В аннотации к альбому автор пишет: «подобные произведения (я говорю не только о своих) имеют самостоятельную, в познавательном плане, ценность». Помимо эстетической и художественной стороны практически в каждой работе В. А. Корчака присутствует философская мысль, религиозно-мистическая, метаисторическая и мифологическая идея. Потому позволю и я себе поделиться некоторыми размышлениями, что возникли у меня благодаря творчеству Владимира Корчака и его возвращению на наш ресурс. Это событие, на мой взгляд, имеет глубокий символический подтекст. Кроме обогащения соборного целого портала новой гранью, новой творческой личностью, есть и в самом возвращении к нам Владимира немалый познавательный смысл, многоаспектный. Лишь несколько его аспектов я сейчас кратко обозначу, но их намного больше (может быть, попозже, если возникнет диалог, рассмотрим и другие моменты).
Для старожилов Замка не секрет, что в своё время (в связи с событиями на Украине) у нас с Владимиром была жаркая дискуссия, которая выявила, казалось бы, непримиримые противоречия наших взглядов. В идеологической и политической плоскости, видимо, эти противоречия остаются, и находясь на данной плоскости, разрешить их вряд ли возможно. Но слава Богу, не политикой единой жив человек! Есть сферы в наших душах, где мы можем совершенно по-иному взаимодействовать и понимать друг друга. Вообще мы очень разные в разных сферах бытия и по-разному не только реагируем на одни и те же факты, в зависимости из какой сферы их созерцаем, но и по-разному можем относиться друг к другу, совершенно по-разному. А значит, есть надежда, что и на эмпирической и политической плоскости рано или поздно произойдёт примирение враждующих лагерей... Но для этого в душах людей должны сместиться акценты и приоритеты. Очень условно это смещение можно обозначить как дрейф государства в культуру.
Попробую чуть расшифровать последний тезис, воспользовавшись в том числе мифологией Даниила Андреева, которой буквально пропитана художественная ткань живописи В. Корчака.
Есть две реальности нашего социального бытия: государственная (политическая) и культурная (творческая). Конечно, они перетекают друг в друга, а не разделены непроходимыми границами. Разумеется, на каждой из них сказывается масса экономических, идеологических и проч., и проч. факторов. И тем не менее зеркальную полярность обеих реальностей философски и мистически отследить можно.
Это две человеческие реальности, то есть им присущи все черты человеческой природы, весьма далёкой от нравственного идеала, мягко говоря. И обе этих реальности подвержены (переходим в область религиозной философии, мистики и мифологии) воздействиям из самых разных миров: Божественной природы и природы демонической. Ни одна из реальностей в человеческом обществе не бывает ни однозначно светлой, ни однозначно тёмной, что касается не только государства и культуры, но и церкви. Однако, в силу своего назначения и своей структуры каждая из сфер подвергается какому-то преимущественному духовному воздействию.
По Даниилу Андрееву, культура инвольтируется по преимуществу демиургическим духом, духом метакультуры, а государство — духом уицраориальным, духом инфернальной изнанки метакультуры (шрастром). В философском смысле инферно является не чем иным, как паразитарной карикатурой Божественного Замысла, полноты свободы и единства мира. Сама природа демонического вампирична и лишена творческого первоисточника (собственно, отказ от Первоисточника бытия и противодействие Творцу и сделали демонический дух демоническим).
Интересно проследить влияние полярных духов на то единство, какое достигается в реальности государственной и реальности культурной и какое порождает обе реальности. Не будь этого единства, то ни о какой реальности ни культуры, ни государства нельзя было бы вести речь вообще: всё бы распалось на отдельные детали, никак не связанные между собой и не составляющие вместе целое, имеющее своё узнаваемое лицо, свой смысл, характер и судьбу.
Напомню формулу идеального бытия (гармонии), по Владимиру Соловьёву: «максимальная самостоятельность частей при максимальном единстве целого». Это и есть Замысел Божественного Космоса, его единство. Что мы видим в реальности культуры? При бесконечной пестроте явлений, повышенной самостоятельности творческих единиц, наиболее свободных личностей, даже своевольных, как-то вопреки (или благодаря?) этой свободе и разнообразию создаётся веками удивительное целое, имеющее своё лицо, свою цель и судьбу. То есть, на поверхности — хаотическое движение единиц, а внутри — единство; и чем ближе к духовному центру (Выси), тем это единство ощутимей.
