Ну и как прикажете отвечать на Ваше кредо - такое большое, такое супер-убедительное.
Идеально было бы - прочитать "Вехи", открыть ветку, в которой спокойно, вдумчиво, не спора с оппонентом ради, постараться учесть исторический опыт, провести аналогии... Да просто подумать и отдышаться, чтобы не натворить сгоряча глупостей. Это было бы идеально.
Я ведь не спорю ни с Вами лично, ни со сторонниками протестов на улицах, я лишь пытаюсь посмотреть на ситуацию не только с одной стороны (со стороны очевидной политической правды и очевидного интеллигентского добра), а в историческом, культурном (а в идеале - и метаисторическом и метакультурном) контексте. Учесть не только один ряд факторов (всем понятных и очевидных), но и другие, более сокрытые причины, но не менее от этого действенные и важные.
Моя цель - не заклеймить сторонников митингов, а найти истину, которая не бывает односторонней. Чтобы вновь не наделать роковых ошибок, за которые придётся расплачиваться очередным откатом назад, очередными десятилетиями духовной, культурной, социальной и политической деградации. Мы же здесь с Вами не на митинге, и наша цель не увлечь страстными речами за собой как можно больше народа, победив в словесных баталиях оппонента, а попробовать понять, ЧТО происходит с точки зрения не сегодняшней минуты, но Истории (во всяком случае моя цель такова). А нет большей помехи для такого понимания, чем "страстная односторонность" (выражение Померанца).
Тот же Сталин, тот же Гитлер могут быть приведены в качестве примеров.
И Сталин, и Гитлер не с другой планеты упали, не на штыках чужих армий пришли, а явились следствием нравственного состояния нации - отображением худших и тёмных сторон национальной души, прорвавшихся из глубины на поверхность и кристаллизовавшихся в такой бесчеловечной власти. Если нет согласия в большинстве душ на такую власть, если такая власть не отвечает большинству "чаяний", то она просто не сможет властвовать.
Великое заблуждение, что власть может держаться сколько-нибудь длительное время только на силе: силовые структуры тоже состоят из людей. И сотни тысяч сталинских и гитлеровских палачей не прилетели с другой планеты, а появились из толщи народа и делали "свою работу" с удовольствием и добровольно. Власть всегда является отражением нравственного и духовного состояния нации - как бы аккумулятором "соборного греха". Аккумулятором, а не генератором.
Слабеет подпитка "тёмной энергией" снизу, слабеет (просветляется) и власть. Вот этот "механизм" надо чётко понимать, чтобы помогать входить в жизнь действительным изменениям к лучшему, а не тратить свои время и силы на маскарады и на борьбу с фантомами.
Я не о непротивлении злу силою говорю, а о понимании "механизма зла". Чтобы починить машину, нужно понять, КАК она работает. Но машина проще. Общество - организм. И лечить его надо аккуратно, зная, как он устроен. Руководствуясь только благими намерениями, можно наделать огромных бед, причём не только хирургическим, но и терапевтическим вмешательством в организм. Врач должен излечиться сам и знать путь излечения на собственном опыте, прежде чем лечить других. А митинги напоминают лечение больного такими же больными, которые видят свою силу в своём количестве, а не в качестве, знании и профессионализме.
Никакая власть ничего сделать не сможет, если не будет опираться на чаяния большинства. Темнота власти - лишь проекция внутренней душевной, духовной и культурной темноты большинства. Власть - функция веры. Во что верят - такая и власть. Поверят в другое - изменится и власть (никуда не денется).
Уверились в возможность внешних путей к счастью, в достижение гармонии насилием, в материализм и позитивизм, разочаровались в христианстве - и получили соответствующее: сначала Ленина, а потом Сталина - когда в ходе гражданской войны разнуздались садистические страсти в миллионах душ, эти страсти и породили чудовище Сталина.
Уверились в превосходстве германского духа и в его праве вершить судьбы человечества - получили Гитлера.
Уверовали в панацею формалистической секулярной демократии, поклонились Мамоне - получили культурное и духовное вырождение западных демократий с имперским монстром США во главе, а вкупе с ним - тяжелейший экологический кризис (ещё весь впереди).
Променяли духовные ценности на жвачку и джинсы - получили разгул низменной стихии при Ельцине. Не победив свою похоть к материальным благам, отдав им приоритет во всём, но при этом захотели "порядка" - получили мутацию Ельцина в Путина.
Если совсем грубо, нынешняя власть - следствие сериалов и пошлых шоу, примитива культурного и духовного уровня большинства людей. С такими духовными и культурными запросами другой власти не может быть в принципе. Тем более - при демократическом режиме, опирающемся на большинство, а не на аристократию, как монархия. Олигархи - лишь первые ученики в той школе (шкале ценностей), в которой пожелали (добровольно) учиться большинство граждан и которую стали исповедовать как свой "символ веры". Выбор шкурных ценностей большинством (в том числе и интеллигенцией) произошёл в конце 80-х, начале 90-х. Всё остальное - лишь следствие. И бороться со следствием бессмысленно. Нужно изменить причину - перенастроить "духовный вектор", поменять жизненные приоритеты, опереться на иную иерархию ценностей - разуверится в идоле и перестать ему поклоняться. Но мы не верим словам Христа: "Заботьтесь о главном, остальное приложится".
Не только позитивист и нигилист 19-го века, но и нынешний интеллигент (ставший верующим) где-то в тайной глубине души считает Христа романтиком, а себя реалистом, и верит внешнему и поверхностному гораздо больше, чем словам Христа и собственной духовной глубине. Интеллигент поменял лишь идеологическую одежду, но как был материалистом и позитивистом в душе, так им и остался (начитавшиеся мистических трактатов рационалисты не исключение: материализм может быть помешанным и на "тонких материях", дело не в расширении материальных миров, доступных мысленному взору, а в духовной направленности, в приоритете внутреннего над внешним, Целого над частным, Глубокого и Высокого над ограниченным и низменным, Вечного над временным).
Мы тут с Вами, Татьяна, упрёмся в вопрос Зла как такового: почему дьявола силы Света не свергают и не побеждают приступом? Лишь ограждают извне сферы, куда ему заказан доступ, но не идут на штурм до победного конца? Я попытался поразмышлять об этом в эссе "Человеческий фактор". Если очень кратко: не потому что сил мало (более чем достаточно), а потому что Свет не может играть по правилам Тьмы, действовать в борьбе со Злом методами Зла - методами насилия извне. Потому что Зло - это следствие свободного духовного выбора детей Божьих, и изживаться такой свободный выбор может только изнутри и свободно. Уничтожить демонов можно в мановение ока. Но уничтожив, хоть и омрачённых и заблудших, но Божьих детей, мы сами станем демонами.
Вернёмся к нашим земным баранам. (И козлищам заодно.)
Что фальсификацию выборов сделали явной, что Шулера поймали за руку, это благо без вариантов. И это сделано в основном благодаря Сети (Свободе Слова). А вот дальнейшее продавливание и форсирование этого блага на улицах может обернуться своей противоположностью. Хотя бы потому, что мы не можем предугадать всех "случайностей", не знаем подлинной расстановки сил (в том числе и мистических). Мы не знаем, каким силам и что выгодно. Мы слишком близоруки и потому рискуем стать игрушками в руках нечеловеческих тёмных стихий. Потому что в каждом из митингующих бродят в душе не только светлые, но и тёмные страсти. И они могут проснуться в митинговой стихии, и совладать с ними будет уже невозможно. Потому что попадая во власть собственных страстей, люди становятся управляемыми, перестают быть личностями и делаются толпой.
Это очень, очень опасные игры.
И результат может оказаться насколько неожиданным для самих митингующих, настолько и плачевным. Тут могут вмешаться иррациональные силы, а попы Гапоны найдутся.
Активное творчество - своей личности, культурных ценностей, взаимоотношений с людьми, с Природой, религиозное и духовное расширение и углубление личности - это не уход от мира, а наоборот - наиболее активное воздействие на мир, внутренняя сосредоточенность и концентрация сил. А уход от мира - это прежде всего суета внешняя, распыление себя вовне ради мелких удовольствий и страстишек. И плоды этой тщеты - в том числе и нынешняя власть: она ничто иное - как воплощение нашей Суеты сует, нашей похоти и наших вожделений. Борясь с ней, мы боремся с отражением в зеркале собственного душевного лица.
Если Соборная Душа нации, Небесная страна, Демиург - это воплощение лучшего и доброго, созидаемого культурного, духовного и религиозного богатства, развитие лучших сторон души народа (если видеть только связь снизу вверх хотя бы; умолчим пока об обратной связи, о первичной - Сверху вниз, чтобы не уйти в чистую мистику). То уицраориальное начало государства, аккумулирующееся во властных структурах, - это воплощение худших, тёмных, мутных, похотливых страстей народа - "соборный грех". Государственное начало как бы подмораживает этот "соборный грех" снаружи, не меняя ничего изнутри. Но не дай Бог - убрать эту "заморозку хаоса", не просветлив нутра (не превратив хаос в космос), - выплеск Тьмы и Хаоса вовне тогда неизбежен - разгул анархии, войны всех против всех, очередной Великой Смуты, разверзшейся бездны страданий.
К сожалению, все аналитики-рационалисты никогда не учитывают Бездны и Случайности и потому всегда проваливаются в Бездну, споткнувшись о Случай. И уводят за собой в эту Бездну массы. Происходит инверсия христианского афоризма: "пади сам - с тобой падут тысячи".
Почему Христос не поддержал "святую" борьбу своего народа с римскими оккупантами?
Где Пушкин принёс больше блага миру - на Сенатской площади или в уединении Михайловского? (Ах, как он рвался в деревню в последние годы!.. Не дали. Суета и внешние цели одержали победу - результат мы знаем.)
Я не спорю с Вами, Татьяна. Я лишь призываю посмотреть на события чуть пошире и чуть поглубже. Односторонность (любая) пагубна. И если большинство в этой ветке будет петь о "весне", я буду петь об опасностях этой "эйфории". Не из вредности, а от осознания пагубы любой односторонности. Это только кажется, что мы можем не обращать внимания на Бездну и Глубину, что можем отталкиваться в эмпирике только от эмпирики... Слепой идёт уверенно по твёрдой почве, не подозревая, что следующий шаг может оказаться в пустоту - провалом в Бездну. Для слепого всегда НЕОЖИДАННО заканчивается твёрдая (плоская) поверхность. У нас есть все возможности не быть такими слепыми: есть книги, есть духовный опыт прошлых поколений. И если не будем себя считать всех умнее, а свои лозунги панацеей, то у нас есть Шанс.