Если бы он прочитал Старостина С.А., то Гумилёв вероятно бы написал, что основу псевдоаваров составляли европеоидные сино-кавказцы.
В своих последующих работах (и явно под влиянием Кацуо Еноки) Лев Гумилёв внёс некоторые коррективы и уточнения в свои прежние взгляды: "они были речными хионитами (и уархон якобы означает "речные хионы")", " они принадлежали к эфталитам-горцам, вынужденным покинуть родные места
В своей книге об эфталитах Л.Н. Гумилёв проводит знак равенства между хионитами и хонами. "Первые сведения о народе хиониты (хоны) сообщает Амиан Марцелин". ("Эфталиты и их соседи в IV в.").
Исследователи С.Т. Еремян, К.В. Е. Моор, Н.Г. Волкова, Тревер, Г.Д. Гумба, и др. считают хонов (хионов) кавказским племенем.
"К северу от него (Чора - Дербент. прим - М.Ш.) (находится) царство Хонов, от самого моря к западу от него по Кавказским горам; там же хонам принадлежит город Варачан, а также Чундарс и Смындыр (Семендер - "крайняя дверь", перс. - прим М.Ш.)». (Гумба Г.Д. Расселение вайнахских племен по «Ашхарацуйцу» (Армянская география VII века).
Леонти Мровели в "Картли Цховреба" называет хонов древнейшим племенем Кавказа.
Тревер К. В. и Орбели И. А. считают, что хоны являлись кавказоязычным этносом.
Есаи Хасан-Джалалян называет хонов "лезгинами", то есть дагестанцами (в основном лезгинами называли самое многочисленное племя аварцев).
Приведённое дополняет версию о том, что хоны, относятся к сино-кавказцам, несомненна их роль в этногенезе нахско-дагестанских племён (пример: вайнахский тейп гуной).
"...в ХVIII веке историк, католикос Албании Есаи Хасан Джалалян, описывая набеги аварцев, от которых он скрывался в горах Карабаха, называет их «хонами». Известный кавказовед и историк Камилла Тревер отмечает: «Армянские историки, говоря о хонах, никак не выделяют их, а называют в одной связи и наравне с племенами, несомненно, кавказского происхождения» [Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. 4 в. до н.э. – 8 в. н.э. М.-Л. 1959 г., стр. 192]. В «Истории Дагестана», изданной в 1967 г., тоже подчёркнуто местное, дагестанское происхождение населения «страны гуннов». А Сурен Еремян, крупнейший специалист по исторической географии Кавказа, интерпретируя средневековую армянскую географию «Ашхарацуйц», указывает хонов среди аварских племён..." - "Происхождение Хунз", Марко Шахбанов. http://www.hunzah.narod.ru/history2.html
Попытки представить Царство Гунов результатом внешней экспансии пришлых племён, как правило, тюркского корня, являются бесплодными. Исторической основой, позволяющей утверждать, что кавказские, дагестанские гунны, они же хоны-хиониты - древнее население Кавказа и Прикаспия, относящееся в основном к племенам сакско-сарматского и нахско-дагестанского корня, являются сведения о них.
Гунны это не гомогенное племя, а межплеменной и, даже, межрасовый конгломерат, состоящий из германцев, иранцев, кавказцев и в меньшей степени, древнетюрков. Основная масса тюрков появится в Европе, только, в середине 6-го века.
Так что хиониты, вполне, себе гунны. И даже в большей степени, чем древние тюрки. (- Boutry).
На более позднем этапе хоны, как основные жители Прикаспийской равнины, подверглись экспансионисткому влиянию набиравшему силу и власть Тюркскому каганату и его многочисленным кочевничьим ордам, активно расширявших ареал его влияния. Царство гуннов Дагестана существовало с начала VI века (в то же время город Варачан был заложен ещё в V в.), а Тюркский каганат "распространил свою власть до Северного Кавказа и степей Северного Причерноморья" в 70-х гг. VI в.. В состав, отколовшегося от Т.К,
Западно-тюркского каганата С.Кавказ в качестве захваченной территории, вошёл в VII веке. Тюркоязычными жителями Царства гуннов были так называемые булгарские племена, в предыдущих и последующих поколениях ставших частью
кавказской цивилизации. (Хотя по мнению многих болгарских учёных вопрос о тюркском происхождении булгар и их предков протоболгар спорен).
Хазары же, несмотря на расхожее мнение, не являлись моноэтническим народом, а представляли собой смесь
трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения и пришлых угорских и тюркских племён, выдвинувшихся в лидеры среди других дагестанских этнических общностей (в том числе хонов и савиров) после распада Тюркского каганата. Согласно историческим сведениям хазары занимали подчинённое положение, в сменявшихся на этой территории кочевых империях, но в VII в. сбросили с себя оковы подчинения и создали своё государство Хазарский каганат (650—969). В связи с этим можно предположенить, что этимология имени связана со словом "свобода, освобождённый". Ученый-филолог проф. Калсын Кадыраджиев возводит этимологию их имени к архаичному тюркскому
хаса, что значит благородный, проводя при этом параллель с аварским
"хвасар" - свободный. С хазарами тесно связаны и другие племена, такие как барсилы и баланджары, вероятней всего являвших собой смесь племён булгаро-сарматского происхождения.
К 558 году орды кагана столкнулись с мощнейшим сопротивлением племен уар и эфталитов (надо предпологать и хионитов), живших к северу от Арала, но в результате целого ряда битв и стратегического союза тюрков с сасанидами, они были разбиты и оттеснены. Следует отметить, что пойдя на договор против эфталитов иранцы сами выдвинули на арену будущих захватчиков собственного государства. Так, война Ирана и Турана - двух полюсов родственных племён достигла своего апогея.
В статье об истории Узбекистана приводятся сведения, указывающие на родство хионитов, эфталитов и кушан, что отражает мнение большинство учёных, исследователей данного вопроса.
Что касается взаимосвязи между хионитами и эфталитами, то она носила, по всей видимости, такой же характер, как и связь между кушанами и хионитами, и этим объясняется, что в сирийской хронике Мешу Стилита (конец V — начало VI .вв.) хонами названы представители того народа, который у Прокопия Кесарийского (конец VI в.) носит наименование эфталитов, причем хиониты не упоминаются. У армянского историка Себеоса (VII в.) наблюдается такое же отождествление эфталитов, но не с хионитами, а с кушанами. Говоря о походе полководца— армянина Смбата Багратуни в составе иранского войска против «народа кушанов», Себеос называет их царя то царем эфталитов, то царем кушанским, т. е. применяет то династический, то политический термин.
...Армянский историк Егише в V веке тоже не различает их, говоря, что сасанидский царь Йездегерд II «напал на земли хонов, которых называют также кушанами»...
Все эти обстоятельства дают основание полагать, что и хиониты и эфталиты являются потомками племен, входивших в состав «великой сакской орды» — массагетов.
"Эфталиты, хиониты"
Тем самым, мы снова возвращаемся к дахам - массагетам, сакам, апарнам, бывшим в недалёком прошлом этническим ядром Парфянского царства или его армии.
(М.Шах.)