В козыревских опытах главное не метод и не аппаратура, но кто проводит опыт и зачем. Зачем — в нравственном смысле в первую очередь. Аппаратура же выступает только в роли переводчика между экспериментатором и природой. От уровня экспериментатора (прежде всего духовного и нравственного) зависит и уровень сложности перевода: в обратном порядке. Чем нравственнее конечная цель, чем она больше согласуется с природой как живым целым и чем правильнее сформулирован вопрос, тем проще перевод и тем меньше нужда в сверхчувствительной аппаратуре. Не над совершенствованием аппаратуры такой экспериментатор должен работать в первую очередь, а над собой. Он и есть центральное звено, определяющее успех или неуспех эксперимента, остальные — вспомогательные.
Если назвать всё это одним словом, то такое слово - "магия". Не в смысле современного жанра фэнтези, а в том, в каком ещё Фрэнсис Бэкон именовал науку "практической магией". Вообще-то именно из магии в значительной степени наука (в современном значении этого термина) и возникла, если посмотреть исторически. Точнее, из некоторых её направлений (в том числе из некоторых аспектов собственно практической магии). А "повивальной бабкой" науки стала, как ни покажется парадоксальным, инквизиция. Ведь не случайно "разгул" её приходится не на "мрачное средневековье", а на "светлую" эпоху Возрождения, которую точнее было бы назвать эпохой мракобесия (в буквальном смысле слова). Инквизиция, вообще-то, была уже реакцией на оное мракобесие - на широкомасштабное распространение магических практик. Правда, при этом отцы-иезуиты да иже с ними тоже изрядно перегибали палку, посжигав заодно и кучу невинных, но тут уж другая (по-своему универсальная) закономерность: раз началась охота на
врагов народа ведьм, то будь добр, не порть отчётность низкими показателями. Но так или иначе, а в конечном итоге, когда нараставшая "чёрно-магическая" волна была отбита, остался единственный путь сублимации соответствующей энергии - "практическая магия" в бэконовском смысле, как изучение природы и т.п. (то, что и стало наукой). Хотя то чуть позже, с поры "ренессанса" по "новое время", а в самом средневековье было ещё попроще, особенно когда примешивались власть да деньги.
Например, в одном из инквизиционных манускриптов описывается такой случай. Без всяких экспрессивных оценок, просто как протокольный факт. Сцепились как-то промеж себя два феодала. Дело обычное, на такие вещи той порой вообще внимание не очень обращали. Дрались-то ведь всякие там герцоги с баронами весьма аккуратно: ни посевов друг у друга не вытаптывали, ни деревень не жгли, ни крестьян не убивали. Типа, забавы у господ такие были: сегодня воюют, а завтра пируют за одним столом, потом, глядишь, опять меж сеньорами чёрная кошка пробежала... Вот и на сей раз один другого загнал в какой-то маленький замок с кучкой кнехтов, да так и застопорилось: замок на труднодоступной скале, свой колодец, припасов года на два. Словом, пат. Впору мириться, как оно в подобных случаях бывало. Да, видать, что-то круто-личное там было замешано. Осаждавший не только упёрся, но и не пожалел раскошелиться, пригласив по контракту некоего лучника. Тот в день стрелял всего один раз. Зато так, что стрела неизменно поражала цель. Насмерть. Даже если бедняги не высовывались, а прятались за крепостной стеной - по каким-то невообразимым траекториям стрелы настигали всё равно. Каким-таким манером управлялся лучных дел киллер? Да просто "слово знал", как говорят в народе. Ну, и через пару недель, потеряв половину гарнизона, осаждённому пришлось сдаться на милость победителя. Никакого судопроизводства ни против лучника, находившегося под опекой сеньора, ни тем паче против самого сеньора, инквизиторы, конечно, не возбуждали (себе дороже тягаться с сильными мира сего). Просто зафиксировали, как факт - так сказать, для служебного пользования: в качестве иллюстрации одной их форм магических практик.
Подобные вещи и были, и по сей день есть. В самых разных формах, включая ту, которую ныне кличут "экстрасенсорикой". Хотя в последней много и всякой ерунды, но есть и то, что работает реально. Не магия, конечно (строго говоря), а просто есть некие взаимосвязи, которые научными средствами никак не фиксируются. Был такой случай двадцать лет назад - пришлось по новой проводить водопровод. Старый был уж очень старым, а тут подвернулась оказия, что еще двум соседним домам тоже надо было решать эту проблему. Так "колхозом" и взялись. Тем паче, что "дворовка" оказалась метров под двести, через две улицы - нигде ближе врезаться уже не представлялось возможным. Да и единственно возможный вариант оставлял очень узкий коридор из-за обилия разного рода коммуникаций: кабель связистов, кабель электриков, газовая труба и ещё частные водопроводные трубы - меж всеми ими и требовалось каким-то образом протиснуться. Естественно, соответствующие службы свои коммуникации протрассировали, но когда частник-экскаваторщик посмотрел, что "коридор" от силы метра полтора, то крупно засомневался: мол, знаю я их "трассировки", всегда приблизительны - не пройдём (а штрафы-то за порывы на кой ляд). И тогда один друг мне подсказал: дескать, попробуй "рамкой", сам так делал. Поначалу не поверил, а попробовал - получилось (правда, не рамкой, а двумя "Г"-образными, но это уже детали). Так траншею и рыли: сначала я проверял и размечал на несколько метров, а следом шёл экскаватор, по моей разметке. И действительно, в одном месте оказалось, что если бы руководствовались официальной трассировкой, то кабелю была бы полная хана (и доказывай потом, что не верблюд). Заодно и чужие водопроводы удачно обошли, а их вообще никто не трассировал - пришлось полагаться исключительно на "крутящиеся" проволоки в руках. Но тоже ни одного прокола.
Конечно, это ещё никакая не магия, просто какая-то неизвестная взаимосвязь между человеком и "окружающей средой" - взаимосвязь скорее на материальном уровне, а проволоки и рамки выполняют лишь роль "усилителя" мельчайших идеомоторных мышечных движений, делая их видимыми. Таким же образом во все века "лозоходцы" искали воду, хотя искать, в принципе, можно всё, что угодно: главное - "задавать правильные вопросы", точнее, "настроиться" соответствующим образом на то, что именно ищешь (хотя бы приблизительно, иначе будет реагировать на каждый подземный булыжник или на каждую случайную железяку). Причём, никаких экстраординарных способностей для этого не требуется: освоить может буквально каждый, даже ребёнок (и это как на велосипеде - раз поедешь, уже не разучишься). А вот научно объяснить... И академики пока не могут. Да и вообще не признают, словно ничего такого реально и в помине нет.
Но ведь даже из этого простейшего примера, даже на этом элементарном уровне природе-то всё равно, кто и зачем задаёт ей свои вопросы - даже если задаёт вполне "правильные". С таким же успехом с помощью той же "рамки" можно найти кабель и для того, чтобы его перерубить. Не говоря уже о настоящей магии (вроде примера с лучником), когда задействуются некие духовные силы. Быть может, эти "игры" в конечном счёте окажутся ещё гораздо более опасными, чем вся современная наука со всеми её чернобылями да прочими экологическими катастрофами. Не случайно большинство религиозных конфессий относится к подобным вещам крайне отрицательно. Тут тоже есть над чем подумать.
Примерно то же и с формулами. Только это уже перевод с одного человеческого языка на другой, а не на язык природы...
На сей счёт тоже есть разные точки зрения. В том числе среди сторонников концепции времени Н.А. Козырева. Например, Фёдор Николаевич Козырев в одной из статей отмечает: "
Продолжение попыток математической формализации теории физического времени в рамках аксиоматики причинной механики и изучение переменных динамических характеристик временного потока представляют собой два актуальных направления развития научных идей Козырева. Помимо них существует третье направление, предполагающее глубокий пересмотр традиционной исследовательской методологии в связи с тем, что время рассматривается в нём как творческое начало".
Я тоже считаю, что все эти направления не противоречат друг другу, а взаимодополнительны.
Вопрос - так что оно такое, пресловутая объективная реальность?
Очень хороший вопрос. И самое интересное - что на него ответили бы тысячу лет назад или чуть позже: скажем, Альберт Великий или Фома Аквинский. И ответили бы они примерно следующее: объективная реальность - это внешняя вещность вещей, их внешние свойства, а субъективная реальность - вещность тех же вещей, только не внешняя, а внутренняя. Ведь на классическом языке метафизики "реальность" - это именно "вещность", "realitas" от "res", "вещь", а "objectum" - "пред-лежащее", "subjectum" - "под-лежащее", "лежащее под поверхностью". Поэтому по тем временам сказать "у него субъективное восприятие" - значило бы высказать высшую похвалу: человек непосредственно "зрит в корень". И наоборот, "он объективен" - значит "верхогляд", скользящий по поверхности вещей. Вот так радикально перевернулось с тех пор мировосприятие.