Иконология и иеротопия
Протестантская иеротопия

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #46 : 22 Декабрь 2020, 22:53:35 »
Допустим. Тогда получается не имеющим никакого смысла тот факт, что в Романо-Католическую метакультуру вошли народы, исповедующие католичество. А в Северо-Западную - протестантизм.

Если мы допустим, что Северо-Западная метакультура существовала за тысячу лет до Реформации, то вопрос этот нужно задавать иначе. Почему протестантизм охватил исключительно народы Северо-Западной метакультуры? Вернее: победил только у них в итоге? Мне видится, что в наступающей эпохе гуманизма Северо-Западная метакультура не могла выполнить, возложенную на неё миссию, оставаясь в лоне католицизма. Кроме того, гуманизм пробуждал национальное самосознание, которое входило в конфликт с католицизмом, запрещающим богослужение на национальных языках.

И остаётся открытым вопрос: есть ли религиозное целое, что мы именуем "протестантским", или это набор ничего общего не имеющих между собой систем?

Религиозного Целого у них нет. А вот культурное родство между всеми протестантскими церквами безусловно есть. Порождённые гуманистическим сознанием, которое готово дерзнуть на толкование основ христианской религии, протестантские церкви едины в стремлении понять разумом то, что постигается только сердцем.

В любом случае, это допущение переводит появление феномена "протестантизм" (если мы такой феномен всё-таки признаём реальным, а не фантомным) в разряд эмпирической случайности: если бы Лютер знал - получилось бы одно, а если не знал - другое.

Неслучайные случайности. Значит, так было надо, чтобы Лютер не был знаком с восточным христианством.

Свобода не просто право, а обязанность каждого

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #47 : 28 Декабрь 2020, 13:04:02 »
протестантские церкви едины в стремлении понять разумом то, что постигается только сердцем.

Очень распространенное заблуждение. Я и сам долго так думал, пока не стал, уже в последние 5-10 лет изучать протестантизм более предметно и отчасти изнутри. Кажется  что степень рациональности должна быть обратно пропорциональна внешней декоративности и внутренней мистериальности службы, т.е. должна возрастать в ряду: православие - католичество - протестантизм. Католичество все же ближе православию (так кажется), а в протестантизме воздействие на эмоционально-мистическом уровне меньше всего - все идет через тексты и проповеди, т.е. словесное убеждение.

Но на самом деле все сложнее. Самая рациональная из трех конфессий - это католичество. Со времен Фомы Аквинского именно в католичестве принимается, что все божественные истины понимаемы разумом. Это именно Фома держал в одной руке Библию, а в другой - Аристотеля и придавал им сопоставимое значение невзирая на наличие явных противоречий между ними. Это именно католики придумали пятиуровневую систему интерпретации Библию и сложную структуру загробного мира, удовлетворяющую здравому смыслу и требованиям логики.

Протестанты со всем этим покончили. Догматика была сильно упрощена и осталась на уровне  катехизиса (книга Даффи это хорошо объясняет). Кальвин открыто ставил на первый план прямое прочтение Библии и её восприятие сердцем. Протестантские проповеди заполнены не логическими умозаключениями, а эмоциональной риторикой. Они расчитаны больше на впечатление, чем на убеждение.  В основе веры у Кальвина лежит прямое видение истины, т.е. интуитивно-мистическое постижение, а не логическая аргументация. Считать Библию основой веры еще не означает само по себе быть рациональным. Крайний пример нерациональности протестантов - это церковь Пятидесятников, которая вообще не интересуется догматикой. С другой стороны, Свидетели Иеговы, которых можно назвать рациональными, к протестантизму не относятся - это совсем отдельная группа.

Основное различие между православным и протестантским типами "просветления" состоит не в степени рациональности, а в степени спонтанности. В православии "просветление" - это итог длительной практики, конечный пункт долгого пути, а в протестантизме  - это начало веры - начальная точка пути - бесплатный дар Божий и признак предопределенности к спасению (которое может быть и утеряно).

Говори что думаешь, но думай что говоришь

« #48 : 29 Декабрь 2020, 00:34:26 »
протестантские церкви едины в стремлении понять разумом то, что постигается только сердцем.

Очень распространенное заблуждение. Я и сам долго так думал, пока не стал, уже в последние 5-10 лет изучать протестантизм более предметно и отчасти изнутри. Кажется  что степень рациональности должна быть обратно пропорциональна внешней декоративности и внутренней мистериальности службы, т.е. должна возрастать в ряду: православие - католичество - протестантизм. Католичество все же ближе православию (так кажется), а в протестантизме воздействие на эмоционально-мистическом уровне меньше всего - все идет через тексты и проповеди, т.е. словесное убеждение.

Андрей, а меня лютеранская архитектура заставила сомневаться в этих заблуждениях. Западная ментальность у лютеран проявляется в строгой иерархии идей, и на первый план выдвигаются более "практичные" идеи о Спасении как смысле жизни человека. Воплощение этой главной для них идеи довольно бесхитростно, просто, но впечатляюще.
Напротив, православные храмы всегда многозначны, многословны, а идеи выявляются более возвышенные, всеобъемлющие, чаще как выражение  представлений о Боге, что выразить в архитектурных формах намного сложнее.
У других протестантов, если судить по архитектуре, мистика уже окончательно потеряна, осталась только рациональная необходимость в помещении для проповеди, поэтому это обычные здания для собраний, не более того.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #49 : 29 Декабрь 2020, 01:36:47 »
У других протестантов, если судить по архитектуре, мистика уже окончательно потеряна, осталась только рациональная необходимость в помещении для проповеди, поэтому это обычные здания для собраний, не более того.

Думаю, у протестантов не стоит судить о мистике в их жизни по зданиям. Вся суть моей концепции протестантской иеротопии состоит в том, что сакральность переносится из церквей в иные сферы (например, дом). Но остается чисто личная мистика не связанная ни с каким пространством, сфера личного общения с Богом, построенная на личной вере и не особо зависящая от архитектуры. Ведь православные отшельники тоже жили не в красивых храмах, а где придется: в пещерах, грубо сколоченных избушках и т.д. Красота вообще не обязательно сопутствует религиозному чувству. Иногда сопутствует,  а иногда и нет - или даже противоречит.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 29 Декабрь 2020, 01:41:26, Андрей Охоцимский»

« #50 : 29 Декабрь 2020, 22:04:01 »
Вся суть моей концепции протестантской иеротопии состоит в том, что сакральность переносится из церквей в иные сферы (например, дом).
Да, так и есть. Отсюда красивые и ухоженые интерьеры, культ современного дизайна. Но это - не сакральность, а быт. В процессе переноса сакральность иссякла.

Но остается чисто личная мистика не связанная ни с каким пространством, сфера личного общения с Богом, построенная на личной вере и не особо зависящая от архитектуры.
Андрей, наоборот : архитектура зависит от личной веры. Если есть хоть только ма-аленькое зернышко общения, то радость выливается в архитектурных формах, и не сдержать эту радость никак. А нет богообщения, только говорильня - проповедь об этом, то и нет архитектуры.

Ведь православные отшельники тоже жили не в красивых храмах, а где придется: в пещерах, грубо сколоченных избушках и т.д. Красота вообще не обязательно сопутствует религиозному чувству. Иногда сопутствует,  а иногда и нет - или даже противоречит.

Не могу согласиться. Есть только одна совершенная Красота - Пресвятая Троица. Эту красоту стремится выявить церковное искусство и этой красотой наполнено Священное Писание. Поэтому, не может быть веры без красоты. Не надо путать Красоту и безжизненную красивость.
Да, красоту отрицают рационалисты-протестанты, так как потеряли веру. И такие "слепые" есть среди отшельников, которые самоутверждаются в своем отшельничестве, даже едят только испорченную пищу. Но это ересь, а не аскеза.
Почему пещера должна быть лишена красоты ? А грубо сколотить избушку можно тоже по-разному, было бы желание. Норвежские храмы сколочены совсем не так, как русские. А начиналось все с избушек.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 29 Декабрь 2020, 22:15:01, Людмила Клешнина»

« #51 : 03 Январь 2021, 19:24:28 »
Андрей,

Я отвечу пока здесь, а модераторы могут перенести в более надлежащую тему, если таковая имеется.

С огромным удовольствием прочёл вашу статью "Горы в европейской культуре Нового Времени". Много нового для себя в ней открыл. В частности, начало меняться моё отношение к Жану Кальвину. Человек, настолько высоко ставящий природу, умеющий ею восхищаться и возводящий её к категориям совершенства изначального творения Божиего, несомненно достоин признательности и почтения. Думаю, справедливо сказать: любовь к природе покрывает множество грехов!

Моя собственная мотивация походов в горы по большей части также хорошо ложится в озвученную вами схему. Желание приблизиться к небу, необычные физические и психологические состояния, изгоняющие из ума навязчивую суету, потрясающие воображение просторы и красоты, и, наконец, надежда на "рандеву с Богом" в той или иной форме. Ведь, в горах всё непредсказуемо. Каждый раз ты идёшь, будто на "малый суд Божий" -- там всякое может случиться! И молитва там иная и то, что ты слышишь в ответ ей, иное, и результат самих событий свидетельствует, как бы, о текущем состоянии твоих отношений с Богом. Это грозное счастье, которое редко где ещё на Земле можно обрести.

Желаю вам также продолжать горную тематику -- например, рассмотреть отношение к горам на Востоке -- ибо это один из величайших порталов, позволяющих человеку хотя бы чуть-чуть сделаться причастником иной жизни.




ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #52 : 03 Январь 2021, 19:59:36 »
Спасибо, приятно слышать, что статья про горы вызвала резонанс. Тема гор в восточном искусстве получила продолжение в следующей статье про облака. Статья уже написана, вот рукопись (про китайский пейзаж там в конце). Когда горы касаются облаков - это как бы соприкосновение земного с небесным.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 04 Январь 2021, 10:43:18, Андрей Охоцимский»

« #53 : 05 Март 2021, 23:48:25 »
Андрей,

Не появилось ли каких-либо новых статей о символизме гор в восточных культурах (индийской, китайской, арабской, еврейской итд)?



ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #54 : 07 Март 2021, 08:40:22 »
У меня нет, а вообще? Я обычно собираю статьи по той теме, которой занимаюсь в данный момент, а горами я в данный момент не занимаюсь. Попробуйте прямолинейный интернет-поиск - он выдаст новое - сейчас все публикации так или иначе есть в сети.

Говори что думаешь, но думай что говоришь


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика