Творческая лаборатория
Дитя потерянного неба (стихи Павла Алексеева)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Серебряный ветер, закатные дали --
На крыльях мечты мы сюда прилетали,
И в небе кружась среди солнца и звёзд,
Искали мы мир, где не ведают слёз.

Под сводом зари золотистые тени,
Сквозь сумрак и свет в этот мир мы летели,
И бились о стены невидимых скал,
И холод извечно наш поиск венчал.

И пали мы в землю, беспечной дороги
Себе не снискав в перепутьях высот,
Усталой душою циничные слоги
Теперь исторгая на каждый восход.

О, где же ты, Небо! О, купол сияний!
Как долго я жду на поблекшей земле
Защиту твоих осеняющих дланей,
Что с детства несли избавление мне!

Как хочется жизни, ведь жизнь существует,
Не верю, что кончено всё навсегда,
И в вязи бесчисленных споров и сует
Скончать предстоит мне пустые года!

Должно быть иначе... Ведь даже заблудший,
Сверяясь по солнцу находит тропу,
И день предстоящий и вечер минувший
Тогда обретают свой смысл и канву.

О, как бы хотел я, чтоб стало всё просто --
В ответ на бесплодные ночи мольбы
Явился б однажды пером алконоста,
Мне с ясных небес белый парус судьбы!

Я в лодке бы лёгкой отправился тихо
Под парусом этим в простор золотой,
И бремя земли, её тяжкое иго
С души своей сверг далеко за кормой!


Сентябрь 2012


Почему одно даётся,
А другого не поймаешь?
Почему весной поётся,
А зимой околеваешь?

Почему по расписанью
Все маршруты и дороги,
И бесплодны упованья
Невзирающих на сроки?

Почему не вьются птицы
В январе вокруг балкона?
Почему мелькают спицы
Неизменно против хода?

Почему любовь не греет,
Когда жаждешь и страдаешь,
Почему потом лелеет,
В час, когда не ожидаешь?

Почему приходит утро
По законам, не по зову?
Почему считают мудрым
В дверь одну стучаться снова?

Почему, что ты ни скажешь,
Не сбывается исправно?
Не упросишь, не прикажешь –
И печально, и забавно.

Почему простой мечтою
Не раскрасить мне восхода?
Почему вдвоём с тобою
Ждать счастливого исхода?


17.04.04



Это стихотворение вначале задумывалось в качестве предисловия к одной уральской сказочке (не об Отартен -- "горе мертвецов", но о чём-то отчасти близком), однако сказка в итоге так и не была написана, а предисловие осталось.

*   *   *

Не ходи, дружок, на седой Урал:
Вон один пошёл, да как есть пропал,
Не тревожь присутствием сердце гор:
Бродят духи там с стародавних пор.

Миллионы лет под корой земли
В самой толще глыб жить они могли,
Краток день их был, бесконечна ночь,
И тянула вниз наковальни мощь,
Что во мраке недр, сея гул и треск,
Превращала тлен в самоцветный блеск.

Но текли века и менялась твердь,
И несли ветра грозным скалам смерть.
Оседала плоть, рассыпаясь в пыль
На десятки вёрст, да на сотни миль.
Рыхлым камень стал, полетел песком,
Развалился в прах горных духов дом.

Но, ко тьме привыкши с былых годин,
Бродят в ночь они у родных руин.
Попадёшься рядом – не сдобровать:
Превратишься в призрака им подстать.

И с тоски завоешь, судьбу кляня,
Сотня лет пройдёт -- не увидишь дня.
Разомкнуть никто не сумеет круг,
Кроме божьих чад, да их первых слуг.

Улыбнись же солнышку, дунь в рожок,
На Урал же впредь не ходи, дружок.


29.09.04


Может, и к лучшему, что "сказка не пошла"? Получилась вполне самостоятельная пьеса. Хорошо бы ей то же имя дать, которое предполагалось для будущей сказки. Это стихи со своим сюжетом, запоминающимся лицом. Ничего лишнего, никакой воды, всё к месту.

Потому имеет смысл и подумать над строфой, не совсем удавшейся, на мой взгляд, немного выпадающей из общего ритма. И вроде бы формально ритм тот же, а спотыкаешься. Сырость этой строфы или её чрезмерная сделанность (одно и то же по сути) останавливает на себе, чего быть не должно.

Но, ко тьме привыкши с былых годин,
Бродят в ночь они у родных руин.
Попадёшься рядом – не сдобровать:
Превратишься в призрака им подстать.

