Религия, философия, наука
Идеи Козырева: 30 лет спустя

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #46 : 30 Март 2017, 07:02:25 »
Цитата: Юрий Бухаров
Но ведь даже из этого простейшего примера, даже на этом элементарном уровне природе-то всё равно, кто и зачем задаёт ей свои вопросы - даже если задаёт вполне "правильные". С таким же успехом с помощью той же "рамки" можно найти кабель и для того, чтобы его перерубить.

Юрий, что корни науки в магии — это, по-моему, очевидно. И там, и там — главное методология и достижение утилитарного результата. И «природе-то всё равно, кто и зачем задаёт ей свои вопросы — даже если задаёт вполне „правильные“» — так и есть с точки зрения магии и науки, ибо обе насквозь утилитарны. Природа и там, и там выступает в роли материала для достижения цели.

У Козырева же Время — это активная творческая сила в религиозном, а не в магическом смысле слова. И Природе не может быть всё равно, «кто и зачем задаёт ей вопросы», если Природа живая. Живому не может быть всё равно. И Время, как теологическая связь с будущим, как судьба и Промысел, как организующая случайность, не может быть равнодушно к нравственной цели и нравственному облику того, кто вступает в контакт через эту силу с Природой.

Козырев был глубоко религиозный, христианский мыслитель. Нравственная составляющая — это то, что отличает козыревский подход к эксперименту и от магического, и от научного. Отличие в том, что живой Природе (даже если мы её воспринимаем как физическую, мёртвую) и Времени (имеющему смысл и духовный вектор) совсем не всё равно, кто и зачем вступает с ними в контакт и какую цель преследует, каковы последствия для мира от достижения этой цели. Отсюда и совершенно разные ответы могут быть. В том числе и такие, которые очень не понравятся экспериментатору, если он пытается обмануть Время и преследует корыстные и вредные для Природы цели.

Время в философии Козырева — это «кисточка в руках Творца», а не безликая энергия. И у каждого свой диалог со Временем. Собственно, это знает любой человек, но как путь для науки, дающий практические результаты и позволяющий гармонизировать отношения науки и природы, такой подход впервые показал (и, по-своему, доказал его действенность) Козырев. Это новый подход. Но если научное сообщество его не примет, то нас, царей разумных, неминуемо ждут очень серьёзные уроки со стороны Природы (которой вовсе не всё равно и с каждым годом всё труднее терпеть причиняемые нашим пытливым умом и нашим пуленепробиваемым эгоизмом невосполнимые ущерб и боль).

Эти уроки могут быть катастрофическими для человечества. Если на весах окажется жизнь Природы на нашей планете, созидаемая миллиарды лет, и жизнь человечества, то выбор будет не в пользу последнего. Это всё очень и очень серьёзно. И возвращение в науку незыблемой нравственной вертикали — непременное условие выживания не только науки. Эту нравственную вертикаль и пытался внести Козырев в научную методологию через религиозное осмысление Времени.

Такое осмысление Времени даёт возможность кардинального изменения отношения к Природе как к живой и никак не уступающей ни в мудрости, ни в праве на свободный выбор человечеству. От изменения отношения к Природе зависит прежде всего судьба самого человечества, а не Природы, которая может терпеть слепой эгоизм одного из своих отпрысков, пусть и любимого, лишь до определённой черты, где стоит вопрос о жизни и смерти всех остальных детей нашей Великой Матери.

Сам такой язык чужд науке. Но по большому счёту он чужд и магии, и различным эзотерическим практикам, оперирующим энергиями, а не смыслами в диалоге живого с живым. Нравственно-духовного отношения к миру не хватает магии и новомодной эзотерике не меньше, чем науке. Эзотерика очень хочет быть наукообразной, выстраивать системы, классификации и методологии. Козыревский подход имеет противоположный вектор — это вектор религиозный, нравственный. Различные новомодные эзотерические школы очень любят спекулировать на Козыреве (как и на Данииле Андрееве, но там спасает поэзия, а Козырев представляется своим, наукообразным). Однако, духовный вектор у современной эзотерики и Теории Времени Козырева — противоположный. Один порождён Духом Системы, а другой — Духом Диалога.

Из козыревского понимания Времени главное следствие — нравственное отношение к Природе и Космосу в целом. То есть, говоря публицистическим языком — это экологический вопрос. Козыревское направление можно назвать экологией науки, нравственным её самоочищением. Также религиозная философия науки, которой Козырев дал мощный творческий импульс, является продолжением традиции русского космизма и создаёт поле для диалога. Что это за поле для диалога — выскажусь чуть подробнее в теме о Богочеловеческом синтезе.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 31 Март 2017, 09:02:11, Золушка»

ОффлайнЗолушка

  • Сестра-хозяйка
« #47 : 31 Март 2017, 09:23:02 »
Продолжение (Юрий Бухаров о магии, Козыреве, природе, времени, церкви и синтезе) здесь.

Грамотность украшает даже поэтов.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика