Основы методологии метаисторического исследования,
или поэзия истории1
Метаистория есть история реальности, абсолютной во всех её относительных проекциях. И лишь одной из таких проекций во времени является наша история. Метаисторию, подобно истории, можно представить как совокупность событий, но каждое из которых проецируется на ряд взаимосвязанных реальностей в форме событий исторических.
Для начала нужно принять постулат о том, что связь между событиями историческими разных реальностей не может быть причинно-следственной. Причинно-следственная связь между событиями предполагает, что одно событие происходит вследствие другого. Немыслимо предполагать, что история нашего мира есть следствие борьбы уицраоров, эгрегоров, велг и прочих существ иных миров.
Метаисторическое событие охватывает собой все взаимосвязанные реальности. То есть, исторические события разных миров происходят параллельно и в тесной связи друг с другом. Так, исход войны между государствами решается не исключительно грызнёй демонов великодержавия и столкновением орд на изнанке мира, но, прежде всего, тем героизмом, с каким на полях брани сражаются солдаты; тем, как грамотно планируются сражения; тем, какой поддержкой народа пользуется государство в тяжёлое для метакультуры время. Исход битвы на поле сражения зависит в какой-то степени от каждого. Борьба уицраоров в ходе сражения - это символическое отражение противостояния боевого духа одной армии боевому духу другой. Уицраор не может победить своего соперника, когда его армия на поле брани теряет боевой дух, вследствие ошибок военного руководства или отсутствия должной подготовки солдат. Параллельно с тем, как одна из армий одерживает победу, один из уицраоров одерживает победу над другим. Одно событие не является следствием другого, но оба события являются символическим отражением друг друга.
Тесная символическая связь событий нашей истории с событиями в смежных мирах неслучайна. Именно через символизм истинная реальность проявляет себя в реальностях относительных. Символ надмирен, он не от мира сего. Распознать символизм события невозможно посредством исключительно логики, так что вся научная методология бессильна перед изучением символических связей. Лишь посредством интуитивного творческого озарения, рождающегося в напряжении всей духовной сущности субъекта познания, возможно созерцать символизм исторического события.
Метаисторическое исследование есть творчество поэтическое. Невозможно посредством рассудка запечатлеть символ. Символ многомерен, и в плоскости логических формулировок он теряет себя. Поэзия, напротив, способна запечатлеть его благодаря огромной потенциальной ёмкости содержания.
Символ можно воспринять лишь субъективно посредством творческого акта. Поэтому бесполезно вырабатывать методики анализа символа, способные объективно извлечь информацию, которая передаётся посредством символа. Можно сколь угодно анализировать стихотворение на его благозвучие, выявлять логическими методами идеи, заложенные в произведении автором, на основе рассудочных суждений и не приблизиться до той глубины восприятия смыслов, которой способен добиться внимательный и благодарный читатель. Посредством поэзии не просто запечатлеваются символы - через неё они созерцаются, причём как поэтом, так и читателем.
Но в то же время интерпретация символизма событий невозможна без знания событий исторических, им соответствующих. А сама работа по связыванию символа с нашей реальностью требует некоторой базовой методологии. Поэзия истории требует понимания некоторых принципов, лежащих в основе того творчества, которое предстоит осуществлять.
Принцип первый: принцип символической связи реальностей - был озвучен выше, но он по-прежнему требует своего раскрытия. Символическая связь реальностей предполагает наличие надмирной реальности - высшей духовной реальности, не зависящей от времени, но порождающей его для своих проекций. Невозможная для понимания во всей своей полноте, ввиду своей безграничности, духовная реальность являет себя Миру в красоте символов, которые и предстоит распознать метаисторическому исследователю.
Тут, конечно, мне возразят: какая же красота может быть скрыта в инфернальных проявлениях бытия, с которыми также символически связана наша реальность? Но этот вопрос мог возникнуть лишь у того, кто не понимает саму суть инферно. Инферно не созидает бытия, оно лишь извращает его, паразитирует на нём. Инферно связано с нашим миром через те же символы миров высших, но как через кривое зеркало, где всё извращено с точностью до наоборот. И это нужно помнить. Так Велга есть лишь кривое отражение соборной души народа, её полная противоположность. И это показывает весь исторический опыт народов, когда во время революции и анархии все качества народного характера инвертируются или искажаются до неузнаваемости.
Поэтому поэт истории не должен зацикливаться в своём творчестве на изнанке мира, не должен подолгу всматриваться в кривое зеркало истории, так как по кривому отражению очень сложно восстановить подлинник.
Принцип второй: принцип параллельности и взаимообусловленности. По сути это дальнейшее раскрытие первого принципа. Событие одного мира никак не вытекает из события другого мира, но происходит параллельно ему. Оба параллельных события дополняют друг друга, раскрывают одно и то же событие с разных ракурсов, наполняют его смыслом. То есть, являются проекциями надмирной духовной реальности.
Предлагаю рассмотреть такое метаисторическое событие, как рождение демона государственности. Смысл этого события раскрывается сразу в нескольких реальностях.
Первая реальность - слой обитания эгрегоров государств. Здесь огромный тёмный спрут своими щупальцами захватывает переливающийся различными красками эгрегор молодого государства. Облепляет его тысячами присосок, впрыскивает яд и постепенно поглощает эгрегор государства. И вот уже и сам спрут переливается множеством красок, но гораздо более тусклыми.
Вторая реальность - слой обитания уицраоров. Здесь - демоны государственности величественные существа. Один похож чуть на льва - другой на медведя. Уицраор воспринимает эгрегор государства как бьющееся сердце. И он накидывается на него, со звериною прытью отрывает кусок за куском, пока не проглатывает последний. После чего в его зверином теле начинает биться ещё одно сердце, то самое, которое он только что разорвал.
Реальность третья - мир соборных душ. На опушке леса ходят девушки с венками на головах, поют песни, ждут, когда за ними придёт наречённый. Но темнеют небеса, страшный дракон появляется в небе и начинает хватать их одну за другой, и нет им спасенья. Страшный дракон заточает их в башню-тюрьму, где продолжают ждать каждая из них своего любимого-освободителя.
Реальность четвёртая - затомис, и его кривое отражение - шрастр. Соборная душа метакультуры прощается с демиургом и приносит себя в жертву ради спасения метакультуры - отправляется в нижний мир, где ждёт, когда демиург, подобно Орфею, спустится за ней в это царство Аида.
И наконец, реальность пятая - наш мир. Страна, расколотая на части, не способная к объединению, разорённая внешним врагом, вдруг вновь поднимает голову. Появляется центр силы, который начинает объединять земли одну за другой. Разве можно в представленном калейдоскопе реальностей усмотреть какую-то иную связь между реальностями кроме смысловой?
Из вышеприведённого примера следует третий принцип - многогранность смыслов метаисторического события, вплоть до взаимного противоречия при сведении их в одну плоскость. Соответственно, поэт истории не должен бояться противоречивости рисуемой им панорамы, но должен избегать сужения смыслов, подгонки их под событие историческое. Важно научиться, переживая панораму события в одном ракурсе, отстраняться на время от пережитого в других ракурсах, чтобы исключить их взаимное влияние в сознании созерцателя...
1 Не надеясь продолжить, выкладываю то, что когда-то давно написалось.