Один из самых бесплодных периодов в Советском кинематографе пришёлся на последние пять лет жизни вождя всех народов. Бесплодной её можно назвать не по количеству отснятых фильмов, напротив, их было создано в те годы великое множество, в основном биографических ("байопиков") и фильм-спектаклей, а по тому, что все они были сняты только для него и по его - вождя "образу и подобию". Если с небывалым доселе явлением - происхождением фильм-спектаклей было всё ясно: они снимались специально для Сталина, для его комфорта и утоления"ненасытной любви" к театру, когда в дни болезней он не в состоянии был посещать театральные постановки МХАТа и звёздная труппа в полном составе играла для него одного; то с "байопиками" дело обстояло иначе. Они предназначались для людей, для публики.
На примере одного фильма, вышедшего в 1951 году, можно понять, что передача реального исторического образа героя посредством кинематографа не являлась целью и задачей отдельных режиссёров той эпохи, творивших "пред ликом" вождя. В фильме известного режиссёра тех лет Г.М.Козинцева - "Белинский", герой являет собой совсем не "Неистового Виссариона", как называли патриарха русской литературы его современники, а совершенного ему антипода в эмоциональном и во многих других отношениях, что касалось характера, темперамента и других качеств данного персонажа. Белинский в фильме предстаёт хладнокровным, рассудительным, сдержанным господином, приветствующим великих поэтов почти по-пролетарски: "Привет, Лермонтов!"; "Привет, Некрасов!" и т.д. Кстати, последний у него почему-то служит секретарём
Остальные фильмы, такие как, "Адмирал Нахимов", "Глинка" (в своей дубль-версии), "Иван Грозный" и множество других, также подозрительно неправдоподобны. Герои фильмов - реальные исторические персонажи, великие люди искусства, военного дела, владыки, учёные, до безумия, до шизофрении напоминают его - "великого. Самого великого всех времён и племён". Во всех них предстаёт он. Он, он, он...
И здесь невероятным образом проявляется его иррациональная тяга к тому, на что он "законно" (в своём подсознании или скорее даже осознанно) претендовал, но чего был лишён усилиями Провиденциальных Сил, подготавливаясь к своему воплощению на Земле. А в частности, согласно "Розе Мира" - даров тёмной гениальности, вручаемых ему силами мрака. И вот спустя время, он в роли гениального тирана, "с незажившей ещё раной", (которой по Откровению Иоанна Богослова, предстоит зажить...), посредством магии великой иллюзии (кино) блеснул перед народом, и поэтом, и военачальником, и учёным, и всем, кем только жаждало быть его нереализованное, недовершенное "я". Эти фильмы стали его ареной обмана, где он попытался воплотиться в множествах ипостасях, используя имя и славу других...
Самое ужасное, что только может быть для актёров - это играть в пустом театре, пред бездыханным залом и ложами. Играть не для кого, вглядываясь в бездушную пустоту театра и видеть перед собой лишь объективы кинематографических камер. Весь цвет отечественной театральной сцены был вынужден делать
это, участвуя в самом бессмысленном и унизительном проекте в истории театра и кино: съёмке фильм-спектаклей по заказу властей.
Понятно, чтобы угодить тиранам в истории делались вещи и "покруче". Но играть на сцене пустого театра - это падение театра. Однако зритель был. И какой был этот "неповторимый и единственный" зритель! Кинопроизводство при нём снизилось до фатального количественного уровня, а десятипроцентный (по меркам Голливуда) план выпуска шедевров так и не был реализован.
И Слава Богу! Ведь можно только представить, что это были бы за шедевры"! Кто в них был бы ключевым действующим лицом, без труда узнаваемый за бледной призмой главного героя...