Похоже мы смотрим на одно и то же и видим разное.
В этом ничего страшного нет. Мир бы был гораздо скучнее, если бы мы все видели "исключительно одинаковое". Смысл же нашего диалога только в том, чтобы в этом "разном" нащупать нечто единое, прийти к некому целостному смыслу. Это, конечно, в идеале. Но если такой смысл не обнаружен - ничего страшного не случилось.
Кто там правой руки, кто левой, кто будет решать?
Время, история, Творец, собственная совесть... Но если мы рассуждаем на данные темы, разве в этом есть что-то плохое? Кто может запретить человеку рассуждать на вековечные темы Добра и зла? Кто может запретить иметь свое, пусть и ошибочное мнение? (Тоталитарный вождизм середины прошлого века этого сделать не смог, не сможет сделать и современная "беспощадная толерантность"
).
Оттого что я заключу, что ДАИШ поклоняется духу тьмы и разрушения - от самого ДАИШ здесь не прибудет и не убудет. И даже сравнение "иеговистов" и "игиловцев" никак не меняет моего отношения к непосредственным участникам данной секты. (К тому же они регулярно ходят у нас по домам.) Отношение к "иеговистам", как к людям, у меня ровное и спокойное. В меру доброжелательное. Отношение к их учению - уже менее доброжелательное. Но в данном моменте я четко разделяю человека и "систему определенных взглядов". Системы, идеологии приходят и уходят - человек остается.
Иеговистов я знаю вполне плотно и ничего такого у них не наблюдал.
А я еще знаю довольно плотно мормонов. У меня даже их "Библия" где-то лежит. Замечательные люди (только очень плохо по-русски говорят.) А вот к учению мормонов есть некоторые вопросы (хотя учение любопытное). Так же и с "иеговистами", с которыми я сталкиваюсь на улице. Как к людям, у меня к ним нет никаких претензий. Претензии у меня могут быть лишь к их системе взглядов. К тому же еще не надо забывать, что хорошо выглядеть и быть во всех смыслах приятным и обаятельным собеседником - это ведь тоже искусство проповеди (произвести прекрасное впечатление, чтобы "клиент" был более готовым к принятию определенного учения). Ну да ладно. Я хочу вот какой момент рассмотреть.
Андрей, думаю Вам знакомы эсхатологические взгляды Свидетелей Иеговы. Мне доводилось даже читать... ну что-то вроде фэнтези, написанное некоторыми членами этой организации на тему, что будет после того, как Иегова установит свое Царство. Читал, правда, давненько. Но, помню, впечатление было тягостное от такого "царства". Возможно, это и не "иеговисты" писали, может, кто-то от их имени. Но кто бы ни писал, основная тема фэнтези вытекала из учения "Сторожевой Башни". Вот скажите, Андрей, есть у них такой пункт в эсхатологии, что все не исповедующие Иегову (читай - не Свидетели Иеговы) будут в конце этого мира уничтожены Иеговой? Просто уничтожены - и все! Без всяких посмертных мук и чистилищных искуплений.
по моим наблюдениям, свидетели по своей непримиримости совсем не исключение. Православная эсхатология от них отстоит не столь далеко.
Давайте рассмотрим православную эсхатологию (и вообще, что говорят святые отцы об инославных). Что говорит православная традиция по поводу участи инославных и всех не относящихся к православию. (Кстати, можете посмотреть, вот у нас
ветка есть, где мы как раз дискутируем с ортодоксальным православным.)
Пример с православными показателен еще тем, что на бытовом уровне отношение православных к инославным, порой, оставляет желать лучшего. Оно может быть гораздо менее толерантным, чем у католиков и протестантов. Но что говорит само учение, сама система взглядов. Если сложить все высказывания отцов и учителей церкви по поводу участи инославных, то все это, примерно, можно резюмировать словами Феофана Затворника о католиках: «Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь». В своих частных богословских мнениях отцы церкви высказывались об инославии где жестче, где мягче. (Преподобный Исаак Сирин, например, считал, что в конце концов спасутся все.) Но в средней своей составляющей это эсхатологическое отношение к инославным можно сформулировать так:
не знаю, спасутся ли представители иных религиозных традиций, верю, что Всемогущий Бог спасет их тем или иным путем; но четко знаю, что сам не спасусь без Матери-Церкви... Примерно так. Вот если что-то подобное в учении Свидетелей Иеговы?
Пару слов о сатанизме. На мой взгляд, сатанизм как какой-то непосредственный культ (типа, сознательное служение сатане - "христианство наоборот") - есть историческая нелепость, ненужная и самому дьяволу. Мне доводилось общаться с сатанистами в рок-среде. Как правило две трети поклонников "треш-дес-дум" металла считают себя сатанистами. Это обычные несчастные люди с кучей комплексов. Весь их сатанизм - подростковый бунт против окружающего мира. У кого-то это с возрастом проходит, кто-то лезет глубже, начинает что-то практиковать и, как правило, заканчивает окончательно сломанной психикой... То есть, сатане такие люди особенно не нужны. Дьявол есть отец лжи и обезьяна Бога. Зачем ему рекламировать собственную тьму? Гораздо большего он может добиться, приняв как раз облик "ангела света"... Впрочем, на эту тему написано столько литературы...