Это единство культуры проявляется и в иррациональном братском чувстве друг к другу творческих людей. Примеров из истории можно привести немало, когда художники, находящиеся во враждебных политических лагерях, защищали и помогали друг другу. Много таких примеров и в истории Гражданской войны в России. Как бы мы ни относились к Горькому теперь, но в нём это братское чувство проявляло себя с большой силой и многих художников спасло от гибели. В политической плоскости господствовал дух вражды, а в культурно-творческой жизни человека — совсем другой дух, и брало верх братское чувство. Оба духа боролись друг с другом в одном сердце.
В государстве единство обратное культурному: на поверхности скрепы — внутри хаос и отчуждение единиц. Самобытное же лицо государство обретает только за счёт культуры, а не за счёт своих структур и своего единства. Полярна и свобода в обеих иерархиях (свобода имеет свой иерархический вектор и своё духовное содержание, без которых не существует вообще, чего объяснить либералам, адептам формальной свободы, совершенно невозможно). В культуре место в иерархии качеств является функцией творческой личности, её дара, создаётся и определяется им, и без него не существует. Это место неповторимо и незаменимо никем другим. В государстве личность является функцией должности (места в иерархии). Место незыблемо и не зависит от личности, а личность вполне заменима. Тоже, как видим, всё наоборот.
Таким образом, в государственном единстве мы наблюдаем зеркальную карикатуру на реальность культуры. Эта пародийная зеркальность обусловлена полярной сущностью духов, инспирирующих культуру и государство по преимуществу. Те же духовные влияния мы можем отследить и в самих себе, когда переходим из одной области бытия в другую: от мольберта на политический митинг, от книги к газете.
Одна из основных идей нашего Воздушного Замка — это моделирование внутренне цельного коллективного организма, при внешней широте и разнообразии. В идеале это единство творческого общения и взаимообогащения, преодолевающее социальное отчуждение и просветляющее идеологические и политические противоречия.
На наш портал со стороны тех форумов, что изначально и до сих пор считают Замок тоже форумом и потому своим конкурентом, находящимся в том же самом смысловом поле и на той же плоскости, давно и прочно навешен ярлык моноидеологического ресурса, политически однообразного. Это всё равно что бюрократ взялся бы применять свои критерии и мерки к художественному или философскому произведению (коллективному, что ещё сильнее усугубляет комичность положения).
Можно сколько угодно вести жаркие политические диспуты, они бывают по-своему интересны и даже содержательны. Но если нет другого предмета, другой сферы общих интересов, в которой зарождается иррациональное братское чувство внутреннего творческого родства, то политические страсти питают собою исключительно дух вражды и приводят только к ожесточению и отчуждению людей. Поэтому у нас безусловно и безоговорочно отдаётся приоритет творческому содержанию над политической стороной. Я, например, понятия не имею о политических взглядах большей половины авторов, представленных в нашей Сборной (избранное портала).
Предлагаю и Владимиру Корчаку (о чьих политических взглядах я имею представление и никак не могу с ними солидаризироваться) войти в авторский состав Сборной Воздушного Замка. А если ещё Евгений Морошкин напишет аннотацию к альбому «Вселенские грёзы» для Сборной, будет совсем замечательно.
Так, что же такое «просветление сущности государства»? А это и есть приближение карикатуры к своему подлиннику, дрейф в культуру. Чем больше реальность государства станет походить на реальность культуры, тем меньше будет влияние на него паразитарной демонической изнанки, а влияние демиургического начала сильнее. По большому счёту, государство и должно стать культурой, только тогда состоится его преображение в братство. Единство внешнее должно смениться единством внутренним, а свобода изменить свой иерархический вектор и содержание.
Политические разногласия отталкивают и отчуждают — художественное разнообразие притягивает и сближает. Политические страсти обедняют личность, выбрасывают её на поверхность. Творческое качество уводит в глубину и обогащает. Я благодарен Владимиру Корчаку не только за то, что он поделился с нами своим художественным творчеством и тем обогатил наше соборное целое, но и за то, что преодолел идеологическое и политическое отчуждение, смог увидеть то несказанное главное, что нас объединяет. Это очень качественный выбор и символ, и в нём вся наша надежда на то, что так же в будущем будет преодолено отчуждение разных ветвей единого ствола Российской метакультуры.