Роза Мира - эпоха синтеза
Презентация книги Бориса Романова «Вестник, или жизнь Даниила Андреева»

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

"Вестник другого дня":

ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ ЛИТЕРАТОРОВ КНИГИ БОРИСА РОМАНОВА "ВЕСТНИК, ИЛИ ЖИЗНЬ ДАНИИЛА АНДРЕЕВА"

Презентация проводилась Клубом книголюбов им. Е.И.Осетрова (ЦДЛ) в Малом зале ЦДЛ  16-го мая 2011 г.
Вёл вечер Андрей Михайлович Турков
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F3%F0%EA%EE%E2
http://magazines.russ.ru/authors/t/turkov/)
Он же выступил со вступительным словом.

Фото 1.   Вступительное слово Андрея Туркова

 

Фото 2 - фото 5.  Борис Романов и Андрей Турков



 Затем на сцену выходили

1) поэт-переводчик Сергей Зенкевич
(псевдоним - Сергей Нещеретов
 http://www.vekperevoda.com/1950/nescheretov.htm)

Фото 6. Сергей Зенкевич.

Вступительное слово Андрея Туркова (окончание). Выступление Сергея Зенкевича.

https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/110516/01.MP3

 

2) Чуков Борис Владимирович -
"русский востоковед. Арестованный за протест против советских действий в Венгрии (1956), находился в начале 1957 с Д. Андреевым и Р.С. Гудзенко в одной палате Центрального института судебной психиатрии им. В.П. Сербского. "
 - АЭ


Фото 7 - фото 9. Борис Чуков.




Выступление Бориса Чукова

https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/110516/02.MP3

3) Евгений Потупов - главный редактор "Брянской учительской газеты",
"автор очерка о Д. Андрееве «Мечта моя будет – в стихе, дух в небесном скитанье…» [324] и организатор Андреевских чтений в Трубчевске. "

Фото 10 - фото 13. Евгений Потупов




Выступление Евгения Потупова

https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/110516/03.MP3

4) Виталий Шенталинский - писатель, историк
(http://magazines.russ.ru/authors/s/shentalinskij/)


Фото 14 - фото 17. Виталий Шенталинский




Выступление Виталия Шенталинского

https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/110516/04.MP3

С заключительным словом выступил автор презентуемой книги
 Борис Николаевич Романов
 (г. Москва; р. 1947), русский поэт, эссеист, критик, переводчик, составитель поэтических антологий, издатель.



Фото 18 – фото 21.  Борис Романов



Выступление Бориса Романова

https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/110516/05.MP3


Аудитория (в основном, писательская) слушала весьма заинтересованно, зал был, практически, заполнен.

Фото 22 – фото 24.  Зал



По окончании презентации автор, естественно, подписывал желающим приобретённые экземпляры книги.

Фото 25.  Б. Романов подписывает книги



Фото 26.  За автографами


Огромное спасибо Юрию Рахманову за фотосъёмку  и Ирине Мясковской за аудиозапись презентации .


И в конце вечера произошло со мной и моим спутником небольшое чудо: Юрий решил сделать снимок с автографом автора, кто-то подсказал ему, у кого имеет смысл попросить предоставить подписанный экземпляр. И только разбирая фотографии, готовя данный материал, я обнаружила, кому предназначалась книга: суть в том, что заснятую книгу Б. Романов передавал в дар Левенку Олегу Протасьевичу, чьё имя должно быть хорошо известно тем, кто любит Даниила Андреева и его творчество. А женщина, позволившая сфотографировать книгу, была внучкой Левенка.

Фото 27. Книга


Фото 28. Надпись




                                                                                   Фотографии выложила КАРР,
                                                                                                       аудиофайлы выложил Евгений Морошкин

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 31 Марта 2015, 01:05:38, ВОЗ»

Такие попытки я всё же числю по линии андрееведения. В нем у авторов могут быть разные ролевые функции, но все они работают в общую копилку. В АЭ категория "андрееведение" имеет с десяток подразделений, найдется среди них подходящее и для Вашего репортажа.


Дорогая леди КАРР! Поздравляю Вас с удачным дебютом в жанре репортажа и с посвящением в "андрееведы":). Желаю новых достижений на этом пути.
МАБ.

МАБ

Дорогая Татьяна!

Спасибо Вам за этот репортаж, подробный и исчерпывающий. 

И очень удачный!

Судя и по Вашим оценкам, и по фотографиям, презентация книги Бориса Романова  о Данииле Андрееве стала  настоящим событием. Событием, которое собрало много людей.  Наверняка, очень интересными были все выступления.  На вечере выступил и Борис Чуков,  – он довольно редко  выступает, - но издание книги Бориса Романова  привело его в ЦДЛ на презентацию жизнеописания Даниила Андреева. Он действительно один из немногих, - если не единственный, - кто лично знал Даниила Леонидовича.
 
Я очень сожалею, что не могла быть на этом вечере!

Размышляя о проведённых в этом году двух вечерах памяти Даниила Андреева, вновь и вновь перечитывая книгу «Путешествие с Даниилом Андреевым», я прихожу к мысли о том, насколько важным и серьезным   оказалось накопление фактов и размышлений о жизненной судьбе  Даниила Леонидовича.

Жизненная и творческая судьба Даниила и Аллы Андреевых,  - глубочайший символ соборной трагедии культур, пережитой всеми народами России в эпоху советской власти. Но творчески они проживали это время так, что сумели овладеть этим временем, а значит, задать его смыслам  новые измерения и новые образы.
 
Несомненным для меня остаётся и то, что именно музыкальные отклики на творчество  Даниила Андреева на сегодняшний день остаются наиболее полноценными и глубокими, приоткрывающими истины его поэтического мира.  Нельзя не видеть, что именно они дополняют и углубляют художественно-литературное постижение его жизненного пути. 

Наверное, в этом есть свой провиденциальный смысл! Не в рационализме философии и психологии, но в глубине мелоса, соединяющего музыку и слово, можно отыскать ключи к творчеству и пути к постижению поэзии и жизненного кредо Даниила и Аллы Андреевых.

                                                                                                                                Ирина Николаева


«Последнее редактирование: 29 Мая 2011, 13:13:14, Ирина Николаева»

Поздравляю Вас с удачным дебютом в жанре репортажа и с посвящением в "андрееведы":).

Благодарю, МАБ.
Хотя и жанр это - не мой, и трудно дался первый опыт.
Просила даже Ярослава помочь-посоветовать - отшутился. :)
И "-ведом" кого-то и чего-то вряд ли стать смогу - не те мозги. :)
Но рада очень Вашей оценке.

Путинцева Т

Ирина, спасибо за глубокий ответ-размышление.
У Вас каждый абзац - "многопластный", и концентрация мыслей и образов в нём высока.
Каждый абзац - обдумывать нужно, пласт за пластом.

Жизненная и творческая судьба Даниила и Аллы Андреевых,  - глубочайший символ соборной трагедии культур, пережитой всеми народами России в эпоху советской власти. Но творчески они проживали это время так, что сумели овладеть этим временем, а значит, задать его смыслам  новые измерения и новые образы.

а)"...соборная трагедия культур..." -  определение точное и ёмкое, и... звукопись словосочетания просится стать стихом :)
б) я подозревала, что культура и творчество позволяют человеку жить вне временного потока.
А у Вас - глубже: они "сумели овладеть временем" и даже "задать его смыслам  новые измерения и новые образы". Ох, так ли? Если бы - так...

...именно музыкальные отклики на творчество  Даниила Андреева на сегодняшний день остаются наиболее полноценными и глубокими, приоткрывающими истины его поэтического мира.  Нельзя не видеть, что именно они дополняют и углубляют художественно-литературное постижение его жизненного пути.

 Здесь мне придётся поверить Вам на слово (вследствие моей музыкальной неразвитости).
Можно надеяться всё же, думаю, что живопись и слово "подтянутся" к достижениям музыки со временем - в области постижения и освоения философско-образного мира ДА.


Наверное, в этом есть свой провиденциальный смысл! 

Да.
(Хотя меня это несколько пугает).

Не в рационализме философии и психологии, но в глубине мелоса, соединяющего музыку и слово, можно отыскать ключи к творчеству и пути к постижению поэзии и жизненного кредо Даниила и Аллы Андреевых.

Философское постижение миропостроения "по Андрееву" только-только началось, имхо.
Наука, естественно, более осторожна и медлительна, её инструментарий привязан ко времени, обусловлен им.  Для музыки же - нет  временнЫх границ.
...Ой, думать и думать над этим...

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 29 Мая 2011, 16:59:34, КАРР»

Спасибо, Татьяна, за доброжелательный отклик. Это довольно неожиданно.
Но, честно говоря, я и сама часто думаю о том, что меня, наверное,  трудно понимать.
Жалею, конечно, об этом.
Но изменить мало что могу: так я вижу мир и так я чувствую его ритм, его историю, на которую накладывается пульс сегодняшнего дня. 

"...соборная трагедия культур..." -  определение точное и ёмкое, и... звукопись словосочетания просится стать стихом :)

Возможно, Вы правы, - про стихи. Но, обдумывая возможность высказаться именно так, я учитывала более простые  вещи. И прежде всего то, что участие в процессах революции для каждого народа России было большим, чтобы не сказать огромным, испытанием, - испытанием его витальных и духовных сил.

Идеи революции не могли не найти отклика в глубинах национальной жизни каждого из них, это очевидно. Они апеллировали к чувствам, формирующим общечеловеческие смыслы жизни, - социальной справедливости, равенству, братству. Но не менее очевидно и то, что для властных органов революции эти чувства оказывались лишь инструментом организации насилия  над уже накопленным трудом, опытом и благом народной жизни. А это значит, что насилие стало основным инструментом изменения всей природы социальных отношений и их разумных смыслов. Разве это не трагедия культуры?

Мне кажется, что каждый народ хранит свой, личностно заданный опыт, который он вынес из этого исторически трагического периода времени.  Можно ли считать его общим?  На мой взгляд, и да, и нет. А это значит, что он соборный. Просто я как бы расширяю религиозное значение этого термина, придаю ему смыслы, значимые для описания исторических процессов. 

В принципе эту мысль о «соборной трагедии культур» можно развивать. И тогда, возможно, мы сможем более глубоко оценить и, возможно, преодолеть тот трагически отрицательный опыт, который, в конце концов, на каком-то этапе только оправдывался «интернационализмом», постепенно лишённым своей подлинности. А на каком-то этапе для власть предержащих  такой "интернационализм" перестал быть инструментом достижения властных целей и просто был отброшен.

Я предполагаю, что Даниил Андреев, - как поэт, как писатель и мыслитель, - предвидел такое развитие исторических событий.  Размышляя об этом, я даже думала, что, наверное, термин «интеррелигия» - это и есть термин, объём и содержание которого, по мысли Даниила Андреева,  призвано восполнить отрицательные и уже лишённые своей подлинности смыслы термина «интернационализм».

Но прежде чем наполниться объемом и содержанием, то есть прежде чем стать полноценным и методически значимым термином социального познания, надо это  явление увидеть, подсмотреть  в реальности, описать его как чисто человеческий опыт и только потом оценить «интеррелигию» как возможный феномен. И вот об этом Даниил Андреев задумывался, работая над романом «Странники ночи».

Роман утрачен, но об этом его эпизоде совершенно отчетливо напоминает Алла Александровна в предисловии к изданию «Розы Мира» издания 1991 года. Она пишет:

 «В романе Даниила, погибшем на Лубянке, была сцена, которую я хочу рассказать.

Один из героев романа, индолог Леонид Федорович Глинский, руководитель подпольной группы московских мечтателей, возводящих невидимое здание духовного противостояния эпохе, - арестован.

Набитая разнородными людьми камера 1937 года на Лубянке. Допросы. Совершенно безнадёжное будущее – для всех одно. В этой же камере вместе с Глинским, находятся православный священник и мулла. Не говоря друг другу ни слова, эти трое по очереди молятся за всех остальных. Молча. Когда того, кто молится сейчас, ведут на допрос или он совершенно изнемогает, он взглядом передает свою молитвенную стражу одному из двух оставшихся.

Канонически это, конечно, недопустимо. Но я не думаю, чтобы нашёлся священнослужитель, осуждающий этих людей.

Я не сомневаюсь в том, что были священники, молившиеся за всех, а не только за православных. Эта сцена романа, - заключает Алла Александровна, - ключ к тому, что в «Розе Мира» неудачно названо «интеррелигией».

Вот такие размышления и заставили меня говорить о "соборной трагедии культур".

Пожалуй, сейчас я на этом  закончу свой ответ. Но потом вернусь к нему снова. Тема того стОит, имхо.

                                                                                                                   Ирина Николаева

                                                                                     

«Последнее редактирование: 30 Мая 2011, 10:31:35, Ирина Николаева»

а) Термин "соборная трагедия культур" я поняла именно так, как он раскрыт в Вашем развёрнутом объяснении, Ирина. Со всеми смыслами слова "соборность" - от религиозного до новгородского вече.
:)
И в этом словосочетании в самом деле мне услышалась звукопись "колокольного" оттенка - представьте громко произнесённые гласные звуки словосочетания - колокола звучат в тяжёлых "о" ("соборная"), отзвуки и удаляющиеся, затихающие и становящиеся выше тоном отзвуки первых ударов колокола в "аЕия"  ("трагедия") и завершающие удары - гулкое "у"  ("культур").
Случайность или не случайность, что часто глубокие мысли красивы и поэтичны в наиболее удачной форме выражения? 
б) Мне понимать Вас - приходить к пониманию - "причиняет" удовольствие (хотя, конечно, это не значит, что всегда понимаю Вас правильно. :) )
в) эпизод с молитвой в камере из утерянных "Странников ночи" мне известен.
И великолепная  книга Леонида Бежина "Даниил Андреев - Рыцарь Розы" с попыткой реконструирования "Странников.." у меня есть, и в книге  Бориса Романова тоже рассказано об этом эпизоде, и в выступлениях на презентации он упоминался.
г)... да, тема того стОит...

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 30 Мая 2011, 12:59:36, КАРР»

Случайность или не случайность, что часто глубокие мысли красивы и поэтичны в наиболее удачной форме выражения?
Абсолютная неслучайность. Красота формы и есть залог истинности и глубины смысла, её не подделаешь. Форма и есть не что иное, как застывшее содержание. (Красивость и красота - подделка и подлинник: имеющий очи да видит.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Татьяна, спасибо за отклик и особенная благодарность – за распознавание звуковой основы обсуждаемого нами термина. Я его не слышала, я чувствовала и искала здесь совсем иные ступени бытия. А Вы написали об этом звучании очень интересно, и задали самому термину какие-то совершенно новые для меня образные объемы. Очень неожиданные.

Странно только, почему Вы говорите о своей «музыкальной неразвитости». Я даже вопроса здесь не ставлю, потому что раз Вы так чувствуете и так чутко улавливаете звучание слова, то для Вас не может оставаться недоступной красота музыкальной мысли и образа. На мой взгляд, это какая-то ошибка восприятия и самооценки.

б) я подозревала, что культура и творчество позволяют человеку жить вне временного потока.
А у Вас - глубже: они "сумели овладеть временем" и даже "задать его смыслам  новые измерения и новые образы". Ох, так ли? Если бы - так...

Да нет, дело здесь не в глубине моих мыслей, а в серьезности и глубине  человеческой жизни,  осознании её личных и социальных обстоятельств, призвании и даре поэта-вестника, который не мог не чувствовать в себе Даниил Андреев, в который верила Алла Александровна.

Жизнь человека трагична, но трагедия эта преодолима, иначе не могло бы состояться никакой живой культуры и действительного творчества, которые позволяют человеку, как Вы справедливо, но, - на мой взгляд, - не совсем точно высказались, жить вне временного потока. Вне временного потока мы не живём, а только чувствуем и по силам нашей веры и познания признаём, что можем жить, что нам дано жить вне временного потока. Или, лучше сказать, что мы призваны жить и вне временного потока.  Поэтому и возникает эта метафора «овладения временем». Эта метафора, кстати, - не моё изобретение, а название книги Валериана Муравьёва, малоизученного и малоизвестного русского философа, который в 1924 году на свои средства выпустил книгу с таким названием, в которой размышлял о духовно-практических смыслах развития культуры.   

А вот то, что Даниил Андреев «задал смыслам времени новые измерения и новые образы» - в этом нет у меня никакого сомнения. Более того, я предполагаю, что в этом и состояло его  противостояние насилию времени над образом человека и замыслами о целесообразности его духовных возможностей, - насилию,  социально воплощённому во всей неумолимости власти. В этом был и смысл его творческих дерзаний ради того, чтобы найти и творчески оправдать выход из этой «железной мистерии». И он верил, что он этот выход нашёл. Хотя он сомневался и, переписывая уже на свободе Розу Мира,  вновь и вновь спрашивал себя о правомерности и значимости того, о чем думал и  что пережил.  И пришёл к согласию с собой. Об этом неоднократно свидетельствовала Алла Александровна. Просто я думаю, что мимо этих свидетельств нельзя проходить, их всегда надо учитывать, если всерьез думать о Данииле Андрееве и как о человеке своего времени, и как о поэте и мыслителе, призванного к преодолению его узких  железных оков.

Поэт, - и, видимо, не только он, -  всегда творчески осмысляет и время истории и жизни, и пространство земли, сознавая границы  их существования, но и не желая призвать их окончательность. Отсюда и творческая дерзость, присущая бытию человека, отсюда и его свобода, оправдания для которой он хотел бы обрести. Он их и обретает, пускаясь в пространства иного бытия.  Иначе поэзия замыкалась бы в игре слов, а она по самому существу этой игрой дышит и живёт  - ради того, чтобы услышать вот этот шум иного замысла о мире и жизни, различить его  подлинность в звучании слова. И тем самым преодолевает старое, глаголом и метафорой открывает для себя и своего сердца иное, делает его  формы и образы явным для всех. Философски задуманная метафора овладения временем здесь очень уместна, на мой взгляд. Иначе не было бы этой чУдной возможности отделять зёрна от плевел, взращивать древо культуры, радоваться о его цветении и распознавать и горечь, и сладость его плодов.

 Спасибо, Ярослав, и Вам за отклик внимания и понимания.

Красота формы и есть залог истинности и глубины смысла, её не подделаешь.

Не могу не согласиться с Вами. Более того, скажу, что в этой сфере поиска единственно необходимой красоты формы и, видимо, только в ней, поэзия и философия и совпадают, опираясь на общность своих потенциальных возможностей. Возможно, что не всякий язык с этим справляется. Или справляется, но очень по-разному.

Я, пожалуй, на этом закончу, но буду рада, если продолжение последует.

                                                                                                              Ирина Николаева

«Последнее редактирование: 01 Июня 2011, 10:47:10, Ирина Николаева»

В Библиотеке в формате pdf размещена книга Бориса Романова
"Даниил Андреев (повествование в двенадцати частях)".
Второе издание, исправленное и дополненное.
В Галерее создан альбом из 85-ти фотографий из книги Б. Романова.
Также в формате pdf в Библиотеке размещено
Собрание сочинений Даниила Андреева в четырёх томах,
вышедшее в печати к 100-летию со дня рождения поэта.

Все материалы были переданы редакции портала "Воздушный Замок" Б.Н. Романовым с разрешением их публикации.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 30 Марта 2015, 20:14:14, ВОЗ»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика