Дорогая Наташа!
Благодарю Вас от всего сердца за поздравление и за память о мудрецах! Вы правы, горько осознавать, что уже нет с нами Григория Померанца и Зинаиды Миркиной; скульптора Василия Коханского; богослова, подвижника Фёдора Николаевича Козырева; отца Александра, которому, оказывается, в этом году исполняется 91 год. Но иногда я спрашиваю себя – их нет с нами или мы не всегда с ними?
Орфей спускается в царство теней за Эвридикой. И – оглядывается. И теряет свою возлюбленную. Почему? Да потому что, чтобы вывести из царства мертвых кого-то на свет, воскресить кого-то, нужно быть самому по-настоящему живым. Вот и мы, когда воскрешаем память о наших любимых, о наших учителях, должны быть безоглядно живыми. Орфей в глубине души рассчитывал вернуть Эвридику себе, а не – Жизни. И потому потерял ее навсегда.
Присваивая что-то или кого-то себе, мы его убиваем. Вот почему умерла Эвридика, а вовсе не от змеиного яда. Она умерла от обладающей любви Орфея. Есть даже такое выражение – всё, что ты любишь больше Бога, будет у тебя отнято. И вот почему от Авраама потребовалось принести Исаака в жертву. Пожертвовать, значит перестать присваивать.
Учитель – это одновременно и напоминание о том, что с тебя всегда есть спрос, и – каждодневная забота о тебе. Учителя не умирают. Они просто перестают отвлекаться на быт, и полностью посвящают себя своим ученикам. Помнить о том, что мы живем в их присутствии – великое счастье!
Пользуясь случаем, я хочу поздравить с зимними праздниками, согретыми лучами Рождественской звезды, всех обитателей Воздушного Замка. И пожелать всем нам медленной жизни.