Евангелие от Матфея было написано внутри иерусалимской общины в среде исключительно иудеев и в первую очередь для иудеев.
Неизвестно, писалось ли это Евангелие именно внутри иерусалимской общины, но то, что текст Евангелия предназначается именно иудеям, несомненно. Евангелие от Матфея — единственная книга Нового Завета, оригинал которой был написан не по-гречески.
Но мифологизация события позволяет раскрыть всю его значимость.
Вот именно!
Объяснение, почему он мог не знать об этом эпизоде, я привёл выше.
Да, я читал... Мне кажется странным, что только один лишь личный летописец (секретарь, как бы сейчас сказали) Ирода был в курсе злодейской операции Ирода в Вифлееме. Больше не знал никто. Никакой народной молвы... А ведь речь ни много ни мало о рождении Царя Иудейского, обещанного Мессии. О котором только и были разговоры в иудейском обществе... Впрочем, я нисколько не настаиваю на том, что избиения не было. Оно, конечно, могло быть. Но также могло и не быть.
Евангелия - не мифология. Это реальные свидетельства того, что было.
Я не говорил, что Евангелия = мифология. Я сказал, что СОМНЕВАЮСЬ по поводу того, что ВСЕ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ происходили в нашей обыденной исторической реальности. Но большинство христиан верят в то, что все события Нового Завета историчны. Хорошо - отвечают на это скептики, историки, язычники и прочие «нехристиане». Тогда как объяснить довольно весомые расхождения и нестыковки в четырех Евангелиях относительно важнейших (с исторической, хронологической точки зрения) событий евангельской истории. Например, что
исторически достоверно: бегство семьи Иисуса с богомладенцем в Египет, сразу после рождения богомладенца (ибо Ирод выведал у волхвов место рождения Иисуса). И возвращение из Египта только по смерти Ирода. Как все это описывается в Евангелии от Матфея. Или
исторически достоверна картина, нарисованная евангелистом Лукой, где никакого бегства в Египет нет. А семья с богомладенцем спокойно себе идет в Иерусалим, чтобы исполнить обряд обрезания. Там же, в иерусалимском храме, старец Симеон произносит свое знаменитое: "Ныне отпущаеши раба твоего..." То есть, Симеон признает в Иисусе мессию. После чего божественное семейство спокойно возвращается к себе домой. Никакого Ирода нет и в помине! Антон, какое из евангелий описывает ИСТОРИЧЕСКУЮ ДОСТОВЕРНОСТЬ? Какое из свидетельств БЫЛО? Святое семейство бежало в Египет от гнева Ирода или спокойно себе отправились в Иерусалим, а потом вернулись домой? Что происходило, а что не происходило?
Подобные расхождения между четырьмя признанными Церковью Евангелиями (в апокрифических Евангелиях нестыковки еще сильнее) говорят о том, что евангелисты НЕ БЫЛИ ПРЯМЫМИ СВИДЕТЕЛЯМИ ЖИЗНИ ХРИСТА. Евангелисты опирались на так называемую "устную традицию". То есть евангелисты записывали рассказы людей о Христе. Видимо, рассказы, как это часто бывает, разнились.
И последнее, повторюсь. Миф - это не вымысел.
И я о том же! Миф - не вымысел!
Современное богословие относит создание Евангелий на конец первого века (скажем, последнюю треть или четверть) и предполагает порядок написания от простого к сложному (т.е. примерно так: Марк - Матфей - Лука - Иоанн).
Да, именно так!
дело не в порядке Евангелий, а в том, что они все были написаны после Посланий.
Совершенно верно, Андрей! (Я и забыл про Послания.) На сегодня довольно достоверно установлено, что самыми ранними сохранившимися христианскими документами являются Послания апостола Павла. Они написаны в конце сороковых, пятидесятых годах первого века. И в этих Посланиях нет:
ни одного описания деяний Иисуса, ни единого исцеления, ни единой живой цитаты Иисуса, и вообще не намечено никакого исходящего от него учения в плане этики.
А есть:
Зато многократно повторено, что он искупил своих верных кровью и смертью, что он был идеальной жертвой, что он воскресал и что верующие в него не погибнут, а спасутся через его смерть и будут иметь вечную жизнь - и что для этого надлежит подражать Ему в страдании.
Конечно, на то, что апостол Павел в своих Посланиях не приводит ничего из деяний и слов Иисуса, можно легко возразить. Мол, жанр письма не предполагал обращения к личности и деяниям Иисуса. Они, эти деяния, были и так известны первым христианам (как знать, известны ли?) Тем не менее...
Основная идея не в самосовершенствовании и не в искуплении грехов покаянием, молитвами и постом, а в простой мысли, что принадлежность Христову стаду несет спасение. И ни одной притчи, ни одного рассказа о делах Иисуса.
Да, пожалуй, именно принадлежность к Христову стаду было самым главным.
Неужели кто-то из участников дискуссии искренне верит, что тексты Евангелий, слова Христа, описания Его жизненных событий, притчи, чудеса, вся потрясающая символика каждого стиха и эпизода, вся мудрость и цельность этих величайших и беспримерных в истории человечества поэм могли быть написаны не на историческом и метаисторическом материале, но выдуманы (теми же апостолами ради проповеди их учения и т.п.) - под силу ли вообще создание таких текстов людям, пусть гениям?
Ярослав, а кто-то подобное заявлял? Обычно так говорят сторонники "мифологической школы". Кстати, те авторы, которых читал я, как раз "мифологистов" не жалуют. Чего стоит только Эрман Барт. (Этот библеист произвел на меня самое большое впечатление.) В своей книге "А был ли Иисус?" Эрман камня на камне от "мифологистов" не оставляет.
Для справки:
Барт Эрман (англ. Bart Denton Ehrman; род. 5 октября 1955) — американский библеист, профессор религиоведения Университета Северной Каролины, доктор богословия, автор 30 книг, в том числе трех учебников. Научные интересы: текстология Нового завета, историческая личность Иисуса Христа, развитие раннего христианства. В своих работах аргументирует, что Иисус — реально существовавшая историческая личность и проповедник скорого апокалипсиса, часть книг Нового Завета написана не апостолами, а неизвестными авторами, а сам состав канона Нового Завета обусловлен социальной борьбой среди первых христиан... (Википедия) Между тем сам Эрман начинал свою карьеру ученого как убежденный евангелист, сторонник того, что Библия - не литература, мифология и т.п. - а прямые откровения Бога человеку. Новый Завет исторически достоверен. Сами понимаете, разве может Бог врать (такое даже и представить страшно). Однако в процессе своих многолетних научных исследований Эрман утратил свою христианскую веру, стал агностиком. "Вечный" оппонент Эрмана библеист Крейг Эванс, не утративший свой веру, как-то заявил, что Эрман и ему подобные потому утратили христианскую веру, что подходили к книгам Нового Завета слишком радикально-максималистически. Как к полной исторической достоверности всех описанных в Новом Завете событий. И пока Эрман и ему подобные глубоко не лезли в дебри библеистики, они простодушно верили. Но как только их вера подверглась испытаниям знаниями, они ее утратили. И сколько таких?
Вот почему крайне важно понять, что Евангелия, книги Нового Завета - не хроника исторически достоверных событий, а, в первую очередь,
Миф и коллективное литературное произведение. Естественно, это Произведение (Миф) богодухновенно. Но писано оно человеками, порой с чисто человеческими целями того времени (уврачевать раскол и нестроения, напомнить об обетовании данные Израилю в Иисусе Христе и т.п.) Если совсем коротко -
в Библии слишком много человеческого. Но это никак не убирает факт богодухновенности текстов Писания.