Ушел из дольнего мира Виталий Александрович Шенталинский.
Ушел человек, связавший свою творческую жизнь с узнаванием и рассказом, с размышлением и словом о самых трагических, самых горьких судьбах в истории русской интеллигенции – судьбах репрессированных писателей.
Какое страшное – привычное, – но теперь уже как будто и постороннее, словно не о нашем прошлом! – сочетание слов: репрессированный писатель. Это значит – арестованный, выхваченный из опыта жизни, изъятый из общения и размышления, подчиненный государственной юрисдикции, преступившей заповеди и жестоко нарушившей нормы общественного договора. Это писатель убитый и забытый, оставшийся без попечения памяти, вычеркнутый из бытия культуры. Осмелившийся на свободомыслие, положивший честь свою за слово, не обугленное фразеологией захваченного в плен настоящего и беспамятного будущего.
Дела и рукописи репрессированных писателей – или их копии, как в случае с дневником М.А. Булгакова, – хранились в архивах на Лубянке с грифом «Совершенно секретно». Что могло помочь им вернуться?
Виталий Александрович Шенталинский работал в комиссии по творческому наследию репрессированных писателей. Благодаря его настойчивости и упорной работе были рассекречены литературные архивы КГБ и опубликованы хранившиеся там материалы о жизни и творчестве М.А. Булгакова, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, И.Э. Бабеля, О.Э. Мандельштама, М. Горького, М.А. Шолохова.
Эти архивы легли в основу трех книг Виталия Шенталинского: «Рабы свободы», «Донос на Сократа», «Преступление без наказания». Они имели огромный резонанс в мире и были переведены на девять языков в десяти странах.
Он точно указал на их жанр – документальная повесть. Жанр вобрал в себя многое: натиск революции, ее нравственную несовместимость с идеей русской истории, ее противоборство с поэзией и литературой, когда «лозунги разлетались как шрапнель» и речи вождей следовали друг за другом. Жанр потребовал скупого на эмоции и предельно точного слога – и он был найден. Найден ради того, чтобы ослабить тяготение эпохи, не дать забыть оборванные ею жизни и судьбы, прояснить наше политическое недоумение и страхи.
Соприкосновение с такой темой – уже подвижничество, заслуги Виталия Шенталинского в преодолении ее тягот и материалов огромны. Его книгам веришь, они воскрешают человечность, и память о нем сохранят все, кто ищет истины и ее спасительного блага.
Царствие Небесное и вечная память!
Виталий Шенталинский хорошо знал Аллу Александровну Андрееву и помогал ей в издании стихотворений Даниила Андреева. Он откликнулся на выход в свет книги Б.Н. Романова «Вестник или жизнь Даниила Андреева».
Провожая его, прислушаемся к его слову.
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=1451.0