Творческая лаборатория
Дитя потерянного неба (стихи Павла Алексеева)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.


Ну, против Википедии не попрёшь (да и забанен там наш сайт). Пусть тогда иссиние реки закружАт усталые вежды в пол оборота, впав в вдохновенные дня далИ. Претензий к автору больше не имею. Мне за державу обидно...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Нижеследующее публикуется просто для юмора.
Стихотворение было написано очень давно и адресовано одному близкому человеку по причинам, никак не связанным с этой темой.
Ну, а вместо многоточий пускай каждый подставит себе любое односложное литературное слово по собственному выбору. В конце концов, не дерзая даже трогать классиков, многоточиями порой не брезговал и такой весьма уважаемый мною поэт, как Сергей Калугин -- так, что не я здесь первый, не я и последний.
А стишок, на мой взгляд, просто забавный и немного к месту пришёлся!


ЗАБЕЙ

Оранжевой Капельке...

Мой друг, ты ищешь утешенья,
Но не рыдай и слёз не лей,
Оставь гнетущие сомненья,
И от души на всё забей!

Не слушай "плач иеремии",
Застрявший в сердце, как репей,
Доверь себя своей стихии,
И основательно забей!

Не порти красоту и юность,
Трав не кури и спирт не пей,
Едва ль к лицу тебе понурость,
Прими совет: на всё забей!

В печали не сыскать ответа,
Как не найти и правды в ней,
Но посмотри: Так много лета
Ещё вокруг!... На всё забей!

И станет радостной дорога
К осуществлению затей,
Лишь только взыщешь на подмогу
Крылатый принцип: *** забей!

С ним не объешься горькой хины,
Каким бы ни был прецедент,
Ибо внедрён в его глубины
Эзотерический момент.

Так пусть спасёт от всех напастей,
И мир твой сделает светлей,
Наш дар ликующего счастья,
Завет всевечный: *** забей!
:)
29.07.04



       За державу обидно, или плач-об-стену

Не слушай "плач иеремии",
Застрявший в сердце, как репей,
Доверь себя своей стихии,
И основательно забей!

               Стансы

Когда заняться больше нечем,
для чувств своих ты и мыслей
подставь пустую форму речи,
а на грамматику – забей!

За вызов рифмочки к ответу
нельзя потребовать людей:
язык как средство дан поэту –
на Аполлона болт забей!

А если ретроградный книжник
повеет духом из костей,
качни весы любовью к ближним –
на слово русское забей!

Червя сомнений жги улыбкой,
пиши стихи без задних змей –
пусть лайки в сеть плывут, как рыбки,
на графоманов *** забей!
                                             14.11.20




Дежавю №1

Дежавю №2 с продолжением

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 15 Ноябрь 2020, 12:16:44, Ярослав»

СТРАННИК ВЕЧНОСТИ

Был однажды замысел написать нечто развёрнутое и объёмное на ту тему, но "развёрнутое и объёмное" пока не удалось, а пролог остался. Даже целых два. :)

ПРОЛОГ №1

На свете я здесь без малого шесть,
А может и семь веков,
Считать не привык, но дело не в них –
Не стоят те цифры слов.

Как может так быть, желал бы ты знать?
Ну, как бы тебе объяснить?
Я в мир этот твой с «начинкой» иной
Пришёл, чтобы не уходить.

Не веришь? – Ну, что ж, не буду тянуть,
Зачем м не вера твоя?
Но, если б желал тебя обмануть,
Иное б выдумал я.

Что-что? Говоришь, что я не похож
На древнего старика?
Ой, ну рассмешил! – Развалиной кто ж
В поход идёт на века!

Мне нужно, как раз, смотреться, как свой
В любой возрастной среде,
Чтоб в каждом народе, в стране любой
Мог дом бы создать себе.

Иначе всё! – раскроют, найдут,
И завтра ж пойдёшь под топор!
Когда кто напуган, тут короток суд
И только один приговор.

Поскольку всё просто: что не объяснить,
Берёт над тобою власть,
И, будь то, хоть чудо, но с чудом жить
На практике чтут за напасть.

Так для большинства, по мере их сил,
Смеёшься? – Ну, стану я врать!
Любовь к чудесам – сплошной некрофил,
Но мне нельзя умирать.

Какая причина, что мне нельзя?
Ну, как бы тебе ответить?
Едва только плоти загнётся стезя,
Мне дальше ничто не светит.

Не то, что там ад или рай – отнюдь!
И в аду и в раю есть люди,
Но мне такой уготован путь,
Что жизни уже не будет.

2003.

«Последнее редактирование: 21 Ноябрь 2020, 05:21:14, Павел Алексеев»

ПРОЛОГ №2

Пришёл я в мир в пятнадцатый век,
Давай ка ещё, налей!...
Отец мой был феодорский грек,
А мать – аланских кровей.

Родился к югу от Крымских гор,
Близ крепости Алустон --
Одной из прежних римских опор,
Где раньше был гарнизон.

Теперь Алушта, ага, ты прав...
Ну где там второй стакан?..
... Впитал в себя я тогда дух трав,
И звонких волн океан.

Теперь расскажет уже любой:
Что в детстве, то ярче всех,
А я запомнил с тех дней прибой,
И солнца весёлый смех.

Защиту гор от февральских бурь,
И мартовский сход снегов,
Когда все реки, вобравши хмурь,
Выходят из берегов.

Я видел сны порою тогда,
Один другого чудней,
Как будто мир весь – одна вода,
А сам я бегу по ней.

Сперва обычно, а там снесло
Куда-то, и нет уж волн,
И море твёрдое, как стекло,
Прозрачный и гладкий холм.

Не веришь? – Эх! – Я ж не менестрель,
Не бард, не Вещий Баян,
Ну ладно! Кончим тогда канитель,
К тому ж я и в правду пьян!


2006.


МОНОЛОГ САПОЖНИКОВА

Идея взята из книги "Самшитовый лес" Михаила Анчарова.

Я иду по ковру,
Может буду к утру.

Ты идёшь пока врёшь,
Но меня не найдёшь.

Он идёт пока врёт,
За собой не зовёт.

Мы идём пока врём,
Друг для друга сойдём.

Все идут пока врут,
А зачем -- не поймут!

2003.


БАРАБАН

Это получилось нечто такое эскапистско-эгоистическое. Впрочем, сочинялось пятнадцать лет назад.
Исполняется на мотив старой песни Николая Гнатюка, "Барабан".


- Заговор? О каком заговоре вы говорите?
- Неужели не понятно? Это заговор окружности против центра...
А. Грин. “Серый автомобиль.”


Барабан был плох,
Барабанщик – лох,
Я же: “пальцы в рот, да весёлый свист!”
Группа “Ух!”
Режет слух,
А я в ней ведущий пианист!

Никуда не рвался, но вышло так,
Что однажды пальцем попал я в такт,
С той поры,
Для игры
Приспособили мои дары.

И играл я день и играл я ночь,
Только мало чем мог кому помочь,
А теперь
Ключик в дверь --
Отсылаю остальное прочь.

И мотивов прежних мне чужда боль:
В них согласье сил в неувязке воль,
Масса тем
И проблем,
И засилие предвзятых схем.

А хотелось мне въехать в мир без бед,
Где на клавишах сам играет свет,
Где смеюсь,
Не боюсь,
Ожидая осужденья вслед.

Я устал цепляться за то, кем был,
Меня ветер в ночь на крылах носил,
Над судьбой,
Над борьбой,
Отобравшей все излишки сил.

Я люблю поля, я люблю сады,
Земли новых стран, небеса мечты,
Запах роз,
Склоны лоз,
И заветный полдень сладких грёз.

По волнам скольжу в них, как солнца блик,
В мой лучистый вечножеланный миг,
Вот ответ:
Меня нет,
Я украл на поезд в рай билет!
:)

Январь, 2005.


Но мне нельзя умерать

Нельзя "умерать", потому что нет такого слова в русском языке. А есть: либо "умирать", либо "умереть", либо "умерить".

Идея взята из книги "Самшитовый лес" Михаила Анчарова.

Я иду по ковру,
Может буду к утру.

Ты идёшь пока врёшь...

При чём тут Михаил Анчаров, я не понял. Но это хрестоматийная цитата из рассказа Чехова "Ионыч". Так каламбурил один из героев рассказа, Иван Петрович Туркин. Чехов иллюстрирует этими каламбурами пошлость (почти прямым текстом говорит о том, что для него большая редкость).

"– Я иду по ковру, ты идёшь, пока врёшь, – говорил Иван Петрович, усаживая дочь в коляску, – он идёт, пока врёт..." (А.П. Чехов. "Ионыч")

Зачем Чехов этот примитивный каламбур вставил в свой текст – понятно. А вот к чему он здесь, в стихах, и что в них есть ещё, кроме этого каламбура, мне, например, совершенно не понятно. О чём вообще эти стихи? И для чего в них лобовая чеховская аллюзия? (После "может" и перед "пока" нужны запятые, к слову; но это уже совсем мелочи, в сравнении с главным вопросом, который ставит читателя в полный тупик: зачем автор этих стихов это всё написал?  :-\ )

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 21 Ноябрь 2020, 00:40:17, Ярослав»

Ну, а я узнал об этом именно из Анчарова. Там был такой герой по фамилии Сапожников -- собственно, главное действующее лицо романа -- и на одной естественно-научной конференции в Керчи в гостиннице ему вдруг явился этот остроумный каламбур. А вывод предлагался такой, что мы по жизни все, увы, врём, и в этом и заключается причина нашего хронического взаимонепонимания. Как в науке, так и в личных отношениях. У них, как раз, перед этим один горячий принципиальный спор приключился. А, если бы, мол, говорили правду, то и причины для препирательств не осталось бы...
В книге данная фраза -- поверь -- звучала отнюдь не пошло. Если ты прочтёшь "Самшитовый лес", то сам убедишься. Там очень много ценных мыслей и рассуждений. Просто подаются они нередко в такой смешливой форме, как и многое у Анчарова, но по сути весьма интересны и глубоки.


Оставим в стороне вопрос об остроумии сего каламбура (это дело вкуса). Вот только от того, что чеховский рассказ "Ионыч" входит в школьную программу и давным-давно является хрестоматийным, а все каламбуры оттуда стали иллюстрацией пошлости (потому что именно в таком качестве они используются там Чеховым!), - от этого факта уйти невозможно.

Подозреваю, что Анчаров употребил чеховский каламбур с расчётом на то, что любой мало-мальски грамотный читатель знает, откуда ноги растут, и сможет потому прочесть в анчаровском тексте эту чеховскую аллюзию правильно. Если герой Анчарова, Сапожников, считает, что этот каламбур его собственное изобретение, то, видимо, автор этим хочет показать культурное невежество своего героя, не знающего даже школьной хрестоматии. Ну, либо придётся заподозрить самого Анчарова в таком невежестве, что менее вероятно.

Обе версии не оправдывают автора данных стихов, использующих хрестоматийные цитаты без ведома их источника. Читателю трудно заподозрить автора в таком неведении, потому и становится читатель в тупик: чеховская аллюзия входит в прямое противоречие с данными стихами - и то, чем Чехов иллюстрирует пошлость и ограниченность своего персонажа, подаётся как остроумное обличение вранья - на полном что ни на есть серьёзе, причём с совершенно серьёзным же видом даётся ссылка на Анчарова.

С тем же успехом можно было дать в своих стихах ссылку, например, на Высоцкого, задавшего в одной из песен глубокий вопрос "быть или не быть?" А на естественно возникшее у читателя недоумение: а при чём тут шекспировский (гамлетовский) вопрос? - ответить: ничего не знаю, я это слышал у Высоцкого. А у Высоцкого говорится, что быть лучше, чем не быть; и вообще у него много умных и глубоких мыслей есть, поданных нередко в такой смешливой форме...

О формальной стороне этих стихов можно сказать одно: здесь вообще никаких стихов нет: примитивные глагольные рифмы только подчёркивают плоскую банальность содержания "врать плохо". И если бы не чеховская цитата, о которой автор стихов и не подозревает (а это видно сразу на контрасте одного и другого), то я бы никак и не отреагировал на них. Нет смысла. Буквально.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 21 Ноябрь 2020, 02:57:47, Ярослав»

Как прилив, как порыв, как волна,
Были этой мелодии звуки,
Ты играла на струнах одна
Посреди бесконечной разлуки.

Птицы чистых зелёных долин
Прилетали на зов твоей лютни,
Край бесплодных камней и пучин,
Трелью ласковой сделав уютней.

Ты играла, а ноты рвались
В даль, из коей не видно возврата,
Через солнечно-звёздную высь,
Через толщи кромешного ада.

А в невидимых взору садах,
В этот час распускались берёзы,
На забытых чужих берегах,
Вдруг услышавших смех твой и слёзы.

Там блестели росой валуны,
Купы трав утопали в цветеньи,
И забавою детской полны,
Прочь летели шальные мгновенья.


2001



САРЫ-ШАГАН

Однажды я ехал в Сары-Шаган,
Где степь и солнце,
Травы зелёной не видно там
Через оконце.

Верблюд покажется за холмом,
Корабль пустыни,
Казах неспешный бредёт в свой дом
По жёлтой глине.

Истёрта твердь под его стопой,
Скупа дарами,
И стонет эхо дороги той:
Всевышний с нами...

Полудня солнце вздымает кровь
Горячим валом,
Преклонит всякий на шесть часов
Главу устало.

Не слышно пения птиц живых
Под небесами,
Твердит лишь ветер извечный стих:
Всевышний с нами!

Не лёгок страннику знойный путь,
И тают силы,
У многих был тут один приют –
Песок могилы.

«Ты в прах вернёшься, из праха взят» -
Прочтёшь в Коране,
Но шепчет небо иной аят:
Всевышний с нами!


07.10.03




НАПИШИ МНЕ ПИСЬМО

Напиши мне письмо через две сотни лет,
С почтой звёздного ветра отправь свой конверт,
Оберни его дымкой несбыточных снов -- 
Я прочесть поспешу, когда буду готов.

Воскреси во мне образ забытой мечты,
Ведь с тобой мы одно, ибо я - это ты!
Пусть улыбка твоя, звонкой юности смех,
Долетят до меня в сонме тысяч помех.

Из грядущей своей полной солнца страны,
Спой мне песнь о путях, что судьбою даны,
О чудесных спасеньях, о райских мирах,
Где неведома боль и изжит всякий страх.

Напиши мне письмо... В ночь устало бредя,
Я забудусь на миг и услышу тебя,
Золотою струной вдруг протянется нить,
И захочется вновь верить, ждать и любить!


2001


ДВЕ БЕЛЫЕ ЛОШАДИ

Две белые лошади в сказочном сне
Однажды по утру привиделись мне,

Беспечною будто объяты игрой,
Бежали они по долине одной.

Средь желтых холмов та долина вилась,
По имени ветра в народе звалась.

У тех, кто хоть раз в её лоно ступил,
Кто видел и верил, и не позабыл.

О ней повествует людская молва:
Там ветер поёт и танцует трава,

А камни, столетний отринувши сон,
Вплетают в их песню затейливый звон.

Живителен воздух там, сладок, как мёд,
И кажется тёплым на взгориях лёд...

А лошади те, словно души ветров,
Скакали галопом, не зная оков.

По гребням земли, через груды камней,
Рождая мелодию вслед их путей.

Но вот за холмом отворился просвет,
И прянул в глаза им невиданный свет.

Могучие склоны раздались дугой,
Бездонную даль распахнув за собой,

Что прежде таилась за спинами гор,
А ныне звала изумлённый их взор

Загадкой извечной небесных дорог,
Где вер и надежд наших первоисток!

И лошади, дивный тот чуя простор,
Неистовым вихрем помчались в опор.

Вот слева блеснул им последний утёс
Распадками сланца и каплями рос,

К обрыву отвесному сердце маня,
А там впереди -- ничего кроме дня.

И в день этот ясный свой путь устремив, 
Увлёк лошадей их бесстрашный порыв. 

Застыло мгновенье, последний прыжок --
Опорой стал воздух для быстрых их ног.

И скрылись в сияньи безоблачных снов,
Две белые лошади – души ветров!


2005



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика