Добрый вечер, Марат!
Кино, как самое молодое из всех искусств, - и самое незащищённое в плане свободы нравственного поведения персонажей на экране, всепоглощающего стремления к самовыражению участников кинематографического действа, порой в ущерб поиску катарсиса и достижению главного значения искусства - просвещать.
Я думаю, Марат, что дело не в “незащищенности кино в плане свободы нравственного поведения».
Мне, кстати, не совсем понятна Ваша мысль. Что Вы имеете в виду, какую незащищённость кино?
Кино, – благодаря техническим возможностям воспроизведения на экране живой жизни, - по-разному, в разных эстетических, нравственных ракурсах, с разной степенью исторической достоверности, - эту живую жизнь и воспроизводит. Воспроизводит, - находя, выбирая и сортируя сюжеты и коллизии этой живой жизни.
Но воспроизводит её не абы как, а всё-таки прислушиваясь к открытому для режиссёрского чутья импульсу искусства, его внутренней энергетике, которая – опять же благодаря техническим возможностям кино, - как будто переносит её импульсы в «живую жизнь» экрана. Эта энергетика искусства и делает экранную жизнь условной, а не безусловной, какой она является для нас в каждодневной жизни.
И вот эта условность и есть тот самый свет, который способен преобразить наши представления и о жизни, и о самих себе. Здесь не в просвещении дело, или, по крайней мере, не только в нём.
Её, - этой условности искусства, сквозь которую брезжит свет иного начала жизни, - сейчас на экране катастрофически мало. Всё "искусство" сосредоточено вокруг технических возможностей компьютерной графики. А они, видимо, обостряют зрительское восприятие жизненной динамики, скорости ее самодвижения. Мы, поэтому находимся как бы в плену её возможностей. И пока еще - не освободились.
Очень любопытны в связи с этим некоторые интервью режиссёров.
Я вот внимательно читала два интервью Гринуэйя, который считает, что кино вообще умерло и решается называть даже дату смерти кино. Для него, - насколько я поняла, - это и есть первый фильм, где компьютерную графику применили по полной программе.
А с другой стороны, недавно читала интервью Сокурова, - так он прямо признаётся, что часами смотрит на картины старых мастеров живописи, чтобы понять их способ видения, их выбор сюжета картины, приёмы его воплощения на холсте, т.д.
Что касается советского кино, то оно было – очень разным. Оно не столько просвещало, сколько возвращало нас к разным историческим пластам нашей общей жизни. Оно творило нас, – в меру своего понимания истории и судьбы страны, жизненного и творческого опыта режиссёров и актёров, которые, благодаря кино, становились почти реальными персонажами нашего собственного, но уже жизненного опыта. Я думаю, что сейчас такого уже нет, и вернуться к этому будет очень нелегко.
А вот Даниил Андреев – очень кинематографичен, как мне кажется. Я, конечно, далека от мысли, что можно снять «Розу Мира», но помечтать об этом нелишне. И очень может быть, что в таком фильме компьютерная графика как бы встанет на своё место. Но это - очень трудно, конечно. Трудно, потому что мы почти утратили чувство меры в деле поисков художественной достоверности.
Ирина Николаева