"Попадёшься рядом" стилистически неуклюжая конструкция. И вся строфа, по моему мнению, нуждается в доработке.

А в целом я прочёл эти последние стихи с интересом. Видимо, сказочные (эпические) сюжеты автору удаются лучше, чем лирические ("автопортреты", по его словам). Сужу по тем стихам, что здесь уже выложены, конечно. И не исключаю такую причину: начитанность автора в сказочно-эпическом жанре больше, чем в жанре лирической поэзии. И это сказывается на культуре стиха.

Обучение в поэзии, повторюсь, это её чтение. Всем же остальным, чисто формальным вещам научиться не сложнее, чем обычной грамматике. Достаточно определённого уровня самодисциплины и практики - и никаких проблем с этой стороной стихосложения не возникнет. Но не в этой стороне "соль" - а совсем в другой... И чтение - лишь стрелка на приборе. А прибор тот называется "любовь" (или "сердце"). "Где сердце ваше, там и богатство" (в искусстве богатство = мастерство, культура).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

За доброе слово всегда спасибо!
А над доработками подумаем.

~Павел


Павел, это слово не более "доброе", чем предыдущее было "злым". Речь ведь не о тебе лично, но о стихах, которые ты публикуешь, а значит, отдаёшь на свободное взаимодействие с читателем. Читатель же говорит о СВОЁМ впечатлении от этих стихов, а не о ТВОЕЙ личности, м.б. самой распрекрасной. Если читателю СКУЧНО читать, это не означает, что он "злой", как и наоборот - если интересно, не значит, что он "добрый". Читатель говорит не о тебе, а о себе - о своём ОТНОШЕНИИ.

Когда это понимаешь, меняется и собственное отношение к читательским откликам. Становится не важным "хвалят или ругают", "нравится или не нравится" (это же не пирожки), а произошла или не произошла ВСТРЕЧА - читателя и стихов. Начинаешь мыслить тогда в другом направлении и другими категориями. И читательские отклики становятся интересны не тем, добрые ли они (хвалят, нравится) или злые (не нравится, скучно), но исключительно мерой понимания стихов. И потому слова, пусть нелицеприятные, читателя, знающего, а главное, любящего поэзию, во сто крат ценнее и нужнее тебе, чем тысячи одобрительных похлопываний по плечу от людей, поэзию и не знающих, и не любящих. Не важно, чтобы хвалили, а важно, чтобы понимали. А это не только от стихов зависит, но и от самих читателей.

И потому ещё ценнее отклики любящих и знающих поэзию, что только они помогают тебе привести в соответствие форму (ту часть, что зависит от тебя) с душой произведения (от тебя не зависит). Чтобы ей, поэзии, было хорошо, а не тебе. И чтобы она выполнила своё предназначение - встретилась с читателем и его душой. Она - а не ты. На читателя ты никак повлиять не можешь, научить его понимать и любить поэзию, но вот сам научиться и понимать, и любить, и знать - обязан. Не гражданином быть (можешь и не быть), но поэтом быть обязан, если стихи публикуешь. А поэт обязан не о себе думать и своём комфорте (приятно ему или больно) и даже не о читателе (понравится тому или нет), но о самой поэзии: хорошо ли получилось у него - с её колокольни.

Правка стихов - это не украшательство (зачем их украшать?) и не попытка соответствовать каким-то стандартам (нет никаких стандартов в поэзии), но стремление к тому идеалу, когда ты сам никоим образом не мешаешь ни поэзии, ни читателю встретиться друг с другом. Прозрачность формы и есть устранение по максимуму своего "эго" из стихов, и потому "работа над словом - это работа над собой" (Цветаева).

Если пишущий или читающий (одно и то же по сути) стихи, пусть он и не считает себя поэтом и знатоком, любит поэзию, то для него важна встреча её только с тем человеком, который также любит её, а не тебя или себя в ней. Это другой, противоположный вектор. Например, наша Татьяна (КАРР) много и долго критиковала мои стихи, но я за это никогда на неё не обижался, наоборот - благодарен по гроб жизни, потому что она любила поэзию, пусть и не всегда понимала меня. Не имеют никакой цены (хуже того - вредны и для стихов, и для души) отклики, когда человек хочет похвалить другого человека, а стихи использует для этого как повод. И пусть он сколь угодно искренне симпатизирует человеку, но поэзия не должна быть средством для выражения таких симпатий. Она вообще не может быть средством, но только - целью (когда любишь её, а не себя в ней, не свою роль и т.п.)

Если, например, читатель видит исключительно мотивы тщеславия в написании стихов и потому исходит в своих оценках из них - сделать тебе приятное или нет, он говорит исключительно о себе и своих мотивах, а к поэзии его отклики не имеют никакого отношения вообще. Они попросту безразличны для поэзии, сколько бы елея или дёгтя ни вылилось в твой личный адрес. А что же касается "правок" и "доработок", то самое главное, чему учишься всю жизнь, это умение прочесть свои тексты глазами читателя, а не автора. То есть - увидеть сам текст адекватно, а не те эмоции и мысли, которые были у тебя во время его написания. Это трудно, но это и есть работа над собой. И весь вопрос - ради чего... А это уже вопрос любви, а не формы.

P.S. Пишу-то я ведь и здесь свои ремарки не для тебя лично, Павел, а для гипотетического читателя... Впрочем, как и вообще - на форуме. А для "лично" - есть личная переписка. И пишу исключительно о своём понимании. И все мои "советы" - это мой опыт отношений с поэзией, не более. Давать же советы людям у меня нет ни желания, ни права: я не знаю, как надо. А вот некоторым скромным опытом - почему же не поделиться? Вдруг кому-то он будет нужен...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 16 Октябрь 2020, 11:37:30, Ярослав»

Вот, тоже стихотворение на фэнтезийную тему и также без названия.

Мелодия и ритм позаимствованы у А. Грина из его "Трагедии плоскогорья Суан", а содержание, разумееется, моё.

*   *   *

Сумрак серый тяжёлой сферой вздымает бриз,
Стоны чаек, прощальных стаек, прижались вниз,
В небе где-то шатром из света лучится свод,
Звёзды гаснут во тьме ненастной, над тенью вод.

Остров бурый, седой и хмурый, покрытый мхом -
Здесь на скалах, у трёх причалов, стоял мой дом.
Но жестоки судьбы дороги на судный день,
И с заката, знаменьем ада, восстала тень!

Всплески молний, огонь и волны повергли в прах,
Башни, стены, сады, арены, вселив в нас страх.
Реки лавы петлёй кровавой спустились с гор,
Грозной пляски дыханьем вязким туманя взор.

Тчетно знанье в сей миг отчаянья, прими нас, Бог!
В дали лета, в удел завета, в святой чертог,
Там укрой нас от гари серной и диких волн,
Всем страданьям и смерти верной поставь заслон!

Боже правый, великой славы, Ты видишь нас,
Я не звал Тебя, но настал наш последний час!..
Море злится и твердь крошится – нас не спасли,
Вот, что сталось - у нас осталась лишь пядь земли!

Солнца блики, безумья крики, развалы круч,
Ярость бури, цвета лазури в просветах туч.
Боль бессилья и безудержный немой восторг,
Двери бездны уже разверсты - прости нас, Бог!

Но в мгновенье перед паденьем я подниму взгляд,
В неба вечный простор беспечный, золотой сад,
Снова в память мою вернётся тот святой край,
И пусть ад надо мной смеётся и скорбит рай!


декабрь 2001


Замеченные недоделки:

Тчетно знанье в сей миг отчаянья, прими нас, Бог!

1. "Тчетно" - это неологизм? ("е" или "ё"?) Или всё-таки - тЩетно?
2. В слове "отчаяния" слог "я" ритмически лишний. Звучит как "отчанья", а это нехорошо: так не говорят, слог "я" в этом слове слышимый вполне отчётливо.

Боль бессилья и безудержный немой восторг,

Ударение безудЕржный допустимо в стихах (вместо правильного "безУдержный"), но выглядит небрежностью в данном контексте. Нужно хотя бы выделить ударение на "е" вместо "у", чтобы читатель не спотыкался, но, по мне, лучше переделать всю строку; или хотя бы только это слово заменить.

Но в мгновенье перед паденьем я подниму взгляд,

Ритмический сбой выглядит опять как небрежность, он никак не оправдан. Исходя из ритмики всех остальных строф, нужно, чтобы ударным был второй слог в "поднИму", но "поднИму" совсем уж коряво. Варианты: "я подъемлю" или "подниму я" (достаточно поменять местами "я" и "подниму", чтобы ритм, диктуемый всеми другими стихами, здесь стал на своё место):
    "Но в мгновенье перед паденьем я подъемлю взгляд"
    "Но в мгновенье перед паденьем подниму я взгляд"


И это совсем не мелочи. Поэзия - высшая форма жизни Языка в нашем мире. А высшее не должно быть безграмотнее элементарного. Язык та сущность, которая формирует соборный национальный лик и его историческую судьбу, в гораздо большей степени, чем кровь или география. Это сверхчеловеческая сущность, небрежность по отношению к которой сказывается на структуре души в сильной степени (как пишущего, так и читающего). А в поэзии небрежность по отношению к Языку недопустима вообще. В поэзии нельзя на первое место ставить свои личные мысли и чувства, а Язык - на второе, как средство для их выражения. Несопоставимые сущности. И по сроку жизни, и по её широте и глубине. Высшее и целое не может быть средством для смертного и частного.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 16 Октябрь 2020, 04:49:57, Ярослав»

Спасибо, Ярослав!

Твои замечания ценны -- такую критику я люблю и уважаю.
Но вот так навскидку тут на работе что-то ничего подходящего в голову пока не пришло. Надо как-то в тишине посидеть, посоображать.
Там в последней строфе, по моему, вообще лишний слог один. Обычно по тринадцать слогов в строчке, а тут я сейчас четырнадцать насчитал.
Вобщем, конечно -- да -- задача имеется. В будущем поглядим, что можно сделать.

А интересно! :)

~Павел


Вариант:

Но в мгновение пред паденьем я кину взгляд
В неба вечный простор беспечный, золотой сад,


И т д


В этом варианте теряется один слог. Уж лучше "подниму я".

Зачем на работе? Кто-то куда-то гонит? Тютчев знаменитых четыре строки "Умом Россию не понять" и т.д. писал 30 лет, судя по датам. И ничего, читать можно...

Твои замечания ценны -- такую критику я люблю и уважаю.

Формальная (техническая) критика, на самом деле, самая бессмысленная...

С другой стороны нужно заходить. И оттуда смотреть на свои стихи. И меньше всего думать, что "это мои дети" и т.п. Нужно учиться читать глазами читателя, который должен испытать какие-то чувства - ТОЛЬКО ИСХОДЯ ИЗ НАПИСАННОГО, а не из посторонних факторов ("когда я писал, я чувствовал то-то и то-то", "они мне дороги как дети" и т.п.) У читателя таких факторов нет и близко (если он, конечно, не из числа личных знакомых, которые хотят сказать автору "доброе слово") - читатель воспринимает ТОЛЬКО САМ ТЕКСТ.

И чтобы это понять (прочувствовать), нужно самому читать очень много стихов. Раз в 1000 больше на ед. времени, чем собственные писания. Остальное приложится САМО. И никакая критика тогда станет вообще не нужна...

Впрочем, мы, похоже, говорим в не пересекающихся смыслах с тобой. Такое сложилось впечатление. Ты чего-то такого-эдакого ждёшь от читателя, чего он дать не может...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Нижеследующее стихотворение есть плод моего медитативного погружения в тему "Чёрной книги Арды". Написано оно, как бы, от лица одного из эллери-ахэ.

Пояснения:

а) "Мель кори" в интерпретации Ниенны и Иллет означает "любовь к миру" или иначе "любовь ко всему, что есть".
б) "Сломать аир" в традиции ЧКА -- "нарушить клятву".


*   *   *

Мелькори

Ранний утренний час,
Запах горькой травы,
Отпылавших костров пепелища,
Что ж осталось от нас?
В высоте синевы
Вопрошавший ответа не сыщет.

Будет молча алеть
Этот сумрачный свод
В предрассветной зари колыбели,
Он не сможет напеть
Тех таинственных нот
И тех песен, что здесь они пели.

Положила печать
Всемогущая длань,
И как будто не знали, не были...
Что теперь исполнять
Неизвестно чей план,
Будто винтик в perpetuum mobile?

Потерялись века
И бессмысленный путь,
Всё смешавший: и право и лево,
То манил свысока,
Обещая вернуть
Урожай первородного сева.

То в прельщенья подлог
Увлекал лихо он
Обаянием ласки и веры.
Кто предвидеть бы мог
Ухищрений мильон,
Практикуемых в мире без меры?

А, ведь, были те дни
И сияла весна,
Юным всполохом пестуя зори,
Хороводов огни
И детей голоса
Восклицали: Мелькори, Мелькори!..

Отзывался им мир
И смеялась капель
Непорочным забавам начала,
И не сломан аир,
Не коснулось земель
Ещё горькой судьбы покрывало.

Не пришёл ещё час:
Заплетали венки
В разнотравья весёлом узоре,
Рисовали, лучась,
По полям светляки
Символ веры завета Мелькори.

Ненагляден был Он,
В каждом сердце живя:
И учитель, и друг, и кудесник,
Вечносущий закон
От основ бытия
Превратив в вдохновенную песню.

Простодушен и строг,
Но и ласков всегда
В наученьи, в игре, в разговоре,
Кто б сказал, что Ты Бог,
Когда к сердцу рука
Прижимала Твою, о, Мелькори?

Нам особыми стать
Предстояло потом --
Так невольно предчувствовал каждый.
Может, будем летать?
Может, звёздным пером
Небеса разрисуем однажды?

Дар свободно шагать
Неподвластно кнуту,
Под надзором не чахнуть в затворе,
Из материй ваять,
Для других красоту,
Ты вручил нам когда-то, Мелькори.

Но сгущалася мгла
Над вершинами гор,
Хоть, о бедах подумать не смели,
Прежней жизни дела
Очертил приговор,
А изгнанников скрыли метели.

Так и бродят века
По юдолям Земли,
И по днесь они, странники горя,
Не найдя очага,
Повзрослеть не смогли
Без Тебя твои дети, Мелькори.

Вот и снова февраль,
В ожиданьи весны
Обновления жаждет природа,
И мерещится даль,
Будто вещие сны
Призывают из памяти что-то.

Но, что может придти?
Разве память моя
Не набор иллюзорных историй?
Кто сумел бы найти,
Провиденье моля,
В ней Твой истинный образ, Мелькори?

6-10.02.2018


На это стихотворение в сети существует и интересный литературный ответ от другого автора.




ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Мне не понравился литературный ответ. Именно с литературной точки зрения.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Частицы "ведь" и "хоть" ("хотя") не являются вводными словами и запятыми не выделяются (ни в стихах, ни в форумных постах). То же относится и к союзу "но". Отклонение от элементарной грамматики, допустимое в поэзии, должно иметь любое другое оправдание, кроме незнания автором этой грамматики.

Превратив в вдохновенную песню.

Павел, сможешь произнести эту строку вслух? Я не смог. Три согласных (звука, а не буквы) "в" подряд ("в-в-вд") на русском языке не выговариваются, сколько его ни ломай... - костей не соберёшь.

P.S. Чисто техническая просьба: воздержаться от ссылок на сайты, где 3/4 контента занимает реклама (если не больше). Я закрыл сразу эту страницу, не дожидаясь, пока загрузятся все рекламные блоки, после чего можно будет прочесть несколько строф... Проще скопировать само стихотворение, чем такого рода ссылки давать.

p.P.S. Полезное дело - прочесть несколько раз свои стихи вслух. Попробовать на язык, так сказать. Лучше, конечно, кому-то, но можно и себе, если научиться немного абстрагироваться от себя, любимого. Мандельштам, например, вообще "писал с голоса", то есть - не на бумагу, а проговаривая каждое слово вслух (бормоча), пока не уляжется на языке... Да издревле поэзия именно так и передавалась - изустно. Те же Веды. Чтобы "читать глазами" и при этом слышать стихи, необходим немалый опыт их чтения вслух. Это сродни нотной грамоте: читаешь - и слышишь... "Я пишу с голоса, а вся остальная густопсовая сволочь пишет, пишет, пишет..." (Мандельштам.) Цитирую на память. В своё время это на меня произвело сильное впечатление, и я начал немного пристальнее задумываться о том, что стихи не такое уж и простое занятие, как кажется. Чтение их. Ну, а остальное - приложится...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Ну, будем знать теперь. Я с грамматикой-то никогда в школе черезчур не дружил. :)  Поэтому тут, конечно, немало может обнаружится подобных ляпов.
Тройное "в"? Ну, что же? Одно проглатывается, а остальные два -- сейчас попробовал -- вроде бы, работает. Хотя я подумаю об улучшении. Это спасибо!
А стихотворный ответ на моё сочинение -- он размещён на ЖЖ. Разве там так уж много рекламы? Я как-то и внимания особенно не обращал. Там верхний баннер, как будто бы, только. Вы почитайте, там интересные есть вещи.





 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика