А Роза Мира разве не просвещает?! Роза Мира - это искусство?
Боюсь, мы рискуем потерять предмет размышления.
Спор иногда уводит в сторону. Особенно спор о таких сложных предметах, как искусство и его назначение.
Спор опирается на мнения, а «знание по мнению» - согласно древним грекам, которые кое-что понимали в познании, - не всегда надёжно. Поэтому стоит прислушиваться к мнениям, но стоит помнить и о том, что за ними порой стоят обманчивые восприятия или – по крайней мере, – восприятия, опосредованные сиюминутным настроением. А искусство – по своей природе, - соприкасается с высшим смыслом жизни. И именно поэтому мы находим в нём источники наших вдохновений.
Если мыслить возможность кинематографической версии Розы Мира, то она, конечно, может стать искусством, если сценарист и режиссёр смогут найти средства воплотить на экране уникальность места Даниила Андреева в социальной и культурной среде своего времени, что очень непросто.
Чем определялась эта уникальность?
Как мне кажется, не просто декларацией отношения к культуре, но очень динамичным личным восприятием её самодвижения среди событий исторической жизни народов. Одновременно – это и динамизм его исторической памяти, который воплощался в его поэзии, и отношение к персонажам культурных эпох, сквозь которое он оценивал перспективы и искал оправданий для человеческого бытия в природе и истории. Причём и его живая историческая память, и отношение к персонажам культурных эпох – очень важные составляющие его личного, и очень трагического, жизненного опыта.
Представляется, что если это сделать исходным пунктом для размышлений и развёртывая сценарного сюжета, то тогда можно найти такой ракурс для создания фильма, который позволит соединить «просветительские» начала его книги и ее необычайно притягательную, - хотя и противоречивую, - образность в единое целое.
Я специально ставлю здесь термин «просвещение» в кавычки, поскольку понимаю, что старого, узкого его смысла и значения явно не хватает для того, чтобы оценить личностно выраженную истинность того знания о мире, которую нёс в своих исканиях Даниил Андреев.
Насколько это подвластно кинематографическим возможностям, в том числе и современной технике, я не могу сказать. Но дерзать, конечно, надо.
Кстати, о «синтезе жанров» как принципе построения «Розы Мира».
У меня есть работа «Приключения жанра». Я писала её давно, и постаралась в ней рассмотреть живое движение жанров театрального искусства сквозь смену различных государственных образований, которые, конечно, рассчитывали на искусство как на одну из опор своей власти. Если есть интерес, могу её выложить на портале.
Ирина Николаева