О разных форматах диалога и об особенностях раздела «Философия синтеза» в Воздушном Замке
1. Формат семинара.
Есть преподаватель, и есть его аудитория, до которой он хочет донести определённую концепцию (мысль, версию). Для изложения версии выбирается форма диалога, в ходе которой преподаватель задаёт направление, наводящие вопросы, а аудитория высказывает свои версии (мысли). Преподаватель показывает как ошибочность некоторых (= несоответствие их его концепции, известной пока только ему), так и правильность некоторых (= их соответствие его версии).
Так в ходе живого диалога аудитория постепенно подводится к
изначально заготовленной версии ведущего семинар. Формат диалога позволяет ученикам усвоить версию учителя лучше и полнее, чем если бы это был формат лекции с последующим обсуждением.
Непременным условием формата семинара является
общая понятийная и терминологическая база, которую изначально задаёт преподаватель и не позволяет от неё уклониться другим в ходе диалога.
Особенностью такого формата также является неравнозначность версий аудитории и версии преподавателя. Впрочем,
это условие принимается сторонами по умолчанию и свободно и ни в ком не вызывает дискомфорта: одни пришли учиться, а другой учить.
Условие
неравнозначности версий не нарушает естественности данного формата.
2. Формат диалога профессиональных философов.
Здесь могут быть различные вариации: как лекция одного коллеги с последующим обсуждением её коллегами по цеху, так и вольные импровизации на какую-то заданную тему. Отличием от первого формата является здесь
равнозначность версий разных коллег.
Но
общая понятийная и терминологическая база остаётся
необходимым условием для того, чтобы диалог состоялся. Поэтому участники тратят немало усилий для приведения сторон к единой терминологии. А профессиональная общность позволяет, хотя и с трудом, этого условия достичь.
3. Теперь я опишу
особенности раздела «Философия синтеза» в Воздушном Замке и попробую обозначить причины, по которым оба вышеописанных формата здесь работать не могут (как показала относительно длительная уже практика):
1. Аудитория здесь состоит не из желающих обучаться профессиональной философии у профессионала, поэтому
неравнозначность версий ведущего раздел и участников диспута не принимается последними свободно и по умолчанию. Из этого вытекает
невозможность вести диспут как семинар, в ходе которого все должны путём наводящих вопросов прийти к
изначально заготовленной версии ведущего. Это делает
обучающий формат бесперспективным, и диалог обрывается на полпути к цели, оказавшейся недостижимой.
Поэтому необходимо сразу сменить целевую установку для нового формата диалога.
2. Аудитория у нас состоит не из профессиональных философов, но из людей, выражающих свой духовный опыт и свою философию жизни на адекватном им и выработанном годами языке. Поэтому
общая понятийная и терминологическая база не может быть, как на семинарах или в клубе профессиональных философов,
необходимым условием для состоятельности диалога. И нет смысла тратить усилия на приведение сторон к единой терминологии (невозможно).
Усилия имеет смысл тратить на другое — на взаимное сопряжение различных контекстов как
равнозначных проекций некоего объёма. Последний и может стать новой целевой установкой и придать смысл новому формату.
Остальные необходимые условия для диалога соблюдены, как-то: нормальная взаимоуважительная атмосфера, общая духовная направленность, этический и эстетический минимум. И что немаловажно: аудиторию составляют люди неординарные, имеющие богатый духовный, культурный и жизненный опыт, хотя и полученный не на путях профессиональной философии; но тем интереснее сверхзадача — строить
разножанровый и многогранный диалог разных, но равнозначных контекстов и проекций истины.
Судя по статистике и анализу поисковых запросов, читательская аудитория здесь не только присутствует, но её составляют нетривиальные люди с одной стороны, а с другой — б
ольшая часть этой аудитории не профессиональные философы. Эту новую, отличающуюся от аудитории профессиональных философских сообществ, публику обеспечивает для Вашего раздела уровень и разноплановость портала в целом. И последний фактор тоже нужно учитывать.
Один удачный пример
другого формата диалога у нас с Вами состоялся несколько лет назад в теме «Истина истины — это...» По количеству просмотров (больше 110 000) эта тема занимает второе место после украинской. Значит, философские диспуты в
таком формате интересны
не только участникам, но и читателям.
Тогда, если Вы помните, мне пришлось настоять на другом формате, чем был во всех ветках этого раздела. Для того я не только открыл тему, но сразу, как автор темы, зарезервировал в ней семь подтем. И формат, когда Вы красным цветом выделяли неправильные (не согласующиеся с Вашей концепцией) куски, а синим — правильные (согласующиеся), попросил оставить сразу же. Только поэтому тема получила развитие в ином формате — как две
параллельные и равнозначные проекции, каждая из которых отражала
на своём языке общую идею.
Сторонам не удалось прийти к единому терминологическому контексту и одной общей версии, зато
у читателя появилась свобода для создания третьей проекции, а значит — для гипотетического объёмного видения, которое не может дать ни одна из концепций (проекций) в отдельности.
Это нам тогда удалось сделать — и это была удача, как показала жизнь.
Учебники читать неинтересно тому, кто не является слушателем курсов (первый формат). Профессиональные философские диспуты интересны только одному срезу аудитории. Но для ведения последних у нас просто нет участников.
У нас зато возможен третий формат, который нельзя реализовать ни на семинаре, ни в философском клубе. Причину выхода из дискуссии других участников (надеюсь, временного) я знаю, как минимум от двоих, не понаслышке. И причина эта именно в неудобном (неестественном и несвободном) для них
формате, на котором настаивает ведущий. Условно назовём этот барьер «красным карандашом», должным всех привести к изначально заготовленной версии.
«На пять знает только Бог, на четыре я, а на три лучшие из вас. Вы тут порезвитесь пока, пофантазируйте, а в конце я вам покажу правильное решение», — такие слова читаются между строк, увы. И это в
данной аудитории отбивает у людей желание играть по таким правилам.
Сергей Алексеевич, Вы, как автор раздела, задаёте темы, ведёте и поддерживаете их. Но если Вы хотите, чтобы эти темы не угасли преждевременно (
если Вам интересно попробовать себя в новом формате), то учитывайте особенности новой аудитории. Вы можете давать какие угодно себе зароки в юности, но это только Ваши зароки. Вы используете тот понятийный аппарат, который ближе Вашей концепции. И никто не собирается Вас переформатировать в другой контекст или заставлять нарушать свои зароки и табу, но позвольте и другим участникам говорить на том языке, который им органичнее.
А разные версии, изложенные на разных семантических кодах, пусть будут
равнозначными, а не оцениваемыми с точки зрения генеральной версии на соответствие ей как правильные и неправильные.
Тогда диалог состоится и принесёт немало открытий всем участникам. Уверен. Как и уверен, увы, в том, что первые два формата обречены здесь на неудачу.
Я написал этот пост только потому, что от всей души желаю вашему проекту у нас удачи и творческого долголетия. Поверьте, больше никаких иных мотивов не содержится в моём тексте.