Искусство слова
Предисловие к книге «Старая дорога» (эссе, рассказы, пьесы, стихи)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

А вот еще
Цитировать
Я погружусь на дно покоя,
Туда, откуда всходит свет,
И вдруг узнаю, что такое
Та жизнь, в которой смерти нет.
Да, я узнаю, я узнала –
Вот здесь оно передо мной –
Всё то, что было до начала,
До боли, до тоски земной.
Я погружусь на дно молчанья,
Туда где молкнет мысль сама,
Где начинается сиянье
И, дрогнув, отступает тьма.
Я погружаюсь так глубоко,
Так бесконечно тихо мне!
Ведь я осталась око в око
С моим Творцом наедине.

И как удивительно перекликается с Высоцким:

Упрямо я стремлюсь ко дну,
Дыханье рвется, давит уши...
Зачем иду на глубину -
Чем плохо было мне на суше?

Там, на земле,- и стол, и дом.
Там - я и пел, и надрывался.
Я плавал все же - хоть с трудом,
Но на поверхности держался.

Я потерял ориентир,
Но вспомнил сказки, сны и мифы.
Я открываю новый мир,
Пройдя коралловые рифы.

Коралловые города...
В них многорыбно, но не шумно -
Нема подводная среда,
И многоцветна, и разумна.

Где та чудовищная мгла,
Которой матери стращают?
Светло, хотя ни факела,
Ни солнца мглу не освещают.

Все гениальное и не-
Допонятое - всплеск и шалость -
Спаслось и скрылось в глубине!
Все, что гналось и запрещалось...

Я снял с острогой карабин,
Но камень взял - не обессудьте!-
Чтобы добраться до глубин,
До тех пластов, до самой сути.

Я бросил нож - не нужен он:
Там нет врагов, там все мы - люди,
Там каждый, кто вооружен,-
Нелеп и глуп, как вошь на блюде.

Нептун - ныряльщик с бородой,
Ответь и облегчи мне душу:
Зачем простились мы с водой,
Предпочитая влаге - сушу?

Зачем, живя на четырех,
Мы встали, распрямили спины?
Затем - и это видит Бог,-
Чтоб взять каменья и дубины.

Мы умудрились много знать,
Повсюду мест наделать лобных,
И предавать, и распинать,
И брать на крюк себе подобных!

И я намеренно тону,
Зову: Спасите наши души!
И если я не дотяну,-
Друзья мои, бегите с суши!

Назад - не к горю и беде,
Назад и вглубь - но не ко гробу,
Назад - к прибежищу, к воде!
Назад - в извечную утробу!

Похлопал по плечу трепанг,
Признав во мне свою породу,-
И я выплевываю шланг
И в легкие пускаю воду!..

Сомкните стройные ряды,
Покрепче закупорьте уши.
Ушел один - в том нет беды,
Но я приду по ваши души!


21 сентября - день памяти Зинаиды Александровны. Так совпало, что занятие нашего городского философского семинара было сегодня посвящено работе Григория Соломоновича "Записки гадкого утёнка". Наблюдали с замиранием сердца, как происходит "собирание внутреннейшего человека" через отношение к Другому. Думаю, что Зинаида Александровна была с нами в этот день.
Много тем затронули, но, пожалуй, самый глубокий разговор у нас получился вокруг вот этих слов Григория Соломоновича:

"... Но главное всё-таки не в ней (истории), а в тебе самом. Я смутно чувствовал это и очень часто не продолжал начатого. Вместо этого продолжалось что-то внутри, для чего внешнее дело было только толчком. И это внутреннее прокладывало путь в бытие (как ребёнок, ещё не зачатый, в одном старом стихотворении Зины) и вело меня через все зигзаги... К пониманию нежных прикосновений вечности, которые история запомнила гораздо глубже, чем грубые наскоки Чингисханов".

