Творческая лаборатория
О научном познании духовного мира (в продолжение темы о духовной науке)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Необходимо прояснение того, что понимается под сознанием.
Это хорошо, что вы хотите сначала прояснить, что понимается под сознанием. А насчет духа и духовной науки у вас такой потребности не возникает? Почему?

Если дух существует не объективно, то как? Субъективно? Чисто номинально?
Я вообще-то думал, что вы меня упрекаете именно в "объективизации духа".... То есть вы согласны, что дух существует объективно, как реальность, независимая от нашего сознания. Верно? Значит, как любую другую реальность, его можно объективно изучать по его проявлениям. Верно? Значит, результаты наблюдения и изучения можно систематизировать и придти к некоторому определению - "понятию", как говорил Гегель. Так ведь? Но содержание этого процесса и есть "духовная наука". В моем пониманиии, а не понимании Шмакова и Ко.

Кстати, просмотрел Шмакова. Он начинал неплохо в своем вступлении, а затем почему-то свихнулся на свои арканы. Другие всюду втискивают каббалу, или Рерихов с Блаватской. И обязательно рассказывают про седьмое небо, про небесные иерархии и прочие высокие материи, напрочь забывая и про сознание, и про дух, и про человека и про историю. Заслуга Андреева, что он попытался изложить на основе своей небесной иерархии свою версию метаистории. А Маркс, в отличие от других, еще и создал практический рецепт преобразования общества. Но настоящая духовная наука должна давать рецепт изменения не общества и мироздания, а своей собственной природы. ИМХО.

«Последнее редактирование: 11 Января 2020, 23:23:28, Андрей Иванченко»

Необходимо прояснение того, что понимается под сознанием.

Сознание и дух не синонимы, как и сознание и душа. Душа и дух существуют и во сне без сновидений, при утрате физической памяти и даже в коме, сохраняя целостность личности и её целостный опыт. С религиозной точки зрения, есть и предсуществование души и её посмертие.

Если дух существует не объективно, то как? Субъективно? Чисто номинально?

Дух существует. Не объективно и не субъективно, но как первореальность. Также существует и Бог, и всё духовное. Разделённость на объективное и субъективное - это уже реалии материального мира, а не духовного. Под "объективным" подразумевается внешняя реальность, а под "субъективным" - внутренний мир личности. Для духа же нет разделения на внешнее и внутреннее, нет ничего чуждого и неживого. "Всё во мне, и я во всём", по определению Тютчева. Это совершенно иного качества реальность, нежели мир материальных объектов. Потому и хромают все аналогии духовной реальности с материальным миром. Само понятие объективного как реального, а субъективного как личного - это понятие философское, то есть - существующее не объективно, а во внутреннем мире человека. В природе тоже нет ничего объективного, ибо сама объективация - это акт воли и мысли человека (или иного существа). "Объективный дух" - это такое же противоречие в терминах, как и "объективная любовь", "объективная вера", "объективная свобода" и т.д. Любовь, вера, свобода, творческое начало - это качества духа, которые нам позволяют называть его проявления в мире и в нас по имени. Но сам дух (человека ли, иного ли существа или Дух Божий) не существует в отрыве от личности, как нечто объективное (как камень или закон физики). Дух только внутри нас, но это не означает вовсе, что он субъективен. Это означает, что внутри нас есть связь с подлинной, высшей реальностью мира.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Кстати, просмотрел Шмакова. Он начинал неплохо в своем вступлении, а затем почему-то свихнулся на свои арканы.

Было бы странно, если в книге об арканах Таро, автор ничего про них не писал  ;D (вырвалось). Может "Закон Синархии" Вам покажется интереснее? Несколько цитат оттуда: Закон синархии


Сознание и дух не синонимы, как и сознание и душа
Я согласен. Но думаю, что связь между духом и сознанием есть, и буду вам признателен, если вы подскажете, где это взаимодействие внятно изложено. Для меня - это главный вопрос.

Дух существует. Не объективно и не субъективно, но как первореальность.
Мне тоже так кажется. Но эта первореальность лежит в основе как физического мира (объективного), так и внутреннего мира психики-сознания (субъективного). И там, и там дух проявляет себя определнным образом. Можно ли эти проявления, наблюдать, описывать, систематизировать и строить из определений некую теорию того, что происходит в мире и в душе под действием духа? Каково отношение нашего бытия к духу? Каково наше призвание в мире с точки зрения духа?


Но думаю, что связь между духом и сознанием есть, и буду вам признателен, если вы подскажете, где это взаимодействие внятно изложено.

Везде. Буквально. Этим взаимодействием только и занимаются люди - в религиях, в духовных практиках, в искусствах, в философских построениях и т.п. Вопрос в другом: почему делается акцент на научном методе и языке - в чём его преимущество? Пригоден ли этот метод и язык для систематизации и обобщения духовного опыта по аналогии со знаниями, накопленными наукой о материальном мире? Ведёт ли к духовному единству использование универсального метода и языка науки в перенесении их на мир духовный и на духовный опыт человечества? К какому единству такой путь ведёт? Вот, на самом деле, очень серьёзные вопросы. Постараюсь открыть для их обсуждения новую тему в ближайшее время.

Пока практика показывает (та же Теория Времени Козырева), что научная методология и язык, доказавшие свою действенность в отношении материальной природы (вернее, её "неживой" составляющей, полностью подчиняющейся объективным законам и не имеющей своей свободной воли) и создавшие единую систему знаний в человечестве, дают сбои в отношении любого феномена, имеющего свой внутренний мир и свободу воли. И чем духовнее этот феномен, тем меньше он подчиняется объективным законам, тем меньше работают аналогии с материальным миром и тем сильнее сбои научной методологии и языка при исследовании этого феномена. Как только появляется духовное измерение, так начинает умаляться универсальность метода и языка, возникают разные паритетные направления и школы, как это произошло в религиозных и философских системах.

И причина таких сбоев - в самой природе духа и в самой сущности научного метода и языка. Научное познание - это познание внешнего мира, а духовное - внутреннего. Перенесение одного метода, языка и способа систематизации на принципиально иную реальность приводит к системным ошибкам и очень тяжёлым подменам - и кажется, что неизбежно. Возможно ли всё-таки этих ошибок и подмен избежать и за счёт чего?

В общем, вопрос о пути к единству через систематизацию духовного опыта при помощи научного метода и языка - вопрос крайне интересный и сложный. Он требует всестороннего рассмотрения - причём на конкретных примерах, а не в виде общих пожеланий. Продолжим в другой теме, даст Бог...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 11 Января 2020, 18:56:26, Ярослав»

Цитата:
Цитировать
Андрей Иванченко от Сегодня в 18:29:07
Но думаю, что связь между духом и сознанием есть, и буду вам признателен, если вы подскажете, где это взаимодействие внятно изложено.

Везде. Буквально.

Везде, это значит нигде. То есть ни в материалистически-научной психологии этого нет (нет духа), ни в духовно-религиозной философии (нет сознания). Везде слова используются произвольно, многозначно и связь духа и сознания не прослеживается и методично не изучается.
Например, как раскрывается эта связь в Розе мира, или в Игре в бисер. Можете привести конкретные цитаты?

В общем, вопрос о пути к единству через систематизацию духовного опыта при помощи научного метода и языка - вопрос крайне интересный и сложный. Он требует всестороннего рассмотрения - причём на конкретных примерах, а не в виде общих пожеланий.
Вот здесь я могу сказать, что вы меня точно услышали. Именно это я и называю "духовной наукой", которая не сводится к общим благим пожеланиям, а требует систематической многолетней работе. И я честно говорю, что у меня ни учебника, ни диссертации нет. Я просто пытаюсь сформулировать проблему, поставить задачу, очертить план работы, показать на конкретных примерах, где есть реальные зерна этой "науки".  При этом я не уверен в своей правоте на сто процентов. Я готов изменить свое мнение.

Спасибо за понимание.

«Последнее редактирование: 11 Января 2020, 23:21:20, Андрей Иванченко»

Везде, это значит нигде.

Всегда.

Например, как раскрывается эта связь в Розе мира или в Игре в бисер. Можете привести конкретные цитаты?

"Ненавижу живых."

Вот здесь я могу сказать, что вы меня точно услышали.

С кем ни бывает... То есть, маху дала проруха.

Именно это я и называю "духовной наукой", которая не сводится к общим благим пожеланиям, а требует систематической многолетней работы.

Плоды работы? Хотя бы самые первые? Конкретно?

Я просто пытаюсь сформулировать проблему, поставить задачу, очертить план работы, показать на конкретных примерах, где есть реальные зерна этой "науки".

Где - план? Где - конкретные примеры? Где - реальные зёрна?

При этом я не уверен в своей правоте на сто процентов. Я готов изменить свое мнение.

Ваша правота и Ваше мнение - дело десятое. Как и мои. Вопрос в СУЩЕСТВЕ и в КОНКРЕТИКЕ.

Спасибо за понимание.

Не за что. И Вам того же.

Нужно открывать новую тему... Я так думаю... (Постараюсь сподобиться. Есть кое-какие мыслишки.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

=Разделённость на объективное и субъективное - это уже реалии материального мира, а не духовного.=
В материальном мире не может быть ничего субъективного, потому что материальность уже подразумевает объективность.

=Под "объективным" подразумевается внешняя реальность, а под "субъективным" - внутренний мир личности.=
Под объективным понимается то, что исходит от самого объекта, и не зависит от субъекта. Объективность является установкой сознания.

=Но сам дух (человека ли, иного ли существа или Дух Божий) не существует в отрыве от личности, как нечто объективное (как камень или закон физики). Дух только внутри нас, но это не означает вовсе, что он субъективен.=
Но ранее личность признавалась субъективной. Следовательно и дух, который находится с ней в неразрывной связи, тоже субъективен.


В материальном мире не может быть ничего субъективного, потому что материальность уже подразумевает объективность.

Это если считать материальный мир не одухотворённым, существующим сам по себе, а не как творчество духовных (живых) существ. Субъективны или объективны произведения искусства? Субъективна или объективна музыка? Поэзия? Живопись? Где критерии их объективности или субъективности? Не является ли и материальный мир такими же произведениями искусства или телами живых существ? Само наше тело субъективно или объективно? Как живое или как труп?

Под объективным понимается то, что исходит от самого объекта, и не зависит от субъекта.

А кто наделяет объект свойствами объекта? Не является ли объект таким же субъектом, как и сам субъект, считающий объект объектом? Для кого-то и вы, "Марк Антонов (инкогнито)" - только объект... Вы - объект? Внутри себя Вы чувствуете своё "я" объектом?

Объективность является установкой сознания.

Сравните:
Само понятие объективного как реального, а субъективного как личного - это понятие философское, то есть - существующее не объективно, а во внутреннем мире человека. В природе тоже нет ничего объективного, ибо сама объективация - это акт воли и мысли человека (или иного существа). "Объективный дух" - это такое же противоречие в терминах, как и "объективная любовь", "объективная вера", "объективная свобода" и т.д.

Но ранее личность признавалась субъективной. Следовательно и дух, который находится с ней в неразрывной связи, тоже субъективен.

Итого:
Внутренний мир личности считается субъективным только для определённого направления философии. Ни в философии экзистенциальной, ни в философии христианского персонализма, ни вообще в любой религиозной философии внутренний мир и дух личности не считаются субъективными. Равно как и объективными. Само разделение мира на объективное и субъективное есть только одно и вполне определённое философское направление (или состояние сознания, как угодно). Дух не объективен и не субъективен. Дух реален. Но через доводы рассудка это не доказывается и не познаётся. Дух всё познаёт, но сам дух познаётся только духом.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 14 Января 2020, 00:47:37, Ярослав»

=Внутренний мир личности считается субъективным только для определённого направления философии.=
Разделение сущего мира на объективное и субъективное действительно довольно странно. Я говорил о разделении  предметов мысли на объективные и субъективные. Впрочем, возможно эти понятия Вам и не нужны. Вы используете понятия субъект, субъективное?

=Дух всё познаёт, но сам дух познаётся только духом.=
Дух познает что-то отличное от самого себя? Материю, например? Дух оказывает воздействие на материю?


=Само наше тело субъективно или объективно?=
То о чем Вы говорите это эмерджентная субъективность. Но некоторые концепции предполагают  изначальную, неустранимую субъективность.


Вы используете понятия субъект, субъективное?

Всё зависит от контекста. Смотря какой смысл вкладывается в эти понятия в том или ином контексте. Сами по себе - в отрыве от контекста - такие понятия слишком размыты. Впрочем, как и любые понятия.

Дух познает что-то отличное от самого себя? Материю, например?

Дух познаёт всё. Для духа нет ничего отличного от самого себя, чуждого (внешнего, объективного). Материя для духа - арена его творчества, символизация себя. Иное дело, материя для существ, пребывающих в материальном мире. Но сам материальный мир - мир относительный, одно из состояний Мiра. Дух же принадлежит миру абсолютному, целостному. Мир относительный, материальный - часть и одно из состояний мира абсолютного, духовного, целостного. Для духа материя - это лишь одна из форм его творчества и его отношений с другими духовными сущностями. Но эти отношения - внутренние, а не внешние. Впрочем, само разделение на внутреннее и внешнее уже реалии мира материального, а не духовного. В духовной реальности такого разделения нет. Ну, не знаю, с чем сравнить...

Например, для слушателя музыки или для читателя поэзии нет музыки вовне и поэзии вовне - встреча с музыкой и поэзией, как и их понимание, происходят внутри, в идеале - в полном отождествлении своего "я" с "я" автора этих произведений. Это отождествление и есть то, что в религиозной символике означает "нераздельное и неслиянное единство". Вот в духовном мире и нет иного познания - кроме нераздельного и неслиянного отождествления с предметом познания.

Дух оказывает воздействие на материю?

Точно такое же, как художник оказывает на своё произведение. На конкретное произведение - и через него на искусство в целом. Дух оказывает воздействие на конкретный материальный предмет, творимый данным духом и символизирующий собою его творчество, и через этот предмет - на материю в целом. Материя представляет собою бесчисленное количество форм, как и человеческое искусство и культура в целом. Но если в отношении человеческой культуры нам понятно, что её феномены творятся теми или иными существами (людьми), а не возникают сами по себе в результате действия каких-то законов, то в отношении материального мира у нас большая путаница. Кто на ком стоял...

Как произведение искусства после его создания живёт в культуре как бы само по себе, взаимодействуя со многими её сущностями, людьми и эпохами. И каждое произведение имеет своё символическое значение. И это огромное количество постоянно меняющихся связей и взаимодействий. Точно так же ведут себя и материальные феномены, сотворённые тем или иным духом (субстанциальным деятелем, по Лосскому). Всё в материальном мире есть арена отношений разных духовных сущностей, их творчество и символизация.

И другой план духовного влияния на материю - это души стихий. Здесь уместнее аналогия не с произведениями искусства, а с телом и душой человека.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 14 Января 2020, 18:01:02, Ярослав»

Но некоторые концепции предполагают  изначальную, неустранимую субъективность.

Концепций много. Это уже реальность разума, а не духа. Дух не живёт ни концепциями, ни идеями, как художник не живёт красками и холстами, композитор - нотами, а поэт - буквами. Это всё инструментарий, а не жизнь как таковая. Дух же и есть жизнь как таковая, в своей самой реальной реальности.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Вот наткнулся на статью, которая много лет назад очень сильно отозвалась во мне и отчасти является неким наброском "духовной науки".

"Неожиданные находки в Храме Науки"

А.В. Блинков, А.Н. Киселев
г. Екатеринбург
(Полная версия статьи "Неожиданные находки в Храме Науки", Химия и Жизнь, №12, 1992г.)

Человечество в своем историческом развитии, не вняв великой книге - Библии, повторило путь многих ее героев. Подобно Адаму и Еве, люди сорвали плод с древа познания и вкусили от него. Мироощущение человека разделилось и эта трещина существует до сих пор и в наших душах - душах людей научно-технической эпохи. С одной стороны, все мы по воспитанию принадлежим культуре, которая корнями глубоко уходит в религиозность. Даже атеисты не могут отрицать принадлежность традициям, которые создавались поколениями верующих людей. С другой стороны, все мы, хотим мы того или нет, вкусили от плода рациональной науки и сок науки - ее принцип "подвергай все сомнению, проверяй истину опытом" - проник в наше сознание. Конфликт Веры и рационального Знания рождает смятение в душе и требует разрешения. Недаром многие классики науки отдали дань размышлениям на тему - как созданная ими картина мира согласуется с идеей Высшего Разума.

Зададимся вопросом - что собственно есть религиозность? Одна вера признает наличие единого Бога, другая допускает бесконечное число божественных инкарнаций, третья, например, буддизм, отрицает наличие Верховной Божественной Личности вообще.
Очевидно, что имена Бога, либо какие-то уникальные для той или иной религии или конфессии понятия не могут быть использованы в нашем исследовании. В качестве инварианта религиозности возьмем следующие три принципа, присущие любой вере:
- наличие высшего смысла всего происходящего в этом мире;
- наличие абсолютных ценностей, священных заповедей или законов;
- воздаяние каждому за дела его.
Теперь обратим внимание на научное здание.
Все объекты окружающего нас мира можно выстроить вдоль некоторой оси сложности, где каждый вышестоящий объект включает в себя нижестоящие в качестве элементов. Традиционно схема науки представляется нам в виде луча, острие которого находится где-то в нижнем конце нашей оси систем. В этом острие находятся физические теории объектов микромира и фундаментальных взаимодействий. Строение объектов любого рода объясняется на основании законов поведения составляющих его элементов: атом как система элементарных частиц, молекула как система атомов, ..., работа механизма как взаимодействие деталей,..., общество как система индивидуумов.

По мере движения по лучу и удаления от его острия объекты природы объединяются во все более сложные системы - атомы, молекулы, тела, живая природа, общество и т.д. Cоответственно с этим дробятся отрасли науки, если в острие находятся универсальные теории единых кирпичиков мироздания, то теперь появляются частные области знания: биология, технические науки, социология, экономика...
Нарисованная картинка достаточно привычна. Мы всегда, если задаемся вопросом как работает то-то, или почему происходит так, прежде всего пытаемся заглянуть внутрь и увидеть причину внутри объекта нашего внимания.

Законы, описывающие поведение объектов, принято объединять в разделе "Динамика". В том случае, когда законы Динамики не являются достаточными для определения "траектории" поведения, применяют законы и принципы, которые носят общий характер и относятся к разделу "Термодинамика". Для термодинамики характерен чрезвычайно общий взгляд на объекты окружающего мира - конкретная природа систем не имеет значения, важно только, что они представляют собой совокупности взаимосвязанных элементов и имеют некоторые общесистемные параметры состояния, например, энергию, энтропию, температуру и т.п. Традиционно было принято отводить термодинамике второстепенную роль, вплоть до утверждения об антропоморфном характере ее законов.
Современный взгляд на структуру науки заключается в признании равноправного взаимодополняющего положения Динамики и Термодинамики. Становление подобных взглядов на науку связано, в частности, с именем нобелевского лауреата И.Р. Пригожина (I.Prigogine).

Таким образом, пользуясь архитектурной метафорой, можно сказать, что наука - это храм о двух шпилях. Среди архитекторов второго шпиля Храма Науки было и есть много ученых, так или иначе связанных с Россией - Вернадский (ноосфера), Богданов (Всеобщая организационная наука или Тектология), Афанасьева-Эренфест (необратимость), Пригожин (неравновесная термодинамика), Тимофеев-Ресовский (биофизика), Лев Гумилев (этногенез), Н.Н.Моисеев (алгоритмы развития).
Луч законов Термодинамики направлен со стороны высших систем природы навстречу лучу законов Динамики. В острие его расположены три основных закона или начала : закон сохранения энергии, невозможность самопроизвольного уменьшения энтропии для замкнутых систем и принцип минимума диссипации (то есть - рассеяния) энергии для открытых.
"Мне кажется, что особую роль в мировом эволюционном процессе играет принцип минимума диссипации энергии. Сформулирую его следующим образом: если допустимо не единственное состояние системы (процесса), а целая совокупность состояний, согласных с законами сохранения и связями, наложенными на систему (процесс), то реализуется то ее состояние, которому отвечает минимальное рассеяние энергии, или, что то же самое, минимальный рост энтропии."
Н.Н.Моисеев, академик РАН
Современная термодинамика изучает процессы происходящие в открытых, сложных, нелинейных системах - активных или пассивных. Это удивительный мир чудесных явлений самоорганизации! И это практически бескрайний мир объектов изучения, ведь системами такого рода являются все объекты, окружающие нас, - от камня на дороге до всей системы живой природы планеты.

Действие законов термодинамики на объекты несколько необычно для мышления, привыкшего к чисто динамическому подходу, когда кирпичи определяли параметры всего здания. Оказывается, что окружающая среда, внешняя система, не менее явно определяет строение и поведение любого своего элемента. Любая система создает свои законы для своих составляющих, любой элемент оказывается несвободен от внешнего мира. Именно эти системные законы термодинамики и определяют историческую эволюцию форм и структур объектов природы, именно они позволяют изучать внезапные качественные процессы, критические точки катастроф, маршруты бифуркации состояния систем.
Причем, с точки зрения Динамики, объясняющей поведение объекта на основании взаимодействия его частей, невозможно обнаружить причину, которая бы заставила элементы резко менять свое поведение.
Поведение и строение любого объекта природы, таким образом, определяется не только законами Динамики, то есть снизу оси сложности, но и законами Термодинамики - с противоположного конца оси, если хотите, - свыше.
Любой объект этого мира всегда как бы освещен с двух сторон - изнутри и снаружи - лучами законов природы, которые определяют его строение и поведение.
Теории, принадлежащие первому лучу - Динамике, составляют специальное знание. Человек, разбирающийся в тонкостях явлений, в их природе, называется Специалистом. Знание законов второго луча - Термодинамики, позволяет человеку видеть важные причины изменения любых объектов независимо от их природы. Это как раз то самое знание, которое испокон века называлось Мудростью.
Именно второй, "термодинамический" шпиль Храма Науки позволит нам обнаружить удивительное соответствие Науки и Веры. Проявление действия принципа минимума рассеяния энергии представляет для нас особый интерес.
Мы хотим предложить читателю самостоятельно провести небольшой эксперимент: попробуйте заменить в тексте слова "Принцип минимума рассеяния энергии" (или просто -"Принцип") на "Господь Бог" и убедитесь сами, что этого оказывается достаточно для того, чтобы научные положения обратились в постулаты веры.
 
СОЗДАТЕЛЬ
 
Принцип минимума рассеяния без преувеличения можно назвать Универсальным Законом Созидания.
Действительно, все бесконечные проявления природы нашего мира осенены этим Принципом.
Так, поток энергии, поступающий извне в систему неорганизованной материи, обуславливает в определенные моменты возникновение в ее хаотической структуре организованного поведения, вихрей, от галактик и планетных систем до течений в океане и тайфунов в атмосфере. Момент возникновения новой структуры определяется точкой пересечения термодинамических траекторий - в этот момент происходит удивительный акт самоорганизации материи - система переходит на новую траекторию, обеспечивающую минимум производства энтропии в структуре.
Аналогично происходит организация и усложнение молекулярных систем, пока не возникают белковые молекулы - начало живой природы. С возникновением жизни ситуация меняется кардинальным образом - системы становятся активными, они способны на целенаправленное поведение, с целью поглощения энергии или питания. С этого момента возникает эволюция живых систем, направленная на сохранение их гомеостаза. Причем, движущей силой эволюции теперь становится не избыток поступающей извне энергии, как это было для пассивных систем неживой природы, а недостаток питания, который, в свою очередь, имеет место всегда (или почти всегда) - то ли из-за естественных причин, то ли в силу конкуренции внутри или между видами. Именно достижение каждый раз нового уровня экономии энергии обеспечивает живым системам большую устойчивость и более широкие границы существования. Так возникают новые виды живой природы, поражая нас своим разнообразием и гармонией. Можно утверждать, что удивительная гармония природы не есть только игра слепого случая, она является проявлением Принципа минимума рассеяния энергии.

ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ СВОЕМУ

Удивительно, но сложнейшая работа мозга представляет собой всего лишь акт самоорганизации системы клеток, направленный на сокращение потребления энергии. Весь процесс мышления - и разряды нейронов, и образование нейронных ансамблей, и реагирование на сигналы внешнего мира, и подсознание - есть лишь решение в эволюционном процессе единственной первичной задачи - о выживаемости биологических единиц - клеток в условиях ограниченного питания. Только минимизация потребления энергии большим ансамблем клеток порождает всю бездну нашего сознания! Только реализация Принципа в конкретном организме - и ничего более! Вот уж действительно, человек - венец действия Принципа минимума рассеяния создан по образу и подобию самого этого Принципа!
С возникновением человека эволюционировать начинает система людей, то есть общество. Прогресс общества, возникновение и смена экономических структур - все это лишь проявление Принципа экономии энергии на уровне социальных систем. Объективное истощение ресурсов и социальная конкуренция отдельных персон, групп производителей, стран и сообществ заставляют людей непрерывно совершенствовать способы производства, что приводит к постоянному повышению эффективности использования ресурсов. Если социальная система не обеспечит собственный прогресс, то она вынуждена будет уйти с исторической сцены. Смена персонажей на этой сцене происходит скачком (бифуркация состояния системы), который может быть воплощен в виде войны, революции, или же в более цивилизованных формах, например, - "экономическое чудо" Японии.

ТВОРЕЦ
Явления самоорганизации в открытых системах не могут не удивлять. Действительно, элементы, составляющие систему, вдруг в один момент начинают действовать поразительно согласованно: молекулы вдруг начинают кружиться в едином вихре, люди за малый промежуток времени организуются в новый этнос. (Г. Хакен предложил именовать науку, занимающуюся исследованием такого рода процессов "Синергетикой". Этот термин, от древнегреческого "вместе-действие", акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого.) Со стороны Термодинамики, ее системных законов все понятно - флуктуации, присущие поведению частиц всегда, усиливаются и система переходит в новое, энергетически более выгодное состояние, удовлетворяющее Принципу. Но с точки зрения Динамики - любой акт самоорганизации предстает в виде чудесного Акта Творения - на локальном уровне, на уровне отдельного элемента невозможно обнаружить силу или причину, которая заставляла бы его вдруг менять свое поведение при изменении внешних условий. На локальном уровне трудно понять, например, как в хаотическом движении молекулы жидкости вдруг появляется выделенное направление перемещения по кругу.

СПАСИТЕЛЬ
В целом, картина естественноисторического прогресса в глобальном масштабе, с точки зрения законов термодинамики открытых систем, куда более оптимистична, чем та, которую рисовал один только ее Второй Закон ("тепловая смерть" Вселенной, Жизнь - лишь временная флуктуация). Совместное действие Второго начала и Принципа минимума рассеяния определяет обратную зависимость степени прогресса живой природы от энергетических ресурсов, которые имеются у нее в распоряжении. Чем сильнее давит пресс Второго начала, тем мощнее работает двигатель самоорганизации, продвигая природу вверх по оси сложности, под управлением Принципа минимума рассеяния. Точки пересечения термодинамических траекторий активной системы, и, следовательно, бифуркации ее состояния и возникновение новой структуры имеют место быть как раз в самые критические для системы моменты, когда внешние обстоятельства ставят ее на грань гибели.
Так, скачкообразная эволюция биологического вида может произойти в тех условиях, когда исходный вид поставлен перед дилеммой - или измениться, или исчезнуть.
Другой пример благотворного влияния ресурсного голода - экономические чудеса в странах, лишенных каких бы то ни было ископаемых - Япония, Корея, Тайвань, Сингапур.
Можно надеяться, что охлаждение Вселенной выведет Жизнь на гораздо более совершенный уровень. Можно предположить также, что во Вселенной существует определенное равновесие: глобальное возрастание энтропии в масштабах Вселенной компенсируется ее локальным уменьшением.
Земная цивилизация, видимо, не всегда сможет существовать в нынешних формах. Возможно, что наступит конец этого света, когда человечество встанет перед гамлетовским выбором - быть или не быть. Возможно, что технологический прогресс не сможет больше обеспечивать сохранение цивилизации. Возможно, что человеку придется начать эволюционировать, как биологическому виду, и кто знает, какие новые формы примет "венец творения". Но в одном можно быть уверенным и черпать оптимизм - Принцип минимума рассеяния не бросит человечество в трудную минуту, он просто не может допустить гибели открытой активной системы.
Напомним читателю о том эксперименте, который он должен самостоятельно провести, следующей аналогией: в одной из древнейших религий земли, в индуизме, все в мире определяет триединое божество: Вишну - бог всего сущего, Шива, уничтожающий материальный космос, и Брахма, создающий все формы жизни. Невозможно не заметить, что основные постулаты Термодинамики соответствуют этим ролям: Закон сохранения энергии - Закон существования, Второе начало - Закон гибели, Принцип минимума рассеяния энергии - Закон жизни.

МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
До сих пор мы смотрели на процессы в природе как бы со стороны. Однако любой объект мира есть лишь его составная часть. Как же отражается действие Принципа минимума рассеяния на наблюдателе, составляющем часть общей системы.
В исходном равновесном состоянии системы, например в жидкости, поведение частиц представляет собой броуновское движение - хаотическое изменение скорости и направления. В системе, выведенной из состояния равновесия, в момент возникновения новой структуры - вихря, поведение частиц кардинально меняется - все молекулы приобретают выделенное направление движения в едином круговороте. Ученые говорят, что меняется режим (мода) движения. Таким образом, подчинение системы принципу минимального рассеяния накладывает на частицы этой системы определенные правила, в соответствии с которыми одна мода поведения становится предпочтительной и усиливается (в нашем случае - циркуляция), другие моды - подавляются. Здесь можно говорить о том, что действие Принципа на систему создает для ее составляющих асимметрию вариантов поведения - некую ось, на которой можно указать положительное и отрицательное направления.
Аналогично этому для людей, которые есть лишь частицы другой неравновесной системы - общества, одни поступки оказываются предпочтительными, позитивными, другие - негативными. Таким образом, Принцип порождает на уровне человеческого общества категории Добра и Зла, Добродетели и Порока. Действительно, позитивным для каждой неравновесной системы является такое поведение ее частей, которое обеспечивает, говоря языком физики, минимальные внутренние потери, минимальное внутреннее трение. Для человеческого общества к таким потерям относятся результаты насилия и воровства, мести и зависти. И наоборот, снижение "трения" обеспечивают милосердие и любовь (употребляя категории восточных религий, кармическая деятельность).

ВСЕВЫШНИЙ

Итак, реализация Принципа в системе накладывает на ее частицы определенные правила или законы поведения. Но любая система сама, в свою очередь, является лишь частицей другой, более общей системы, и, следовательно на нее саму накладываются правила поведения, которые реализуются через поведение ее членов. И так далее без конца.
Иерархия систем создает систему законов поведения, которая проецируется на любой элемент в виде иерархии Целесообразности.
Для каждого из нас есть правила поведения, целесообразного с точки зрения семьи, с точки зрения ближнего окружения, с точки зрения государственной, человеческой и т.д. Это восхождение по иерархии систем уведет нас неизбежно в заоблачные выси, к тому пределу, где и Человечество, и Галактики, и Вселенные оказываются лишь частью чего-то еще большего, что порождает некую Высшую Целесообразность. Очевидно, что эта "всевышняя" метасистема есть образ, предел, к которому можно приближаться, но невозможно достичь, познать и остановиться.
Отметим также, что система целеуказующих правил для каждого объекта содержит, как правило, противоречивые требования - то, что хорошо с точки зрения одной системы, плохо с точки зрения другой.


СУДИЯ
 
Под действием Принципа минимума рассеяния изменение моды поведения частиц, например, в той же жидкости, происходит однозначно и немедленно при определенных условиях. Для объектов живой природы Принцип действует не столь жестко и, казалось бы, теряет характер Закона. Действительно, любой живой организм, а человек или общество - в особенности, обладают свободой в выборе поведения. Каждый из нас волен поступать вопреки любым заповедям и законам.
Дело, однако, заключается в том, что для сложных систем действие Принципа аналогично действию фундаментальных законов микромира, которые также оставляют некоторую неопределенность для поведения отдельной микрочастицы, но однозначно выполняются в статистическом виде. Если бы Некто мог рассматривать человечество с тех же позиций, с каких человек рассматривает объекты микромира, то для него действие Принципа ничем бы не отличалось от действия этих законов. Для нас же, являющихся лишь частицами метасистемы, Принцип проявляется в виде Отбора действующего в историческом плане. Частным случаем действия Принципа в виде Отбора является естественный отбор биологических существ.
Так, строение организма или поведение живого существа может отличаться от оптимального, но это означает лишь то, что Отбор оставляет такому объекту мало шансов на выживание. Человек может действовать не лучшим образом, но это обязательно приведет его к поражению в конкурентной борьбе (если это профессиональная деятельность), к болезни (если это образ жизни), или иначе негативно отразится на нем, его окружении и его потомках (если это связано с нормами морали). Последнее связано с тем, что, действуя неверно (то есть вопреки ограничениям, накладываемым Принципом), человек не только ухудшает свое состояние (личная карма), но и увеличивает энтропию окружающей его системы - общества (коллективная карма), а это, в свою очередь, снижает жизнестойкость всей этой системы, что не может не отразиться рано или поздно на ее членах, то есть и на других людях, и, в конечном итоге, на нем самом.


ПРОВИДЕНИЕ
 
Человек, будучи объективно лишь частицей бесконечной иерархии систем, действует в условиях, когда, с одной стороны, его поведение должно соответствовать ограничениям Принципа, с другой, никто не в состоянии охватить всю бесконечную иерархию Целесообразности и, следовательно, не в состоянии направлять свои поступки и свою жизнь сознательно строго по оптимальной траектории.
Общее течение исторического процесса определено высшим смыслом, действием нашего Универсального Закона - Принципа минимума рассеяния энергии. Возможность отдельного человека познать истинные мотивы истории в каждом конкретном случае и действовать строго в ее русле ограничена объективно. Однако, несовершенные и не оптимальные действия отдельных личностей, рождают как раз ту флуктуационность на локальном уровне, которая и определяет самоорганизацию в критические моменты.

Думаем, что мы здесь вправе воскликнуть - языки Науки и Религии совпадают с точностью до терминологии! Зачастую достаточно лишь заменить название Принцип на конкретное имя Бога в приведенных выше положениях, чтобы получить непосредственно постулат Веры.
Аналогии и параллели научных положений и постулатов религиозности достаточно прозрачны, чтобы приводить дополнительные примеры. Любой может найти их в большом количестве, пользуясь различными источниками - от Библии до буддийской Дхаммапады или индуистской Бхагавадгиты.
Для верующего этот вывод подтверждает очевидную, наверное, для него истину, что Человек, будучи проявлением воли Всевышнего, не может создать язык, в том числе и язык науки, в котором не присутствовал бы Всевышний.
Для атеиста - это факт удивительного соответствия древнего знания самым современным научным результатам.
Подобно тому, как язык любого народа земли содержит в себе один круг понятий - мать , земля, красота, любовь.., - языки религии и знания каждый по-своему отражают единую для всех объективную действительность.

Человечество, вступив на путь Познания, прошло долгий и мучительный путь поиска Истины, основанной только на личном опыте. Долгое время, подобно неверующему Фоме, вкладывающему пальцы в раны Христа, Человек испытывает Природу, расчленяя ее на части, подвергая различным воздействиям, кроя по своему усмотрению.
И вот теперь, наконец, Человек с удивлением обнаруживает, что этот долгий путь привел его к тем же пределам, которые он покинул десятки веков назад. Он видит, что поиски рационального знания привели его, обогащенного новым опытом и пониманием, к старой религиозной истине, к традиционным идеалам - подобно возвратившемуся к отцу блудному сыну. Он видит, что не смог построить Храма Науки, который бы не оказался, в некотором смысле, и Храмом Бога

«Последнее редактирование: 24 Февраля 2020, 09:50:50, Андрей Иванченко»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика