Я бы назвал эту новую старую песню "
Покушение на жизнь с негодными средствами"...
Но пусть останется нейтральное название...
А какая методология может вместить в себя духовный мир и Бога и дать "инструментарий, способный отделять ложное от истинного в духовной сфере"? Это не риторический вопрос. Я очень хотел бы услышать на него ответ.
1. Никакая методология ничего не может в себя вместить. Методология - средство. А вмещает в себя - духовный опыт и память личности и коллективный (соборный, культурный) опыт и память человечества. Научная методология не имеет средств для познания духовного мира в принципе. Равно как и научный язык не приспособлен для описания духовного опыта - как семантическая структура.
2. Ложное от истинного в духовной сфере отделяет сам дух человека и соборный дух традиций, а инструментарий - вера, любовь, молитва, вдохновение, озарение, прозрение, вкус.
Можно это делать по научной методологии, систематизируя, классифицируя, строя гипотезы и проверяя их на практике (вы же не отрицаете духовную практику?). Но можно это делать мифическим или поэтическим способом, без анализа, без логики, строго индивидуально, по неповторимому вдохновению. Скажите, Ярослав, вы за такой способ познания духовного мира? Или вы подразумеваете нечто иное? Или вы считаете, что духовный мир непознаваем и его надо просто оставить в покое?
1. Научная методология неприменима к духовной практике. Научная методология строится на независимости от личности результатов опыта и на их повторяемости. Духовная практика неотделима от личности и принципиально неповторима.
2. В мифе и в поэзии есть своя логика. И она во многом сложнее логики научной, так как имеет дело с реальностью более сложной и тонкой, чем объективный материальный мир. Мифологическое, художественное, мистическое, религиозное познание требует от человека не меньших аналитических способностей и багажа знаний, чем познание научное. Красота метафоры говорит об истинности ею символизируемого убедительнее всех схем и классификаций. Только не нужно путать красоту с красивостью, то есть - с формальной имитацией красоты. Упорное противопоставление одного другому (логики поэзии и т.п.) говорит о (на выбор): 1) непонимании или отсутствии в духовном опыте иного познания, кроме научного; 2) о непонимании духовного вообще, о путанице его с информационным или интеллектуальным; 3) о неспособности представить себе что-то не по аналогии с миром объектов; 4) о полной ориентации на внешний мир при умалении мира внутреннего; 5) о заполнении внутреннего мира разбухшим эго.
3. Духовный мир познаваем, но только пригодными для того средствами.
Никакая наука не может механически обеспечить это соединение, но духовная наука может указать направление и образ жизни, при котором вероятность этой Встречи будет намного выше.
Духовная наука - противоречие в терминах. Научная методология и научный язык не имеют никаких средств для познания духового мира.
"Но можно этого не делать, если не интересует результат" (Жванецкий)
Если Вы повторите эту цитату ещё n-раз, то результата, несомненно, добьётесь. А вот
какого - см. вариант в статье Вороткова о повторе одного и того же вопроса, обращённого к калькулятору или к живому существу.
В следующем Вашем посте, Андрей, я не понял СМЫСЛА вопросов. Ответы на них очевидны, но они
не имеют отношения к предмету разговора. Намеренно или нет Вы уводите разговор в сторону от его предмета и сути - я не знаю. Но и пускаться в ненужные ответвления не хочу.
Лирическое отступление с переходом на личность (наука-то духовная, куда деваться)
Мне трудно достучаться, потому, что вы повесили на меня "бирку" - "человекобожие".
Вы-то тут ни при чём? Если, отвечая Вам, я, например, произношу слова "Бог" или "дьявол", "добро" или "зло", это не означает, что я вешаю на Вас "бирку" - "Бога" или "добра", равно как и их антиподов. И мне кажется, что Вы это понимаете. Но такой приём используете с одной целью, чтобы никто ничего в итоге не понял.
Но вы познаете мою личность по моим словам, да еще притом в вашей интерпретации. Согласны?
Во-первых, познание Вашей личности не является самоцелью моего с Вами диалога и моих текстов здесь. Они не крутятся вокруг Вашей личности. Есть идеи и смыслы, Вами затрагиваемые, которые имеют значение не только в контексте Вашей личности.
Во-вторых, я не путаю Ваши слова и Вашу личность, не призываю её "разъять как труп" или "духовно врачевать". И не предлагаю найти общий знаменатель между Вашей личностью, Вашим физическим воплощением, информацией, которую несут Ваши слова, и энергией, которую можно измерить, подключив к Вашей голове определённые датчики. Я не называю Вас ни "средой", ни "информацией", ни "энергией".
Если же Вас волнует не столько обсуждаемые идеи, сколько сама Ваша личность (как она выглядит на форуме), то у меня создаётся такое впечатление (и прошу заметить, что Вы сами переходите с предмета разговора на собственную личность):
Вам нравится участвовать на умных форумах. Сама такая духовная тусовка как процесс интересует, а не столько как поиск истины. Но не просто участвовать, но и со своей идеей - идеей духовной науки. Также Вам греет душу, что Вы можете находить общий язык с самыми разными людьми и взглядами. "Многим нравится."
Вот Вы (понятно в каком ключе) не раз упоминали здесь Юрия Бухарова, с которым, де, находите общий язык и близки во взглядах. Только вот Юрий излагал свою позицию аргументированно, писал тексты, заслуживающие серьёзного отношения и внимания. И споры с ним были весьма содержательны, хотя и не привели к единомыслию. Но кто сказал, что цель диалога - общий знаменатель и общая позиция? Диалог может быть содержательным и без сведения в конце всех в одну точку.
Если человека по-настоящему волнует какая-то идея, он рано или поздно старается изложить эту идею в развёрнутом тексте, а не ограничивается реакциями на чужие фразы, компиляцией к месту и не к месту разных цитат и т.п. Меня, например, волнует идея нового искусства, интерактивного Соляриса, разных путей синтеза и т.д. И на эти темы, в том числе и по мотивам состоявшихся дискуссий, я пишу статьи, книги и т.д. По-моему, это естественно. Начал писать статью и по мотивам наших с Вами и с Наталией диалогов.
Не я один Вам говорил, что Ваши лозунги о духовной науке нуждаются в аргументации, в расшифровке, в достойном их тексте. Были заданы
вопросы, на которые хотелось бы получить развёрнутые ответы, чтобы иметь представление о том смысле, который Вы вкладываете в эти не сочетаемые друг с другом слова. Написать такой текст Вы не хотите или не можете. А из Ваших реакций никакого цельного впечатления о смысле провозглашаемых лозунгов составить не представляется возможным.
Вы отделяете учение Христа от Его Личности, но в то же время утверждаете, что близки к ортодоксальному православию, как Юрий Бухаров. И тут же Вы говорите о значимости для Вас идей Розы Мира, которые Юрий на дух не принимает. Я, к слову, тоже - в том плоско-объективистском смысле (концепция, информация, мировоззренческая система, идеология и т.п.), что вкладывается зачастую как сторонниками, так и критиками в идею Розы Мира. Юрий такую плоскую интерпретацию и критиковал у нас, но, к сожалению, отождествляя её с подлинником. На мой взгляд, идеи, заложенные Андреевым в свой миф, неизмеримо сложнее и тоньше. Чтобы это показать, мне пришлось и книжку написать, и цикл статей. Приводил я свои аргументы и Юрию. В итоге получился серьёзный обмен содержательными текстами.
А вот что за идеи Вы вкладываете в Розу Мира, мне тоже совершенно непонятно из брошенных вскользь Вами слов. Равно как и другие Ваши идеи. Это общий знаменатель духовного богатства, систематизация его или что? И так во всём: здесь реплика, там цитата, тут лозунг. Фигаро здесь, Фигаро там, лёгкость необыкновенная в мыслях... (Повторюсь, Вы сами и настойчиво перешли на свою личность. Я, сколько мог, уходил от такого поворота темы.)
Возвращаемся к духовной науке, отдельной от личности, то есть - к тому же абсурду
А каким способом говорить без материи, энергии и информации. Можете привести пример?
Не могу. Но говоря с личностью, мы говорим не с телом, не с энергией и не с информацией, но с личностью. И не ставим её в один ряд с телом, информацией и энергией, а различаем того, с кем мы общаемся, от способов его воплощения, проявления и символизации. Вы же свели в одну плоскость сам предмет и его проекции, призывая найти между ними среднее и какое-то "над".
В очередной раз предлагаю Вам прежде чем лечить других, начать с себя: найдите искомое среднее между собой, своим телом, информацией и энергией. Затем сведите это всё до некой "среды" и опишите научные алгоритмы её познания. В ходе этого процесса Вам должно уясниться, почему с теми же негодными средствами нельзя покушаться и на духовный мир, как и на любой внутренний мир личности. Если не уяснится, то остаётся только один метод - метод Сальери или Раскольникова. Рано или поздно всё равно придётся брать на себя ответственность за провозглашаемые лозунги.
Пока не встречал ни одного, говорящего о значительном росте массового интереса у молодежи к религиозной философии. А вы?
А я встречал. Но предположим, Вы правы: нет у молодёжи интереса к религиозной философии. Что из того следует? Нужно облечь религиозные истины в наукообразную форму - и интерес появится? К чему - интерес - конкретно? Или Вы и с молодёжью, о которой так печётесь, ограничитесь лозунгами о некой духовной науке, которая за всё хорошее против всего плохого? А в чём отличие духовной науки от науки классической, а также от религии, искусства и философии - этот вопрос так и останется без ответа? Какой методологией будет пользоваться духовная наука и на каком языке говорить? Где можно ознакомиться с конкретными примерами духовной науки? Но как только доходит до конкретики, Вы уходите в сторону, а потом возвращаетесь к общим словам, которые не предполагают никакой ответственности (сказал и сказал, и дальше пошёл).
О подопытных духовных кроликах и отважных святых учёных
Наука - это беспристрастный логический анализ имеющихся фактов и построение конкурентных гипотез, разбираемых и проверяемых всем ученым сообществом.
Вы предлагаете тем же самым способом отдать ради науки свою душу на анализ учёному сообществу? Нет? А чью? И как тогда исследовать духовный (внутренний) мир, если не на подопытных душах? На ком проводить эксперименты, как составлять базу данных? Наука исследует материальный мир и те феномены, которые она не считает ни одухотворёнными, ни личностями. Это нормальная наука. А духовная - что она будет исследовать? Какой-то объективный дух, не имеющей отношения к конкретной личности? Так такого объективного духа нет в природе - в этом классическая наука абсолютна права.
Наука на многое способна. Ученые, настоящие, близки к святым по своей отваге в поиске и свидетельствовании истины.
Именно поэтому настоящие учёные отдают себе отчёт, куда с научной методологией имеет смысл идти, а куда - нет. Святые познавали духовный мир в себе и на себе, а не подвергали анализу и разъятию на составляющие других. С Ваших же слов получается, что духовная наука будет по той же методологии познавать духовный мир человека, по какой биология и медицина познавала физическое тело. Но собаками и мышами духовная наука не сможет ограничиться - для неё будут нужны подопытные, обладающие духовным миром. Впрочем, это опять конкретика, а значит -
личная ответственность. Последнее слово - ключевое. В нём и содержится главный гвоздь наших с Вами разногласий.