...Вам творения Сальвадора Дали нравятся? Интерес вызывают? У меня вызывают интерес. Хотя его мировидение чуждо моему. И по многим параметрам он для меня "чужак". Если б он приводил истолкование своих работ - не посчитала б это ненужным.
Моё восприятие работ Пикассо и Дали разделилось на "до" и "после". "До" основывалось на общедоступном и общеизвестном, в т.ч. на комментариях специалистов; "после" - на личной встрече с творениями. Я писал об этой встрече как-то в Замке, довольно коротко.
Так вот, только столкнувшись "лицом к лицу" с творениями гениев (это были циклы литографий), я уже не понял умом, но ощутил душой, что такое гениальность и творения гения. Я увидел это в работах, прикоснулся к этому. Гениальные работы говорили со мной, а я говорил с ними. Это было подлинное живое общение. Это был живой и очень трепетный процесс, в котором не было места посредникам, даже если посредник - сам автор. Неповторимая гамма чувств, эмоций, мыслей, ощущений... Повторюсь, это был очень живой и непосредственный процесс. Помню, мне даже хотелось плакать от счастья.
Самое главное, что я хотел сказать в этой связ
и, любой самый точный, самый верный, самый талантливый комментарий к произведению, будь это комментарий самого Дали, стал бы в тот момент самой большой пошлостью, самой неуместной вещью, которую можно было сделать для меня как для зрителя. Контакт с произведением был настолько сильным, ощущения от него настолько яркими и полными (помню, они мерцали как отражённые блики огня, постоянно меняясь, но не утрачивая целостности), что любой самый толковый комментарий мог всё только огрубить, обрезать, навязать суженное, частное и совсем необязательное мнение, разрушить то, что установилось между зрителем и произведением.
Самый лучший комментарий, который мог бы дать мне Дали в тот момент: "Смотри! Что видишь, то твоё; что чувствуешь, то я и хотел передать".
Я не знаю, хорошо это или плохо, давать комментарии произведениям в общем. Но если говорить о соприкосновении с великим, по-настоящему великим... Величие, наверное, убивается комментариями (если о них не просят). Если произведение говорит со мной, мне не важно, что хотел сказать им автор. Всё, что нужно, мне скажет само произведение.