Про "арц" ничего в этом не понимаю, но знаю, что у Старостина С.А.,Дьяконова, Николавева, нахско-дагестанское "'арц" сопоставлено с индоевропейским arg "белый, светлый", приведены индоевропейские изоглоссы в том числе древнегречесское аргюрос/аргирос "серебро". Выводы их следующие: или корень попал из прасеверокавказских языков или наоборот. Там у них указано почему они так считают. кстати в венгерском "арц" это "лицо" и между прочим такое значение в разных языках часто совпадает со значением "белый, светлый" и даже "острый". Не забывай, что северокавказское название денег всё же изначало имело смысл "серебро", а вовсе не наоборот, т.е. исходить надо изпонятия "серебро". Про хунзов-вершикваров (бурушаски) молодец что написал. На венгерских сайтах о них есть материал. У них сказано, что там растёт уникальный сорт абрикосов который они назвали "белые гунны". И у меня есть фото лекарственного препарата "Хунза" содержащий экстракт этих фруктов. Кстати, на аварской земле как раз и возводили такой редкий сорт абрикосов "хонобах". Но всё это безвозвратно погибло, так как всё разрушено и затоплено водами ГЭС. На венгерских сайтах много различных фоток где написано авары (фехер гьунок) и далее Хунза (фехер гьунок): эфталиты (фехер гьунок). FEHER HUNOK. Всё это конечно какие-то осколки прежнего этно-языкового единства. Очень интересная тема

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

ОффлайнMaginhard Avars

  • Krieger ohne Schlaf
« #8 : 08 Апрель 2012, 14:44:36 »
Староармянское Арц'ив, как и грузинское Арцив - хурритский субстрат. По Дьяконову и Старостину=хуррито-урартское arc'iv : общеалародийская лексика, пранахско-дагестанский корень 'ARC'UMI (ъарц1уми,т.е. с х1амзой в анлауте) "орёл" (аварское ц1ум из праформы ъарц1уми,далее чеченское арзу "орёл", все остальные нахско-даг. формы и, на мой взгляд, сюда же следует добавить даргинское арцан "птица", которое у вышеприведённых авторов почему-то отсутствует). Считается, что этот пранахско-дагестанское название орла было заимствовано и в древнегреческий (обозначение орла-рыболова) и в иранские языки. Из последних даже ушло к уграм. Литература доступна.

Maginhard Avars - Krieger ohne Schlaf
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:37:33, Marat»

ОффлайнMaginhard Avars

  • Krieger ohne Schlaf
« #9 : 08 Апрель 2012, 15:00:18 »
Спасибо за материал из языка вершикваров. Очень интересно. А то я всегда удивлялся в аварском языке числительному "пять" и не понимал откуда оно взялось. Про Старостина следует сказать особо, что это был просто гениальный человек. Его единственный недостаток, как учёного, заключается в том, что он спешил, может быть знал, что скоро умрёт и поэтому взялся за всё сразу. То есть, вместо того, чтобы довести до ума более узкую тему, он ударился в гигантоманию. И тибето-бирманцы, и енисейцы, и язык на-дене. Но это очень и очень сложно делать всё сразу, ведь до сих пор даже аварского этимологического словаря нет, не то что других. Эти языки плохо изучены. Нужна адская по тяжести предварительная работа. Читал Абаева и не переставал удивляться, насколько дилетантски он пишет. Его этимологический словарь осетинского языка - слабая вещь, ошибок много. И не потому что он какой-то там придурок, просто на тот момент иссследования по кавказским языкам отставали, и кроме того, не вся иранистическая литература ему была доступна. Наши учёные - многие, но не все - заурядные халтурщики, и за тяжёлую работу не берутся. Стремятся ограничиться какими-нибудь инхо-кваринскими диалектами, которых никто толком не знает и ничего проверить по ним невозможно. Старостин и Дьяконов были правы почти во всём, но ведь необходимы глубокие исследования по отдельным группам и семьям. А эти языки очень древние, многие привычные схемы для них не подходят.   

Maginhard Avars - Krieger ohne Schlaf
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:37:46, Marat»

« #10 : 08 Апрель 2012, 15:39:13 »
Справка:
Цитировать
Сергей Анатольевич Старостин (24 марта 1953, Москва — 30 сентября 2005, Москва) — выдающийся российский лингвист, полиглот, специалист в области компаративистики, востоковедения, кавказоведения и индоевропеистики. Сын литератора, переводчика, полиглота Анатолия Старостина, брат философа и историка науки Бориса Старостина. Член-корреспондент Российской академии наук по Отделению литературы и языка (языкознание). Заведующий Центром компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ, главный научный сотрудник Института языкознания РАН, почетный доктор Лейденского университета (Нидерланды).
Википедия.
Статья о С.Старостине в "Русском Журнале"
"Воспоминания о Сергее Старостине"

Прочитав статью (ещё не дочитав её, вернее), я понял для себя: С. Старостин - научный гений!

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:37:52, Marat»

« #11 : 08 Апрель 2012, 20:38:40 »
КАВКАСИОНСКИЙ ТИП

   
Цитировать
Тип сформировался в III тыс. до н.э. на основе прото-переднеазиатского в высокогорных условиях Кавказского хребта. Встречается только на Кавказе. Описан учёными Натишвили и Абдушелишвили в 1954 году. Некоторые учёные полагают, что кавкасионский тип сложился на основе древнейшего кроманьонского населения горного Кавказа и пришедших сюда хуррито-урартов переднеазиатского типа. По многим показателям кавкасионцы близки понтийцам. Параллельной формой являются представители ультра-динарского типа (балканские борреби), живущие в Черногории, Албании и на Крите. Они, правда, отличаются более низким черепом и более темной окраской. В российской антропологии (Алексеев, Алексеева) кавкасионский тип отождествляется с динарским, что в корне не верно. Антрополог Лундман называл кавкасионцев мтебидами, этот термин проник и в российскую антропологию, где он иногда употребляется по отноешнию к иберийско-кавказскому кластеру переднеазиатского типа.
Выделяют центральный, южный и дагестанский кластеры. Высок процент носителей II группы крови (А2).

Цитировать
Кавказская раса (Varietas Caucasia) — термин для обозначения белой расы, введенный Иoг.-Фридр. Блуменбахом (см.), отнесшим к ней жителей Европы (за исключением самоедов, лапландцев, финнов, мадьяр и турок), равно как жителей южн. Азии и сев. и сев.-вост. Африки. Название возникло не от того, чтобы Блуменбах считал Кавказ первым местопребыванием, как бы колыбелью этой расы, но потому, что племена, живущие в настоящее время на Кавказе, он признавал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы. Во избежание часто встречающегося смешения, Фр. Мюллер предложил другой термин — "средиземная раса" (Mittellandische Rasse), так как принадлежащие сюда народы достигли высоты своего развития на берегах Средиземного моря; этот термин принят большинством этнологов (Пешель, Гельвальд и др.) и. в настоящее время почти вытеснил в научных трудах термин Блуменбаха.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 07 Декабрь 2015, 05:05:29, Ярослав»

ОффлайнMaginhard Avars

  • Krieger ohne Schlaf
« #12 : 08 Апрель 2012, 21:59:34 »
Я знаю тот сайт, откуда это взято конкретное, "что в корне неверно". Это расистский сайт. Я на него заходил и читал что там дальше написано. И автор дальше писал, что ОНИ АССИРОИДЫ. И далее в других статьях очень многое понаписал о "расовое опасности идущей от ассироидов для славян". Где ссылка на работы? А почему нет ссылки на других учёных (не менее авторитетных) которые утверждали, что он связан с проникновением северных племён? Ведь это тоже есть, есть такая точка зрения. В том числе и о прагерманском продвижении на Кавказ. Что в "корне неверно". Причём здесь Лундман? А где имена других учёных? Брокгауз и Ефрон давно покинули нас, а в США и в Австралии до сих пор в удостоверении личности значится "race: CAUCASIAN" (кстати, этот момент можно даже увидеть в фильме "Терминатор", где Шварценеггер берёт в прицел людей. Направляет ствол на белого и там стразу появляются данные из удостоверения личности: такой-то, такой-то race caucasian).
 
И ВСЁ НЕВЕРНО И ВСЁ БРЕХНЯ ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА. Во-первых аварцы западно-кавкасионский антропологический тип" а вовсе не центральный. А даргинцы как раз таки центральный. Эти все данные есть в работе Абдуллаева "Происхождение народов Дагестана по данным антропологии". Вот эти данные внёс на Вики один юзер из Питера, который в своё время разместил матерные ругательства в адрес аварцев на аварской страничке.
Есть конкретное детальное исследование антрополога Абдуллаева. У меня под рукой его сейчас нет. И кроме того, насколько мне известно к кавкасионскому антропологическому типу относятся также иранские горцы - луры и бахтияры. А вот конкретное указательство на враньё автора. Автор не приводит даргинцев в качестве кавкасионцев. А вот это что такое: "Советские антропологи относят кайтаков, кумыков и лезгин, в отличие от аварцев, лакцев и даргинцев центрального Нагорного Дагестана не к кавкасионской популяции, а к типичным представителям каспийского типа (см. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа, с.203-204)" А ты не понял почему он исключил вообще такое понятие как "западно-кавкасионский", потому что рядом с ним нет евреев. Автору нужно было любым путём вставить тюрок-карачаевцев, аварцев рядом с евреями. В одной графе. Вот и всё. А раз они могли оказаться в другой подгруппе, то это в его интересы не входило. Он выкинул даргинцев, чтобы они не путались под ногами и не портили бы общую картину. ТЮРКИ=АВАРЦЫ=ЕВРЕИ, вот это и требовалось автору обосновать. Это взято из Википедии - НАСКВОЗЬ ЛЖИВОЙ ПСЕВДОЭНЦИКЛОПЕДИИ. Имею ввиду именно русскоязычную Вики.
Я устал от этой русскоязычной Вики. О чём там вообще можно говорить, если согласно русскоязычной Вики, Кавказская война началась, исключительно, из за "набегов горцев". Но если открыть украинскую Вику, там прямо противоположное.

Maginhard Avars - Krieger ohne Schlaf
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:38:07, Marat»

« #13 : 08 Апрель 2012, 22:20:56 »
Ясно.
в США и в Австралии до сих пор в удостоверении личности значится "race: CAUCASIAN"
Подтверждаю, в Европе, в Испании аналогичное определение дают новорождённым, принадлежащим европеидной расе.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:38:12, Marat»

ОффлайнMaginhard Avars

  • Krieger ohne Schlaf
« #14 : 08 Апрель 2012, 22:43:48 »
Вот поэтому я не приемлю всех этих "лагъов". И всё, что связано с легами, леками и т.п.

Maginhard Avars - Krieger ohne Schlaf
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:38:17, Marat»

« #15 : 08 Апрель 2012, 22:45:53 »
Понял суть перетасовки научных данных из одной колоды в другую.... Тогда тему о том сайте можно закрыть (я обозначил его, как представляющий информационную опасность) и перейти к рассмотрению синокавказской гипотезы Старостина. Ты не против?

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:38:21, Marat»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика