Сергей!
Мы все реалисты. Просто реальности не всегда накладываются друг на друга один в один. Если допустить существование разных реальностей (или что одно и то же: допустить, что та реальность, внутри которой я «реалист», это лишь одна из многочисленных граней реальности, о коих я могу не иметь представления, что не делает их фантасмагорией, химерой или иллюзией), — тогда снимается чуть ли не половина причин для непримиримого «конфликта реалистов», в котором каждый считает другого меньшим реалистом. Реальным конфликтом же мне видится не спор вовсе, но прекращение диалога.
Даже мой отказ дискутировать на религиозные темы это не претензии к диалогу, а просто нежелание участвовать в разговоре на определенные темы.
Нет, Ваш отказ касался не только Вас лично — он был именно рекомендацией (и весьма настойчивой) ВСЕМ участникам исключить религиозную терминологию или вообще тематику. Причём — из тем, где исключить эту тематику я, например, не вижу никакой возможности без выхолащивания смысла.
Однако, претензии есть ко мне (заметьте).
Сожалею, если мои рассуждения о разных форматах диалога Вы восприняли как претензию к Вам лично. Я просто хотел Вам показать отличие и данной аудитории, и органичного для неё формата от тех, к которым Вы привыкли. Чтобы не терять времени. Вы можете продолжать, как ведущий раздела, вести диалог в любом удобном для Вас формате. Что из этого получится — другой вопрос. Практический.
Представлять (демонстрировать) различные проекции он может, но должна быть процедура синтеза проекций. Обозначить проекции и синтезировать их - разные процедуры. Я за синтез проекций, в котором рождаются новые синтетические понятия (понимания). Вот эту форма диалога считаю более эффективной.
Синтез может быть как линейным, так и не линейным. Это разные «процедуры». Ваша процедура предполагает для разных проекций — выработку одной общей синтетической системы понятий. Но это будет опять же — проекция. Объём же (нелинейный синтез) не вербализируется вообще, но достигается
внутренним и свободным сопряжением проекций. Да, это разные процедуры, подходы и пути. Одно бы я не стал утверждать столь категорически, что нелинейный синтез не является «способным постигать истину».
Если по каким-то терминам происходит конфликтная ситуация, то диалог синтеза предполагает согласование и введение нового нейтрального термина, снимающего конфликтное напряжение.
Есть и другой способ снятия конфликтной ситуации: признание за одним «это» права на разные термины. Причём для одного контекста-проекции органичнее одни термины, а для другого — другие. И каждая из проекций с присущей ей терминологией выражает какую-то сторону или часть «этого» по преимуществу. И для истины от разных терминологий есть
прибыль . Общие же «нейтральные» термины эту
прибыль сокращают и сужают отображение обсуждаемого предмета. Далеко за примером ходить не буду. Есть «нечто», которое в имеющем давнюю историю смысловом и символическом контексте обозначается как «Царствие Божие». Для Вас этот термин неприемлем. Тогда назовите это «нечто» по-другому и в другом контексте. Два термина лучше, на мой взгляд, чем один нейтральный, ради которого обеим сторонам придётся насиловать (сужать) свой символ.
Что одно и то же «это» стороны называют разными терминами, мне не представляется главной проблемой. При наличии доброй воли она разрешается простым признанием за другой стороной права на свою терминологию. Гораздо большую трудность для понимания друг друга представляет собою
противоположная проблема: когда в одни и те же термины сторонами вкладывается совершенно разное содержимое. Вот эту проблему разрешать необходимо, и это совсем не просто. Одним из решений её мне и видится выявление разного содержимого в одинаковых терминах при помощи паритетных терминологий, не сводимых к одной.
Сопрягать лучше контексты, а не термины, хотя бы потому, что одинаковых контекстов не бывает — и разным контекстам соответствует и разное содержание. Тут меньше путаницы. С терминами же постоянно возникает путаница, подчас непреодолимая: термины одинаковы — а содержимое в них полярно.
Речь идет не об изменении мировоззрения в целом, а об изменении - как маленькой добавочки (малюсенькой дельточки) = какого-либо нового понятия, нового открытия, нового смысла или взгляда на мир. А это невозможно без синтеза. Не все диалоги приводят к таким приращениям истины.
Приращение истины может достигаться разными путями. Как выработка единой общей системы понятий. И как
умение понимать иные системы понятий. На каждом из путей есть своя прибыль и убыль. В понимании иных систем понятий в мировоззрении возникает «дельточка» не меньшая, чем при синтезировании разных систем в одну. Это разного качества «дельточки», и каждое из них самоценно.
Но есть и разные аудитории, и разные форматы диалога, для которых органичнее тот или другой путь по преимуществу. Недостатка в первом пути — на семинарах — у Вас нет. Я лишь предложил Вам попробовать поработать в другом формате, т.к. на мой взгляд, он
органичнее для данной аудитории. Но выбор остаётся, разумеется, за Вами. Это Ваш раздел — Ваше творчество. Я на своих методах не настаиваю ни в коем разе. Да и конфликта пока никакого не вижу. Дело не в конфликте (конфликт даже может быть во благо — как топливо), а в том, что из-за неверно выбранного формата аудитория может просто разойтись... и огонь поиска истины угаснет.