А что такое "аскетология", Вадим? Впервые о такой "научной дисциплине" слышу.
Я эту дисциплину изучал в академии. Наравне с догматическим богословием, сотериологией и эсхатологией. Ну, вот, можно сказать из старых конспектов (предмет аскетологии):
Удобопреклонность человека ко греху. Греховно-страстное состояние души. Структура актуализации страсти: прилог, исследование, объединение, согласие, плен, борьба, собственно страсть. Главные страсти души: гордыня, тщеславие, чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние. Душевная прелесть.
Понятие добродетели. Естественность добродетели для человеческой сущности. Структура актуализации добродетели. Главные добродетели: смирение, рассудительность, воздержание, целомудрие, радость, вера, надежда, любовь. Молитва и пост.Духовная трезвенность. Три стадии духовного развития: добродетельный праксис, естественное созерцание, обожение человека...То есть, в общем, это творения Отцов Церкви и прочих общепризнанных духовных авторитетов в области аскетической практики. Эта та самая аскетическая литература, которую мы "не читаем"; в чем нас и обвинял наш общий церковный знакомый Павел Тихомиров.
Иноматериальное и духовное не синонимы.
Об этом и речь! Наука не может изучать "чистую духовность". Нет у нее, науки, такого инструментария. Но это не значит, что наука не может изучать (да и уже изучает) области иноматериального. Так называемые "пограничные области".
Родонизм и есть не что иное, как научный подход к Розе Мира, её объективация.
Разве родонизм наука?
Научный подход - не обязательно объективация. Верней, объективацией Духа данный подход становится тогда, когда, образно говоря, "палец, указующий на луну", пытается стать "самой луной".
А как повторяемость молитв или припевов в песне? Наука-то тут при чём?
Мантры и молитвы понимаются всеми однозначно, как научные формулы?
Я глубоко сомневаюсь, что и те же самые научные формулы ПОНИМАЮТСЯ всеми однозначно. Каждый видит то, что видит. Тем не менее, большинство аскетических практик настаивает на ТОЧНОМ повторении мантр и молитв. (Почитай, что пишут те же индусы о своих мантрах или исихиасты об "Иисусовой молитве".)
Это не наука, но духовная практика.
Все верно - духовная практика. И никто кроме тебя ЛИЧНО ее выполнить не может. И результат будет именно твой, личный. Научная методология может лишь дать определенные "костыли", некоторое общее понимание, ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ. А уже это вот общее понимание помогает обрести СВОЙ, неповторимый личный опыт. Например, в той же йоге есть такое понятие, как чакры. (Сам ими «пользуюсь», в медитациях.) Расположение чакр, в принципе, обще и универсально для всех людей. Муладхара у всех в районе копчика, Сахасрара – макушка головы, Анахата – середина груди и т.д. Все это вполне научно изучаемо. При условии, что наука откажется от материалистической философии… Иначе, просто ничего не поймет.
Любая попытка подойти с научной методологией к любому феномену, в котором есть духовное измерение, будет давать такие отрицательные результаты. Духовное не существует объективно, вне личности, а следовательно, исключить личность из познания духовного нельзя.
Ну, вот тот же Стивен Лабердже, на основе научного метода, разработал практику осознания себя в сновидении, эта практика работает. А вот результаты, которые каждый практикующий получает - это уже часть его Свободы, его видения мира, его творческого ответа. В данном случае научный метод - это определенные "костыли", выводящие некоторые общие закономерности, которые есть у всех нас (те же четыре фазы работы мозга - они одинаковы у всех).
Единственный вариант совместить научность с духовностью - это магия, но духовность в ней будет инфернальной.
Древняя наука и есть в некотором смысле магия. Инфернальной же она становится тогда, когда вытесняет личную духовную свободу и профанирует сам Дух. Грубо говоря, инфернальной такая наука становится тогда, когда пытается вывести некую "духовную формулу Божественной любви"... Но от этого, увы, никто не застрахован. И христианство было инквизицией.
Как ты думаешь, если обобщить четыре Евангелия и создать единый непротиворечивый текст, это приведёт к обогащению духовной жизни? Почему сама церковь этого не сделала?
Церковь в века своего становления только этим и занималась! Обобщением Евангелий и приведением их к некоему непротиворечивому тексту. Евангелий-то было не четыре, а много больше! А оставшиеся четыре - это и есть результат ОБОБЩЕНИЯ в более-менее непротиворечивый текст. Церковь этим занималась со второй половины первого века и вплоть до Вселенских Соборов.
Почему сама церковь этого не сделала? Если при помощи научной методологии, пусть самой что ни на есть духовной, а не материалистической, согласовать догматы мировых религий и найти их общий знаменатель, это обогатит духовную жизнь человечества, приведёт его к единству?
Согласование ИМЕННО религиозных догматов - заведомо тупиковый путь. Яркий пример такого пути - теософия Блаватской.