Ярослав, Вы часто употребляете слово "гуманизм" как характеристику, этикетку своего рода, для западной культуры. По-вашему, это синоним слов "секулярность" или "обмирщение"? Т.е. гуманизм противопоставляется чему? Религии?
Почему для «западной культуры»? Андрей, Вы вновь пытаетесь ввести дискурс в линейный бинар противопоставления западной и русской культур. Я не вижу никакой конфронтации между ними: обе культуры, как и все культуры, взаимно обогащают и дополняют друг друга.
Термин «гуманизм» употребляется мною так, как он сложился в философии истории (по крайней мере в той, с какой я знаком). Была античная эра, средневековье, гуманизм — это имя исторической и культурной эпохи. Философскому осмыслению гуманизма (и кризиса гуманизма) посвящены десятки серьёзных трудов, в т.ч. русских философов. Гуманизм ничему не противопоставляется: как любая эра, он имеет свой смысл, своё начало, свои взлёты и свои падения, свой кризис и свой конец. Это этап в развитии христианской цивилизации.
«Секулярность» или «обмирщение» — это атрибуты гуманистической эры, но не её синонимы. Афористическое определение гуманизма: «человек — мера всех вещей», — унаследованное от античной философии. Чтобы раскрыть термин «гуманизм» вполне и дать исчерпывающие характеристики ему, нужно писать диссертацию, с цитатами и анализом десятков книг, посвящённых этой теме.
Да, это Вы меня уели.
Отнюдь. Вы обвинили меня, что я Вам приписываю мысль, которую Вы не писали и даже не думали. Пришлось защищаться. И спасибо за то, что Вы помогли раскрыть эту мысль так, чтобы мы её правильно поняли (что касается контекста, то в обеих цитатах есть ссылка на посты: можно восстановить в памяти весь контекст).
я верю, что существует русский стиль в философии
Не только стиль. Русская религиозная философия — это новое слово в философии, раскрывающее новые смыслы и понятия. Например, понятие «соборности». Русская философия преодолевает и разрешает многие противоречия кантовской и гегелевской философии, а также экзистенциальной секулярной философии 20-го века. Русская философия — это христианский экзистенциализм,
философия нового религиозного сознания. Также русская философия историософична и мифологична, что сближает её с библейским типом философствования и отличает от типа построения философем на абстрактных понятиях.
Слово "мессианический" у меня вызывает раздражение, потому что за ним обычно следует идея о превосходстве русских над другими народами, грядущем русском мировом лидерстве и т.п.
Из
христианского мессианизма ничего подобного не следует. Наоборот — жертвенность следует, а не гордыня.
Русский мессианизм — это реальность. Она может раздражать, но отменить её нельзя: это неотъемлемое свойство входит в онтологическую глубину русской души (сейчас модно говорить «менталитета»). Всё своеобразие Российской империи и СССР коренится в русском мессианизме; сам пафос строительства коммунизма — пусть извращённый, но именно мессианизм. Мы об этом как раз говорили в теме, откуда взята вторая Ваша цитата — об «имперском духе русской культуры». Русские создавали империю, где центр больше отдавал, чем брал, а «титульная нация» жила беднее «колоний», несла основную тяготу имперского строительства, — и эти «странности» вытекают впрямую из укоренённого в русской душе мессианизма и его
жертвенного характера.
Гордыня, самоутверждение — это общечеловеческие грехи, от таких искушений несвободен ни один творческий организм, ни один народ, ни одна культура, ни один талантливый человек. Уличить в гордыне можно любого художника и заставить его постоянно оправдываться: мол, не только самоутверждением движим. И пойди докажи, что ты не верблюд (удаётся только верблюдам).
Без мессианизма не может существовать ни один великий народ, ни одна великая культура, ни одна мировая религия. (Под величием понимается вовсе не лидерство или превосходство, но масштаб.) Как раз гордыня в меньшей степени свойственна русскому мессианизму, чем, например, еврейскому, германскому или англо-саксонскому. Но ведь из-за присущей тому же еврейскому мессианизму гордыни, как его изнанки, нельзя перечёркивать богоизбранность и грандиозную одарённость народа, давшего миру три религии, которые стали закваской для создания величайших культур и цивилизаций.
Русским присущи больше другие грехи, нежели чувство превосходства и национальная гордыня. Интеллектуальный расизм (и вообще расизм) совершенно чужд русскому мессианизму, в отличие, например, от англо-саксонского типа. Наши грехи — это изнаночная сторона русской широты, русской отзывчивости и жертвенности: страшное свинство и неуважение к своим богатствам и своим талантам, например. Замечательно раскрыто это русское свинство Лесковым в притче «Левша» — сравнительно с английским типом мессианизма как раз. Не было бы мессианизма, не было бы и его изнанки. Таков наш мир.
Идеи о превосходстве русских я считаю крайне опасными и антихристианскими, поскольку христианство учит смирению и не выпячиванию своего "я".
Безусловно так. Только вот ни в каких серьёзных работах о русском мессианизме я не встречал и тени идеи о каком-то «превосходстве русских». Русский мессианизм именно христианской, жертвенной природы. А вульгарный национализм, как маргинальное явление, можно отыскать в любой культуре. Но не он, слава Богу, создавал и русскую культуру, и русскую философию.
Почему же плохо выпячивать личное "я" и хорошо выпячивать национальное "я"?
А кто выпячивает-то? Мессианизм и «выпячивание я» имеют столько же общего, как гениальность и самолюбование. Мессианизм — это осознание своего дара как долженствования, своей судьбы-миссии — как жертвенного служения.
Или, другими словами, не странно ли сочетать личное смирение с национальной гордыней?
Мессианизм сам по себе никакой национальной гордыни не содержит и к ней не ведёт. Национальной гордыней часто бывают омрачены народы, никакого мессианизма не имеющие и о нём не помышляющие.
Мессианизм — в точном, христианском смысле слова — и есть смирение перед Божьим предназначением, умаление узко-личных интересов ради сверхличного и общего (миссии). Мессианизм — это служение, это Крест. И отречение от своей миссии в истории (ханжеское лжесмирение) — и означает «сбросить свой крест», что есть предательство своей судьбы и своего дара. А любой предатель всегда находит для самооправдания именно высшие мотивы (мол, он просто отказался от гордыни и ложного превосходства и т.п.)
На всякий случай сделаю комментарий: никаких намёков на кого-то лично в моих рассуждениях не содержится. Мне бы со своей личностью и судьбой разобраться... К слову, если не кривить душой, то не бывает и быть не может осознающего в себе Божий дар человека без чувства своей миссии и своего предназначения. Одно непреложно вытекает из другого. Тут гордыня совсем ни при чём. И отречение от дара зачастую прикрывается лжесмирением, хотя имеет исключительно эгоистическую подоплёку.
"мессианизм" содержит момент лидерства и превосходства (против чего я и возражаю), а "русская идея" - нет (т.е. само слово не содержит, идея, конечно, может содержать). А Вы это употребляете как синонимы.
Момент лидерства (лидерства ради лидерства) содержит в себе не мессианизм, но лжемессианизм, обезьяна мессианизма, его изнанка. Без христианского мессианизма русская идея не содержит в себе никакой высшей идеи вообще. Как раз без мессианизма русская идея и вырождается в пустое националистическое бахвальство.