-Так...Я не антрополог, но поделюсь, имеющими у меня данными, ссылаясь на статью из англ. Википедии и Г.А. Гаджиева.
Русскоязычная Википедия скопировала статью "кавкасионский антропологический тип" с англоязычной Вики. В этом и вся проблема. На англоязычной страничке Вики использована иная терминология. Там где Г.А.Гаджиев писал о "центральном кавкасионском антропологисеком типе" обосновались как раз те, кого Гаджиев включал в западно-кавкасионский антропологический тип (вместе с балкарцами, осетинами и т.д.). Вот и вся разница. Но характеристики от этого не меняются. У Гаджиева нет никакого "дагестанского кластера", потому что в таком случае аваро-андо-цезы ,согласно его квалификации оказались бы вообще за пределами Дагестана.
Г.А. Гаджиев, насколько нам известно, ещё в советское время уехал в Ленинград и оказался в системе одной организации, сотрудники которой избегают публичности. Поэтому он, вероятно, с тех пор и не участвовал ни в каких симпозиумах, конгрессах и т.п. Рейтинг его из-за этого безмолвия сильно снизился. Но вместе с тем именно Г.А. Гаджиев провёл наиболее фундаментальное исследование по антропологии в Дагестане. Нельзя сказать, что при этом он избежал ошибок, например, выглядит несостоятельным его утверждение, что широколицые, круглоголовый расовый тип в Дагестане не имеет сарматской примеси, и образовался сам по себе на местной почве по причине смены климата, образа жизни, пищи и т.п. То есть вначале это были длинноголовые южане, затем их головы округлились и сами они посветлели и несколько выросли
. Тем самым он одновременно бросил камень в огород других советских антропологов, которые как раз настаивали на сарматской примеси. В любом случае вклад Гаджиева Г.А. в антропологию народов Дагестана огромен. Что же касается русскоязычной Вики, то там просто надо указать, что существует и другая классификация, это классификация Г.А. Гаджиева и привести её.
А.Г. Гаджиев и его "усреднённые дагестанцы" в монографии Б.М. АтаеваНа основе проведённых антропологических исследований, проф. А.Г. Гаджиев выявил и описал усереднённый антропологический тип дагестанца. Он пишет: "Дагестанцы имеют рост выше среднего (168 см.). Волосы преимущественно тёмные и тёмно-каштановые, встречается примесь тёмно-русых и рыжих волос. Кожа преимущественно белая, нередко встречаются и смуглые оттенки. Глаза преимущественно каре-зелёные, встречаются и светлые глаза. Брови средней густоты. Нос высокий и узкий, в большинстве случаев с выпуклой спинкой и опущенными кончиками. Лицо широкое и довольно высокое. Лоб чаще прямой, надбровье развито средне, подбородок выступает сильно. Ширина глазной щели средняя, складка века развита умеренно. Губы средней толщины. Высота кожной части средней губы средняя. Форма головы круглая, затылок несколько уплощён" (ссылка на Гаджиев А.Г. Антропология лакского народа//Возрождение. 2001.№1.С.34-38)
Географические вариации признаков позволяют автору выделить три антропологических варианта на территории Дагестана. Все аварцы отнесены им к количественно доминирующему в антропологическом типе дагестанцев западному варианту. При этом наибольшую близость к этому варианту обнаруживают центральные (хунзахские) аварцы (82,2%), далее следуют южные (аварцы Караха и Анцуха)-78,8%, за ними следуют аварцы Андалала и Гидатля - 75,3%, лакцы южные (кулинские) -72,8%,андо-цутинцы - 69,7%,собственно даргинцы - 66,2%,северные аварцы (салатавские) - 62,6%, восточные аварцы (коусубулинцы-хиндалал) - 62,4%,северные лакцы (лакские)-61,4%, арчинцы -60,6%...(Там же:34-35)
Атаев Б.М. Аварцы:язык, история, письменность. Махачкала. ДНЦ РАН.205. С.130. ISBN 5-94434-055-X
К сожалению Атаев дал лишь характеристики усреднённого дагестанского типа, но не представил характеристики "западнокавкасионского". Атаев прибегает к каким-то скользящим определениям. Необходимо перепроверить что конкретно имел ввиду Гаджиев? "Западнокавкасиоский тип"=центральный согласно англоязычной Вики ( с включением карачаевцев, осетин, вайнахов и т.п.), или это что-то иное? И почему Атаев, будучи сотрудником ДНЦ РАН ссылается на журнал, вместо того чтобы дать цитату из монографии Гаджиева, где всё сказано подробно. Если в западнокавкасиоский тип входят карачаевцы, осетины и т.п., значит всё ясно. Наши ДНЦ РАН просто обожают создавать путаницу. Надо поднять монографию Гаджиева Г.А. "Происхождение народов Дагестана по данным антропологии" и сделать оттуда выписки. И почему Атаев употребляет термин "близки" вместо "входят" или "соответствуют". Можно поднять и сам журнал "Возрождение", который цитирует Атаев.
ЛЕК/ЛАГ./ЛУЛУ"Баск. lag-un "друг, товарищ", где -un суффикс: ПНД 'aGV "раб". В АТ *la'g<lag "мужчина,муж", аб. la'g "раб, крепостной"... Есть основания сомневаться в исконности АТ основы. Возможно, она идёт из нахского *lag "раб" через осетинское посредство (осет. la'g "человек,мужчина"). Сравнение с кавказскими основами несколько осложнено, очевидно, культурным характером данного слова (ср. шум. lag-ar "слуга", др.-кит. lek "раб, человек племени ди", мал-полинез. lak "мужчина", кет. lak, l'ak "селькуп" при селькуп. l'aka "товарищ")
Source: Чирикба В.А. Баскский и северокавказские языки//Древняя Анатолия. Под ред. академика Б.Б.Пиотровского (председатель), д.ф.н. Вяч Вс. Иванова, к.и.н. В.Г. Ардзинба. М.-Наука.1985.C.101
"Шум. мн.ч. lu-lu "люди" от lu "человек"" (там же ссылка на литературу)
Source: Баюн Л.С.Некоторые вопросы реконструкции общеанатолийского глагольного строя//Древняя Анатолия. Под ред. академика Б.Б.Пиотровского (председатель), д.ф.н. Вяч Вс. Иванова, к.и.н. В.Г. Ардзинба. М.-Наука.1985.C.17
Ав., лак., дарг. - лагъ "раб,невольник"
Source: соответсnвующие каждому вышеприведённому языку словари любого издания
К этимологии лезгинского ЛЕКЬ "орёл" Лезг. лекь "орёл" : дарг. леглег , лак. хIажилаглаг, азерб. леjлe'к (также ha'ылеjл'к), тур. leylek, перс. laklak "аист". Лезгинское обозначение орла носит черты случайного созвучия с ПНД 'aGV "раб" ( а также с кавказским субстратом в осетинском языке - la'g "человек,мужчина") и связано родством с названием аиста в соседних языках. В турецком толковом словаре leylek обозначено как "фарси", т.е. персидское заимствование
--------------------------
К сожалению, система не может точно передать специфические буквы как латиницы, так и кириллицы. Поэтому уточним, что пранахско-дагестанская форма обозначена как лаГV (т.е. "лагъ"+ неустановленный гласный звук) - твёрдое польское "л" система не передаёт. Также вопросительные знаки зависли над гласным беглое "шва", который, обычно, в дагестанских языках передаётся как "аь". Также система не смогла передать осетинский гласный "ае".
--------------------------------
Этнический термин "лек", "лаг" изначально не имел пейоративной (= уничижительной) окраски. Семантическое развитие в сторону "крепостной, раб" легко объяснимо, так как такие переходы хорошо известны в других языках. "Наш человек", "наш мужик" (т.е. принадлежащий определённой семье, тухуму) со временем стало обозначением крепостного, раба. Но, факт остаётся фактом, что лагъ как "крепостной", "раб" бытовало уже в пранахско-дагестанском языке. Значит, "мужчина, человек" и т.п. следует отодвинуть в более далёкое прошлое.