Выделила курсивом слова, которые особенно поразили и через которые потянулось сразу множество нитей. Постараюсь прописать эти нити в ближайшие недели, чтобы можно было и здесь продолжить начатый разговор.

«Последнее редактирование: 22 Сентября 2022, 11:32:01, Наталия Подзолкова»

                       ***

История не вечность, но в её горниле
наш дух бесстрашный обретает опыт;
душа земная причащается той силе,
что в громе слышит нежный Божий шёпот
и лик свой познаёт в его раскатах грозных.
В конечном мире и восходит бесконечность.
Лишь муки, труд и пот даруют сердцу отдых.
Слова биенье смысла постигают в речи,
из уст в уста текущей. Словно звёзды
бразды вложили в эти звуки смертных –
и ввысь несётся колесница новых,
в истории искрящихся ответов.

23.09.22

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Вот уже пять лет, как нет Зинаиды Александровны. Но она, конечно же, есть. Она с нами. И Зинаида Александровна, и Григорий Соломонович - рядом. Они страдают сейчас нашими страданиями и радуются нашими радостями. И ещё они продолжают учить нас через свой огонь - Костёр Померанца и Миркиной - Костёр, на котором сгорает эго. Этот Костёр бережно поддерживает Роман Максович, подбрасывает в него сухие веточки, не даёт ему погаснуть. Летом читала его сборник "Костёр Померанца и Миркиной". Вообще, эти книги - не совсем книги, это собственно работа души над собой, которая сделана видимой. И можно идти рядом и тоже делать свою работу, сверяя ее с работой Миркиной, Помернаца и Перельштейна. Можно сказать, что любая книга, если она Книга, должна быть такой, иначе зачем всё... Да, наверняка, это так. Но любая книга только потенциально работа души, а эти книги уже актуально и по-настоящему. А потому они переворачивают душу. Не дают ей уснуть, улизнуть, свернуть в удобный угол и отлежаться. И спасибо за это авторам!

Позволю себе два фрагмента из эссе "Благословение Померанца":

Защищать святыню верующий должен прежде всего от самого себя, от своих ещё недостаточно зрелых представлений о Боге, а не от иноверцев или безбожников...

Как-то я задался вопросом - много ли навоюют мужчины с младенцами на руках? Скорее всего, они объединят свои усилия, чтобы их младенцы не погибли. Одно дело, когда Бог в лучах славы красуется на военном стяге и ведёт тебя в бой, и совсем другое, когда Он на твоих руках, и ты должен защитить Его от своих личных и коллективных амбиций, от своей узконациональной, узкорелигиозной правды. А высшая истина состоит в том, что нет моего или твоего младенца. Все младенцы твои и мои.


Пока эго не сгорело, оно делает поверхность души непрозрачной, через неё трудно увидеть глубину себя и глубину Другого. Но тот, кто научился смотреть и видеть сквозь эту коросту, тому любить и беречь каждого становится не просто легко, а естественно. Ведь задача не в том, чтобы любить и прощать всех, а в том, чтобы сделать чистой и прозрачной поверхность своего внуреннего измерения, а глубина проступит сама.


ОффлайнПерельштейн Роман

  • Роман Перельштейн
Благодарю Вас, Наталья Андреевна, за Ваше удивительно трепетное отношение к чете мудрецов, за то, что дышите тем же воздухом, что и они, и за то, что этот вдох глубок. Может быть, странно за это благодарить, ведь Вы просто остаетесь самой собой, но все-таки примите от меня эти слова, и поверьте, что они искренние. Мы свидетельствуем о Григории Померанце и Зинаиде Миркиной прежде всего своим внутренним состоянием, свидетельствует каждый, кому они дороги, кто их почувствовал, кто с ними сроднился. И я хотел бы поблагодарить многих и многих людей за это укоренённое в бытии состояние. Я знаю, что, когда мы живем на глубине, мы все одна семья, но семья истинная, подлинная.
Да, прошло пять лет с того сентября. Зина ушла. Но все сентябри, все что были и все что еще будут, уже живут в ее стихах. Вот почему я так спокоен за осень. И вот почему испытываю глубокое доверие ко всем временам года.     


Перельштейн Роман, ученик Григория Померанца и Зинаиды Миркиной, исследователь и последователь их многогранного творчества и миропонимания

Спасибо, Роман Максович! Спасибо за Ваше доверие к людям и ко всем временам года...


Сегодня День рождения Зинаиды Александровны Миркиной. Хотела подобрать какое-нибудь любимое стихотворение и вдруг поняла, что любимого нет. Более того, для меня все её стихотворения — это ОДНО стихотворение, ОДИН разговор и ОДНА встреча. Ведь в каждом – она успевает сказать ВСЁ: углубиться до незримого Основания Себя и одновременно подняться до самых Небес. Григорий Соломонович называл это «поэзией священной глубины», а я бы добавила вслед за Экхартом Толле, что это САМА ТИШИНА ГОВОРИТ.
Поэтому открою последний сборник Зинаиды Александровны наугад, и пусть слова сегодня САМИ нас выбирают. Пусть решают, как сегодня БЕЗМОЛВНО ЗВУЧАТЬ ПОЛНОТЕ.

Такое вот открылось стихотворение:

Что это значит «тихий вечер»? –
Мечты, желанья отрубя,
Выходишь сам Себе навстречу
И погружаешься в Себя…

И это длится долго-долго,
Пока не обнаружит взор,
Что все куски и все осколки
Собрались в целостный простор.

И все событья наши, числа,
Что невозможно перечесть –
Все время не имеет смысла,
А Вечность – это ТО, что ЕСТЬ.

Нет ни опоры, ни движенья.
Нет ничего. В ничём держись!
Но это в Вечность погруженье
И есть единственная Жизнь.

08.09.1918


С Днём Рождения, дорогая Зинаида Александровна! Музыка Вашей души продолжает звучать и... очень помогает жить.



Написав пост, вышла на страницу «Г.С. Померанц и З.А. Миркина» в ВК. Там есть замечательное видеопоздравление Романа Максовича Перельштейна. Он тоже говорит о Тишине. И начинает так: «Давайте отметим День рождения Зинаиды Александровны внутренней Тишиной. Давайте дадим разрастись этой Тишине...»
Пишу эти слова и сама себе кажусь суетливой и шумной…
Но всё-таки…
Дорогой Роман Максович! Ещё раз поздравляю Вас с прошедшим Днём рождения! Счастья Вам, любви, душевного простора… Это очень радостно и символично, что целая серия январских именинников в Воздушном Замке открывается тремя днями рождениями: Вашим, Зинаиды Александровны и Фёдора Николаеввича Козырева. На днях услышала, что январские именинники — самые оптимистичные люди)) Они родились зимой, но с каждым днём солнце прибывает и весь-весь свет ещё впереди!..


ОффлайнПерельштейн Роман

  • Роман Перельштейн
Дорогая Наталья Андреевна! Большое спасибо за добрые пожелания! Благодарю Вас и за радость находиться в одном пространстве с Вами. Зинаида Александровна называла его страной Небывалией.  Ведь так не бывает, чтобы, вроде бы, незнакомые люди, так хорошо понимали друг друга и слышали, учились слышать одну и ту же Тишину.
Я уже говорил это, но повторю снова. Миркина и Померанц были невероятно счастливы, когда в их пространство приходили люди со своим простором, со своим голосом. Они были бы очень и очень рады Вам. И они бы очень хорошо восприняли дух Воздушного Замка. Григорий Соломонович нуждался в подобной среде, он искал единомышленников, но единомышленников по затиханию, товарищей по глубокому созерцанию.
Мы называем всё это Костром. И подбрасываем дровишки. Но дрова должны быть сухими, чтобы не было чада. То есть в любви, безусловной любви должна обязательно присутствовать та отрешенность, о которой писал Мейстер Экхарт. Отрешенность и только она позволяет нам не вовлекаться в собственные страдания, а соединиться со всеми на самом глубоком уровне.
Вот как писал об этом Померанц: «Стремясь к полноте, Бог входит в конечное, в свою тварь, и страдает вместе с ней и умирает вместе с ней, – оставаясь в то же время вне страдания и вне смерти. Примерно так, как Божья Матерь, в толковании Мейстера Экхарта, остается отрешенной в своей последней глубине, задыхаясь в рыданиях у креста. Экхарт сравнивает отрешенность с крюком, на котором держится рвущаяся от ветра дверь». И дальше Григорий Соломонович говорит, что Бог – это одновременно и Отец на небе, и распятый Сын.
Как бы ни рвало нашу дверь с петель, какой бы ветер ею ни хлопал, а он хлопает и еще как хлопает, есть крюк, основа, незыблемая ось, о которой нам нельзя забывать. И ось эта есть Великая Тишина Сердца, в которой мир творится.
Я прекрасно понимаю, что Вы знаете это лучше меня. Но неправда ли, напоминания эти не бывают лишними.

Перельштейн Роман, ученик Григория Померанца и Зинаиды Миркиной, исследователь и последователь их многогранного творчества и миропонимания
«Последнее редактирование: 17 Января 2024, 14:19:49, Золушка»

Спасибо, Роман. Сейчас каждое слово по существу и каждый отклик, идущий от сердца, в Замке не просто "на вес золота" (с этим у нас никогда не было проблем: потому что не было самой такой постановки вопроса), но песчинка на весы жизни и смерти, которая может оказаться решающей. Таково состояние этих весов сейчас здесь.

Я не знаю, наиболее ли точное слово "отрешённость" для названия того состояния человеческого духа, когда он ставится перед последним выбором веры - в кого, во что, несмотря ни на что...

Именно перед таким выбором стал и наш проект в последний год. Вернее, подошёл к этой черте после своего высшего взлёта в 2016-17 годах, когда и сайт "Тезаурос" у нас был открыт, и много чего ещё происходило, дающего основание для "удовлетворения сделанным". И вот год за годом мы пришли примерно к тому же критическому рубежу, который пришлось нам здесь преодолевать (прежде всего во внутреннем мире, где и живёт вера) в первые годы существования этого проекта (в 2009-2012 годах). То же испытание вернулось на круги своя.

И от того, как мы это испытание свободой и верой сейчас пройдём, зависит судьба и этого проекта, и личного творчества людей, в своё время соединивших (духовно, то есть - абсолютно свободно, а потому навечно и без отступных путей) одно с другим. Есть такие точки во времени, когда человек становится перед вопросом: "а веришь ли ты в Бога?" - не теоретически, но конкретно, в данной ситуации... Сейчас мы стали именно перед таким вопросом: "Пётр, любишь ли ты Меня?"

И не только мы стоим перед этим вопросом. Но и вся наша страна. И весь Мир. Бывают такие отрезки во времени, когда его плотность возрастает до наивысшего предела, возможного в материальном мире. Этот вопрос звучит сейчас в глубине каждого сердца. И требует ответа "да-да" или "нет-нет". На войне как на войне.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 17 Января 2024, 14:42:38, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Спасибо вам, Наталия и Роман, за то, что напомнили нам об этой отрешенности, созерцательной тишине сердца. Точнее будет сказать, наверное, создающей тишине, ибо я не знаю более сильного состояния, создающего личность и взращивающего дух. Мне повезло родиться с ощущением этой тишины, которая была для меня источником радости и утешения... Для других же вокруг меня это было источником постоянного беспокойства, и они, как могли пытались избавить меня от этой тишины...

А потом завертелась жизнь, и ты сам уже, подчиняясь навязанным правилам окунулся в её шум, не заметив того, как растерял себя на этих шумных дорогах, став другим, не похожим на себя того, настоящего...

И вот пришло время возвращаться. Возвращаться к себе, в тишину сердца, чтобы снова почувствовать его созидающую силу.

Оглядываясь назад, понимаю, что почти все, что я делал в своих литературных "подвигах", это попытка рассказать о тишине, передать то состояние, которое по степени внутреннего воздействия громче самого громкого крика. Передать это состояние читателю, чтобы он смог прикоснуться, удивиться и захотеть остаться в нём. Хорошо бы, навсегда.

Спасибо вам.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Возможность Встречи
(о новой книге Р.Перельштейна "Встречи с Померанцем и Миркиной")

И вот снова наступил этот сентябрьский день — день памяти Зинаиды Александровны Миркиной. Прошёл ещё один год. Очень плодотворный год. Потому что в этом году вышли замечательные книги Романа Перельштейна: литературно-философские эссе «Этюды о вселенском духовном сознании», автобиографическая сага «Танец Дервиша», сборник лекций семинара «Работа любви» под общим заголовком «Жизнь без смерти» и ещё одна самая удивительная и долгожданная книга «Встречи с Померанцем и Миркиной». Я смело могу сказать, что это был плодотворный год не только для Романа Максовича, но и для Зинаиды Александровны, и для Григория Соломоновича, и для участников семинара «Работа любви», и для нашего «Воздушного Замка» — словом, для каждого человека, открывшего и отдавшего себя общей глубине. Ведь тексты Романа Перельштейна делают лучше нас всех, а не только самого автора. Это и есть традиция Померанца и Миркиной — не застолбить место в литературе или духовное первенство в каком-либо сообществе, а посвятить себя работе любви — трудной и настоящей общей работе.
Я очень рада, что имею возможность представить в Замке книгу «Встречи с Померанцем и Миркиной». И мне кажется, что сегодня очень правильный день для этого представления. Роман Максович разрешил мне воспользоваться фрагментами нашей переписки, которая состоялась после выхода книги, потому что иногда в письме лучше получается высказать переживание, всё-таки жанр письма предполагает более высокий градус доверия.

Из письма Роману Перельштейну:
«… Я хотела поговорить о книге, которую Вы написали — самой невероятной из всех Ваших книг. Наверное, Вы даже сами не представляете, ЧТО сделали, какую драгоценность подарили людям. Хотя нет, Вы представляете: «дневник наших встреч станет, быть может, главным делом моей жизни».
Читая Ваши книги, я всё время держала в уме, что Вы с ними общались, дружили. И очень хотелось тоже оказаться рядом и увидеть, как они заваривают чай, обсуждают погоду, шутят с близкими друзьями… Это всё равно, что посидеть рядом с Сократом. Конечно, сохранились видео их бесед, документальные фильмы, но это взгляд снаружи. А главное часто прячется в бытовых мелочах. В том, как мудрец «надевает тапочки». И ведь могло получиться (как чаще всего бывает), что, даже будучи рядом, невозможно передать другим атмосферу. Вы могли не уметь рассказать, как это. Как не могут остальные друзья Зинаиды Александровны и Григория Соломоновича. Но Вы оказались не только ближайшим по духу человеком, но и талантливым писателем, более того, кинематографистом. Благодаря Вам, можно их видеть, можно находиться вместе с ними в комнате, ощущать и внешнее, и внутреннее то невидимое, что стоит за обстановкой и разговорами. Ваши очерки, которые есть в других книгах, прекрасны и глубоки, но это «духовная стенограмма» «Встреч» — бесценна. Спасибо!!!
Вот Григорий Соломонович медленно обходит столешницу, упираясь в неё руками и продолжая увлечённо беседовать. Вот образ «цыплёнка с гордо поднятой головой». А вот моё любимое: «Куцая куртка, напоминавшая причудливое оперение, вкупе с большими очками в роговой оправе, сделали его похожим на сказочную птицу — большую, осторожную и очень внимательную». (Сразу вспомнились буривухи Макса Фрая). «Любовь и ученичество в его сердце на всю жизнь слились воедино и никогда не мешали друг другу». Или вот Зинаида Александровна: «Всю жизнь Миркина шла к этому уюту, к гармоничному сочетанию скромных, немножко сказочных вещей». «Она могла говорить как пророк, но никогда этого не делала. Когда же пророческие нотки пробивались, они сразу же переплетались с её внутренней тишиной, как корни с корнями, и поученье тонуло в поэзии».
«Морщины не старили мудрецов, а лежали на их лицах, как тень шелестящего дуба на стене святилища… Я беспрестанно ощущал, насколько глубока жизнь моих стариков и насколько она последовательна». Есть серия ЖЗЛ, есть фильмы про великих людей, есть жития святых. Но, даже имея всё это, как трудно ощутить эту последовательность жизни, которая состоит не только из «звёздных часов», а из внутренних спаянных между собой минут, заполненных переживаниями о разном. Да и не у всех великих есть эта последовательность — она само по себе редчайшее явление. Поэтому почти никогда не удаётся по-настоящему соотнести себя с этими маяками. А тем более увидеть, как две ярко горящие души, сливаются в непрерывный и тихий пламень. «Когда один из них говорил, как бы набрасывая на целостную истину покрывало слов, другой находился на страже Целого — такова была природа замолкания того, кто ждал своей минуты вступить в разговор». Ваша книга — это неопровержимое доказательство (и оно у всех нас теперь есть), что можно жить глубоко и последовательно друг с другом — не урывками, не случайными озарениями, а постоянно — что это свойственно природе человека: говорить, думать и жить в существенном отношении друг к другу, жить по существу. «Я понимал только одно, эти люди — она закутанная в выцветший плед, он в какой-то затрапезной дачной куртке — держат на своих плечах наш мир»…

… В книге есть кульминация — разговор об отрешённости. Сила Зинаиды Александровны становится на этих страницах безмерной, беспощадной, но эта всё та же сила любви. Эти страницы читать и больно, и прекрасно. Она разоблачает безжалостно своих самых любимых: князя Мышкина, Вас, но это разоблачение как отдача всей себя ради любимых. И видно, как она буквально поднимает Вас над землёй.
«Разгром, которому она подвергла меня, превращался в песнь».
«Он [князь Мышкин] должен был ответить им «нет». Но он не мог. Эта жалость, это отсутствие отрешённости, не отсутствие, недостаток отрешённости, были его грехом перед Богом. – Неожиданно она спросила: – Вы меня слышите?
Я давно потерял дар речи, имел, вероятно, и отсутствующее лицо, хотя оно горело. Я всё боялся поднять на неё глаза, а когда поднимал, не мог отвести их...»
Я всё ждала, что обязательно должно быть трудно, что дружить с Зинаидой Александровной — это как войти в благодатный огонь, который сжигает любую скверну. Если есть чему гореть, то будет больно. А во всех нас, даже в самых лучших, есть чему гореть. Вы не испугались, и Вам пришлось пережить и испытать эту боль. Но суть не в боли, а в Радости.
Подготовка к этой кульминации и к этой Радости началась ещё в главе «Мы вас в семью принимаем», в самом тяжёлом разговоре про холокост. Тогда Вы готовились к тяжёлому разговору, а получили катарсис. Очищение — это подготовка. Сердце закаляется, ведь переживать радость — огромный труд и ответственность. «И я почувствовал, как внутри меня натягивается какая-то струна, которая, может быть, и есть наше общее «Я»… И Зина из какой-то тишайшей глубины заговорила… И снова в разговор пришла тишина, всё собою затопившая. И наши сердца бились как одно сердце, и в этом едином сердце не было ничего, кроме благодарности и любви».
«Боль — это не итог, это — этап».
«Даже жизнь отдать легче, чем просто вместить в себя Бога, который есть абсолютная полнота». «Причём эта полнота величайшей радости, которая, однако, может, конечно, переносить невероятные страдания». «Но не благодаря страданиям она есть.»

И ещё я всё время думаю про жанр «Встреч». Эта книга исповедальна, но не исповедь. Биографична, но не биография. Автобиографична, но тем более не автобиография. Эта самая интересная книга, которую мне доводилось в жизни читать. Даже сама не ожидала, что такая фраза напишется, но это факт. Так почему? Наверное, потому что эта книга — про тот разворот внутрь, который сегодня единственный может спасти человеческое в человеке. Упанишады нашего века. Посидеть вместе с Вами «у ног четы мудрецов», что может быть ценнее? Вот они ушли, и мир посыпался как карточный домик. Последние тридцать лет они удерживали его, несли на своих плечах. Ваша книга делает их присутствие в мире зримым и достоверным. Ведь нужно нести мир дальше. Спасибо, что Вы сохранили и передали нам эти встречи, огромное-преогромное спасибо!»


Из ответа Романа Перельштейна:
«Когда я приехал в Калининград, я сказал своим друзьям, что «Встречи…» – эта та книга, за которой я пошел бы на край света, чтобы ее прочитать. О том, чтобы написать ее, я никогда и не мечтал. Но вот по Божьей милости случилось то, что случилось. И теперь можно к этой книге обратиться, и ходить никуда не нужно. Просто нужно заглянуть в душу, в которой эта книга и много других чужих, невероятных книг продолжают писаться. Ведь все глубоко пережитые нами книги продолжают писаться в нас. Они ведь должны жить каждый день, а не время от времени. Вот они и живут тайно, и светятся через нас, и сбываются пророчества, которые оставлены на их страницах.
Мне не нужно принимать на свой счет Вашу высокую оценку – все чудеса творит Бог, и мы всё возвращаем Ему. А если построим хотя бы маленькую запруду, то вода жизни перестанет быть живой водой, проточной водой. Она зацветет отдельностью».

Вот так удивительно отмечается сегодня эта светло-грустная сентябрьская дата. Ещё ближе и роднее стала всем нам чета мудрецов. А значит и спрос со всех нас возрастает. После выхода «Встреч» мы уже не можем отмахнуться и сказать: «Мы же не были лично знакомы, мы не принимали эту духовную эстафету, мы всего лишь благодарные зрители». Нет — мы не зрители, мы работники и участники. И пусть так будет!

«Последнее редактирование: 22 Сентября 2024, 22:01:50, Наталия Подзолкова»

Возможность Встречи...
ждёт жажды общения...

Я сопротивлялся, сколько мог, но слово меня победило. Вот стихи, написанные за год до моей встречи с Евгением Морошкиным и за 2 года до появления нашего портала, ставшего следствием этой Встречи.

                   Встреча

Трудов твоих не принимает время ­ –
упорно одиночество, как вол.
Но с каждым вздохом тяжелея,
ты слышишь, дальний рокот волн,
как набухает эхом он?
Себя перерастает семя.
И давит грудь накопленное счастье.

Доверие свершится днём обычным –
каким-то чудом, в одночасье:
взойдут стихи, вошедшие в привычку…
Мы сохраним и в гробовом молчанье
о встрече нашей луч воспоминанья.
                                                                 янв. 2007

Более трёх десятилетий атомизация человека в социуме и в культуре нас приучала к Невозможности Встречи. Мы приспособились, смирились с ней. Эта Невозможность Встречи вошла в привычку. Все Встречи уже случились, всё главное уже найдено. Это духовное успокоение стало тонким и смертельным искушением на каком-то этапе почти для всех ищущих... Человек надорвался, неся своё одиночество через всю жизнь, и взалкал духовной гавани...

Евгений Морошкин совершил подвиг общения – одним из зримых плодов этого подвига является его проект "Перекличка вестников" (именно он и стал для меня внутренним "драйвером" для создания нашего портала). Подвиг общения и есть открытость к Встрече, вопреки всему.

Никакая "работа любви", никакая "Встреча" невозможна без радости узнавания творчества другого, без открытости к нему. Всё будет имитация... Наша беда и великая трагедия нынешнего (надеюсь, переходного) состояния культуры в утрате способности к глубокому общению, которое всегда риск; в утрате самой потребности в этом шаге навстречу. А от этой потребности зависит ныне, без всякого преувеличения, судьба Слова в мире, сделавшего человека человеком и одарившего человека творчеством культуры. Без открытости к общению теряет смысл всё наше благоговение перед великими учителями, всё уходит в песок...

Очень хочется верить, что тексты Романа Перельштейна найдут на нашем портале своё отражение и свои отклики. Общение давно стало не роскошью, но долгом. Возможность Встречи остаётся, но она требует от нас всех ответного движения сердца. Атомизации в культуре мы можем противопоставить только открытость души. А эта открытость не абстрактна, но всегда конкретна.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнПерельштейн Роман

  • Роман Перельштейн
Дорогая Наталия Андреевна, Наташа!
От всего сердца я благодарю Вас за отклик на книгу, посвященную мудрецам! Я ждал часа, чтобы уединиться и ответить Вам, но он всё не подгадывался. Может быть, сегодня пришло время.
Когда я читал «Замок» Кафки, меня мучил вопрос, герой Кафки Бога ищет или..? И я понял, что – не Бога. Все-таки, это попытка пробиться в бессознательную сферу. А она, конечно же, таинственна. Но мимо главной Тайны Кафка проходит. Может быть, он как никто предчувствует катастрофу человека и человечности, но над отчаянием Кафка не поднимается. И магическое остается магическим. Нет мистического измерения.
«Воздушный Замок», куда меня пригласил Ярослав Таран, пространство, заряженное мистическими интуициями, оно живое, подлинное, и в отличие от «Замка» Кафки невероятно доброжелательное. Сам по себе этот феномен редчайший! Ведь вокруг так много магии и магизма, сталкеровских ловушек. Конечно же, всё состоит из людей, любое сообщество – это прежде всего люди и люди очень разные. Тем не менее, всё определяет общий дух места.
Благодаря «Воздушному Замку» произошла и наша с Вами встреча, Наташа. Я уверен, что Вы переоткрыли книгу «Встречи с Померанцем и Миркиной…», то есть прочитали ее настолько лично, настолько глубоко, что книга как бы родилась заново.
Больше всего мне бы хотелось, чтобы все мы встретились в точке Истины, и замолчали в ней, принесли бы в точку Истины безмолвие, бессилие, незнание и доверие. Это ровно то, что я чувствовал, находясь рядом с Григорием Соломоновичем и Зинаидой Александровной. И из этого Доверия и только из него вырастает всё. Пойти без страха и без оглядки за тем, что любишь, по-настоящему любишь, наверное, это единственное ради чего стоит жить. 



Перельштейн Роман, ученик Григория Померанца и Зинаиды Миркиной, исследователь и последователь их многогранного творчества и миропонимания

Спасибо, Роман! Спасибо.

И ещё отдельное спасибо за эти слова о "Воздушном Замке".
«Воздушный Замок», куда меня пригласил Ярослав Таран, пространство, заряженное мистическими интуициями, оно живое, подлинное, и в отличие от «Замка» Кафки невероятно доброжелательное.

Вот что нашла у Экзюпери (читаю его по следам Вашего эссе в "Этюдах о вселенском духовном сознании").

В разных мирах живут не ведающие о царстве Божием и ведающие о нём. Неверы смеются над нами, предпочитая воздушным замкам каменные. Но душу греет только неосязаемое.
"Цитадель" (глава 3)



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика