Хорошо, давайте ещё раз — подробно и по пунктам:
Вы забыли добавить, что и Сергей Борчиков описал свой опыт
Вы описали
метод, а не опыт. Метод, который может быть перенесён на мышление вне зависимости от его личностного и конкретного (неповторимого) содержания, более того —
абстрагирование от конкретного содержания и принципиальная повторимость метода и являются его содержанием (описанное «дедуктивное мышление» и т.п.) Важен алгоритм, которым может пользоваться любой, при определённом образовательном цензе.
А в настоящей теме Вы сосредоточились на «главном диагнозе», который сами и поставили:
Мой диагноз: пока мы лишь ГОВОРИМ О… каких-то особенностях мышления (объемного или дедуктивного), но так ли уж сразу демонстрируем эти особенности в своем сказе.
С таким же успехом можно поставить тот же диагноз каждому, кто что-то сказал, например, об искусстве или на религиозную тематику: «а продемонстрировал ли ты искусство и веру в своём сказе об искусстве и вере?» Далее пошла обычная игра с отдельными фразами, уводящая от основной темы в бесконечные споры о словах. Такой
способ ведения диалога я и назвал «софистикой».
И я еще постоянно отмечаю, что мой опыт полностью основывается на опыте Декарта.
Метод или опыт?
Опыт (по крайней мере тот, которому посвящена тема) уникален, он
не может быть основан на чьём-то опыте, но только
пережит в своей неповторимости. Вы же говорите о
механизмах, которые можно обобщить, перенести с одного личного опыта на другой и повторить.
А какой-нибудь имярек, прочитав наши диалоги, аналогично воскликнет: "Мне вообще не интересен ни опыт Ярослава, ни опыт двух Сергеев вкупе с Декартом". И что?
Сергей, Вы вновь передёргиваете: я сказал, что мне перестал быть интересен
Ваш метод ведения диалога. Вы же приписываете мне высказывание, что мне неинтересен Ваш
опыт. И уже на этом высказывании, которого я не делал, строите всё остальное.
Но тогда вряд ли можно говорить не то что о соборном, но даже и о коллективном сознании
А кто говорил о
коллективном сознании? Что это вообще такое — коллективное сознание в применении к человеческому творческому коллективу? О коллективном сознании можно говорить в отношении муравейника или пчелиного роя, с некоторой натяжкой — об армейских подразделениях, но никак не о коллективном творческом организме, состоящем из свободных художников. Речь была о коллективном (в идеале — соборном)
творчестве (а не о
сознании) — о некоей совокупности индивидуальных граней Целого, находящихся друг с другом в нелинейных взаимосвязях. Также речь была о некоем Солярисе, который никаким
коллективным сознанием не является, хотя и имеет соборную природу.
Почему бы ни обобщить наши четыре опыта?
А мы что тут делаем в меру сил? Для обобщения опыта необходимо первое условие — искреннее желание
понять чужой опыт, а не продемонстрировать свой философский инструментарий, используя как повод для такой демонстрации отдельные фразы из описания чужого опыта. Всё зависит от первичной целевой установки воли и от того, от
какого диалога и
за счёт чего участвующий в нём получает удовлетворение. Ещё раз повторю (т.к. имею основания предполагать, что в моём высказывании будет подменено ключевое слово): меня не Ваш
опыт перестал занимать, но Ваш
метод ведения диалога.
Этот метод по преимуществу следующий:
1. Вырываются отдельные фразы, позволяющие с одной стороны продемонстрировать на них своё превосходство над оппонентом во владении философским инструментарием (это делается с видимым смирением и не грубо, но слишком часто, чтобы можно было не заметить), а с другой стороны — такой приём позволяет увести существо темы в сторону, если это существо почему-либо не нравится.
2. В отдельных фразах, вырванных из контекста,
подменяются ключевые слова, что самим высказываниям придаёт либо карикатурный оттенок, либо ложный смысл. И потом уже эта карикатура и этот ложный смысл опровергаются со «снисходительно-добрым» философическим видом. (В данном случае были заменены слова: «метод» на «опыт» (несколько раз) и «коллективное творчество» на «коллективное сознание».)
Я неоднократно показывал Вам на конкретных примерах,
какой способ ведения диалога меня перестал устраивать. Прежде всего по причине
нечитабельности таких текстов (они быстро утомляют и ничего не дают содержательного, кроме наблюдения за полемическими приёмами). Я владею такой техникой, но есть и более действенные приёмы (хотя болезненные) — сарказм, например. Но я не хочу устраивать здесь ни показное ристалище, ни собственное победоносное торжество.
Я отношусь к Вам, Сергей, с большим уважением и по-человечески тепло. Я Вам благодарен и за Ваше неравнодушие, и за Вашу энергию, и за прошлое наше совместное творчество, и за Ваш раздел, и за добрые слова о нашем ресурсе на других площадках, и за то, что Вы пригласили сюда других людей. Но Ваш превалирующий в последнее время
способ ведения диалога меня перестал занимать, а
не Ваш опыт, Сергей, не Ваши идеи и мысли, даже не Ваш стиль философствования. И в авторском разделе «Философия синтеза» я поэтому больше не буду Вам мешать вести диалог так, как Вам комфортнее, чтобы не провоцировать Вас. Но в других разделах — извините: это уже наша традиция и наша атмосфера, которые создавались
другим форматом диалога, несовместимом с целым рядом полемических приёмов, что Вы используете.