Антон, интересная может получиться параллель: если Вы примените тот же самый подход к современности (проведёте мысленный эксперимент с увеличением временной дистанции на несколько веков), то оценки событий будут примерно те ми же; например:
Тогда уже не оставалось хороших вариантов. То, что получилось, было отнюдь не самым плохим развитием событий...
Итак:
Не так.
А "так" зависит исключительно от нашего
отношения.
Поясню: рассматривая историческую картину, мы имеем дело не с какой-то объективной и единой для всех действительностью, но с Мифом. То есть - фактор нашей субъективности в понимании СМЫСЛА описанных историками событий увеличивается по мере формирования самого Мифа. Мы наблюдаем исторические панорамы во
внутреннем мире, а не во внешнем. Причём - через взаимодействие с внутренними мирами тех историков, которым доверяем (чувствуем с ними духовную близость).
Кто такой пророк? Это человек, способный прозревать становящийся исторический Миф в современности... А этот Миф и есть Божий Замысел в пределе.
То же случилось и с античностью, и со средневековьем. То же будет и с наступающей Новой Эпохой...
Увы. "Пока человек не изменится физически."
Но если мы
мифологически прозреваем Новую Эпоху как Розу Мира, то главным противостоянием в ней и будет (и не может быть иначе!) противоборство духа Розы Мира (духа отношения и диалога) и духа родонизма (духа системы и объективации).
Но пока люди видят в этих символах (Роза Мира, родонизм и т.п.), если с ними сталкиваются, исключительно мелочные противостояния каких-то рм-форумов, их персоналий и т.п. или литературные метафоры. Порою руки опускаются... Но по-другому и не было никогда. Да и не будет в царствии
князя мира сего.
Выпью первую стопку в Новый Год за успех нашего безнадёжного дела!..
Людмила, архитектура свидетельствует о
взаимоотношениях религии и культуры, с одной стороны, и с другой - об их
взаимоотношениях с государством (сейчас ещё и новая сущность добавилась - глобальная Система).
Интегральный вектор таких взаимоотношений виден на протяжении нескольких веков. Аз многогрешный о нём слово молвил.
Архитектура свидетельствует о таком взаимоотношении великих сущностей человеческого мира (религии, культуры, государства)
изнутри своего времени. Интегральный вектор - вырождение протестантской архитектуры в небоскрёбы, и он, на мой взгляд, заложен уже в
самом духе Реформации. Ни католичество, ни православие, сами по себе, в современную архитектуру (антикультуру) не выродились бы. Равно как и индуизм, буддизм, ислам и другие религиозные культы и культуры. Это исключительно протестантская воля, её пафос - в пределе*.
*
См. замечательную книгу Ф. Н. Козырева "Обморок либерализма" (альтернативное название: "Путями Кальвина"; параллель с волошинской поэмой "Путями Каина" просматривается без очков).