Аэродром литературного героизма
Внимание: конкурс. «Воздастся же каждому по рифме его!» - (с) - Корифей

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Воздастся же каждому по рифме его!
Воздастся же каждому по рифме его!
Воздастся же каждому по рифме его!

"Воздастся же каждому по рифме его!" - (с) - Корифей


... Я взглянула на листок с шестистишием:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

- Ай-яй-яй! Как же так, Александр! Ну кто сейчас пользует глагольные рифмы! Тинейджеры, песенники и престарелые постоянные авторы малотиражной прессы. Даже авторы капустников их стесняются.
   Молодой автор потупился.
Я безжалостно продолжала: "Да и в этих рифмах Вы небрежны, лентяй этакий! Лежит-блестит! Бессовестный! Зеленеет-чернеет! Кошмар!.. А картинка?... Лес у Вас чёрный или всё же прозрачный? Вот стакан. Да Вы взгляните, взгляните - он прозрачный. А вот моя тушь для ресниц - она чёрная. Разницу ощутили?... Что до блеска речки подо льдом, так блестит именно лёд, не вводите в заблуждение читателей..."
   Тряхнув чёрною гривкой, молодой автор выложил ещё листочек.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.


- Вот видите! - обрадовалась я. - Ведь можете, ведь дано Вам! Лучше, гораздо лучше. Оставьте мне это."

Автор старомодно поклонился и покинул помещение...

Я добросовестно перечитала первый листок. И вдруг по глазам хлестанул лимонно-яркий свет, до горизонта пушистыми волнами расстелилась белизна..
Персидский длинноворсный ковёр баснословной стоимости мог бы так выглядеть.
Особенно, если б в его ворсе были рассыпаны малюсенькие бриллиантики, стреляющие тоненькими разноцветными лучиками.
Блеск пересекающей белую ширь застывшей речки был почти нестерпим.
Глаза попытались отдохнуть на тёмно-зелёной хвое ёлки-одиночки, опушенной инеем, но взгляд сорвался и  побежал по белейшему ворсу к далёким чёрным стволам окаймляющего ковёр леса, скользнул между стволами, не задержавшись, и... попал на следующий такой же ковёр...
А в душе возникло ликование. От ярчайшего света, от ничем не искорёженной чистоты снега, от хрустского вкуса, самопроизвольно возникшего на языке.
- Сувенирный пейзажик! Художественная открытка! Демоверсия зимнего утра! - произнеслось внутренним ехидным голосом...
 - Врёшь! Это правда, а никакая не имитация. Бывывало же, ага. Видела такое. В детстве. И ликовала, и радовалась, и торжествовала. - это возмущённо откликнулись такие глубины натуры, которые считала окончательно мумифицированными, и была довольна даже, что они засохли и не мешают лёгкой жизни во ехидстве.
...Я взяла другой листочек, со вторым четверостишием... Стало очень страшно...

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 01 Апреля 2016, 06:04:52, КАРР»

Условия конкурса.
- Дамы и господа!
Не уподобляйтесь Пушкину!
Блесните необыкновенной рифмою, сногсшибательной, умопомрачительной, от которой ахнули бы современные модные поэтические дарования. Нетривиальная рифма ныне - это признак принадлежности к сословию, без умения замысловато и нетривиально срифмовать что-нибудь такое с чем-то этаким на публику нынче не выходят...

А в качестве небольшой нагрузочки на основное условие конкурса пусть будет впечатление, попробуем вызвать у читателя ощущение ликования или страха (см.предыдущий пост)

Конкурс продлится до 10 марта. На жюрение отводятся 2 недели. (Числа - ориентировочно. Если участники сочтут необходимым изменить сроки - готова это обсудить, но не обещаю, что непременно пойду на поводу у таких нахалов).
Жюри:
1) Уважаемая Елена
2) Некто. Тайна сия велика есть. Но будет своевременно раскрыта.

Материал:
3-6 шестистиший или четверостиший наподобие вышеприведённых.
Тема - любая.

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 28 Января 2015, 19:03:04, КАРР»

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
Дамы и господа!
Не уподобляйтесь Пушкину!
Шукайте рифмы с завитушками,
чтоб побогаче, чтобы с рюшками.
Куда не плюнь - везде поэт.
Мы настругаем души стружками,
украсим чувствами банкет
и насладимся там друг дружкою.

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов

В точку, Слава!
И второе условие конкурса Вы соблюли: мне стало страшно-страшно! ;D

Путинцева Т

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
мне стало страшно-страшно!
Мне уже давно...

Попрошу занести в протокол говорящую рифму "с рюшками".

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов

ОффлайнКорифей

  • Дважды повторяю – это приговор.
Сегодня здесь весело было:
Карр новую тему открыла.
Лишь Яник один напрягался:
как будто не вышли мы рожей! -
и всё в занавески сморкался.
А рифма глагольная - строже.

Глава службы безопасности, шеф
внутренней и внешней разведки Воздушного Замка


      Лаврентий и басмачи
(драматическая пиеса в стихах
без пролога, эпилога и некролога)


Отведав досыта хинкали
(Ох, вкусно было, хоть кричи!)
Лаврентий, пёс богини Кали,
Встал в карауле у печи.
В подлунной тьме ножи сверкали,
В кустах таились басмачи.

В печи той доменной, в той страшной,
Пылал невиданный пожар.
В нём корчился камыш овражный
За то, что влез в чужой амбар.
(Вокруг витает запах бражный:
Лаврентий пьёт хмельной отвар.)

Рыдает мокрая стихия,
А я кричу ей: – Замолчи!
Вот я сижу! Пишу стихи я!
Уйми свой нрав, не грохочи!
Лаврентий буркнул в нос: – Вития…
В кустах смеялись басмачи.

____________________
Джон До, Одинокий Ветер


Путинцева Т

Ой, тётушка! Как же мне всегда приятны Ваши похвалы!   :-* Безмерно тронут...

____________________
Джон До, Одинокий Ветер

 :)
Я Вам, Джонни, открою один секретный приём стихописания, который Вы, без сомнения, давно знаете, поскольку все его знают: звукопись! Для создания светлой атмосферы нужно много "и" и "е", много мягких "ль-ль-ль", для нагнетания страха - "ууу", "ооо", "ррр". В Вашем здешнем стихе страхи заложены в образах, а звуки почти не работают.

Путинцева Т

Джон!  -|a|-

открою один секретный приём стихописания
Можно я немного испорчу праздник серьёзным лицом и подискутирую с Вами о звукописи в стихах, не обидитесь? Постараюсь кратенько. Просто показалось важным - в данном контексте...

Начнём с элементарного: с привязки к определённым звукам определённых эмоций. Это не работает совершенно. Были попытки (в Серебряном веке, слишком грешившем формальным подходом) даже составить таблицу цветовых ассоциаций: звук - цвет. Оказалось, что это невозможно в принципе: у каждой индивидуальности - свои ассоциации, причём - в разных контекстах чуть ли не противоположные. О эмоциях и говорить нечего, здесь вообще никакая схема не проходит. При помощи одних и тех же звуков достигаются противоположные эффекты, всё зависит от предмета. У Гершензона есть примеры, как Пушкин использовал звукопись: как повторяющееся "е" в одних стихах подчёркивало безнадёжность, безысходность, удушливую атмосферу, а в других то же "е" - помогало передать атмосферу свободы и веселья. Найти в поэзии общие для всех звуковые эмоциональные ассоциации и прописать рецепты, какие звуки использовать для таких-то и таких-то эмоций, занятие бесперспективное.

Но я не затем влез сюда со своими рацеями. А вот зачем: чем меньше человек думает о том, как он ставит ногу при ходьбе, тем меньше у него шансов споткнуться. Чтобы не сбиться с пути, нужно думать о смысле и цели его, а не о том, как ты идёшь, какая у тебя походка и т.д. Формальная составляющая в искусстве очень важна, но в ней есть ловушка: как только форма начинает перетягивать внимание на себя, так все начинают спотыкаться. Это касается не только пишущего, но и читающего. Формализм не только в искусстве может быть ловушкой, но и в религиозной жизни, и в жизни вообще. Если будешь слишком сосредоточен на "как", то "что" начнёт смещаться на периферию жизни. Сначала заблудишься, а потом вообще разучишься ходить, а всё будешь думать, с носка или с пятки начинать движение и с какой ноги. Куда руки девать и какое лицо делать. Пропал артист.

В данном контексте. У Высоцкого есть потрясающие рифмы, но любили его не за них и мало кто на них сосредотачивался. Потому что они были органичны предмету и не заслоняли его собой. Бродский же наоборот - видел рифмы Высоцкого ближе, чем сам предмет. Перспектива нарушается, акценты смещаются. Это начало смерти... Рассудок перестал знать своё место.

Пушкинская и Чеховская стилистика - это прозрачность, точность, ничего лишнего, смирение формы. Разумеется, это не единственная дорога в искусстве. Одно безусловно: внутреннее солнце произведения, его замысел, его душа должны диктовать формальные и стилистические приёмы. Первично "что", а не "как". Если наоборот - всё распадается. Никакое мастерство не спасёт. Да и что такое мастерство? "Посмотрите, какая у меня звукопись, какая внутренняя рифма, как я мастерски владею стихом", - разве это голос мастера? Это имитация мастерства. Мастер сосредоточен совсем на другом - на "что", а всё остальное приходит само, там и тогда, где и когда необходимо. Как только мастер начинает думать о том, какой он мастер, он перестаёт быть мастером.

В идеале, формальные приёмы вообще не должны задевать сознание. Чем они незаметнее, тем лучше. Это касается и читателя, не только художника. В приведённых Вами пушкинских строфах абсолютная органичность формы предмету описания. Мы уже видим не стихи и не строки, а саму картину. Если бы там были залихватские рифмы, то они бы отвлекали наше внимание на себя. Там, где сложные рифмы ("подъезжая под Ижоры") способствуют передаче "художественного предмета", Пушкин их использует. У Мандельштама другая поэтика, но никогда форма не заслоняет у него предмет, мы не увидим в его стихах самолюбования мастерством, нет в них желания показать свои приёмы. Приёмы лишь повод и средство. И эти приёмы точны и индивидуальны; общих рецептов, как писать хорошие стихи, как и какую использовать звукопись для передачи тех или иных эмоций нет, и быть не может.

Подсознание должно оставаться подсознанием, не нужно в его кухню лезть с рассудком вообще. Это моё глубочайшее убеждение, основанное на долгом опыте и тысячах формальных экспериментов на собственной шкуре. ;D  Чем меньше думаешь о форме, тем лучше для всех и для самой формы в частности. Грубо говоря, форма в искусстве должна твориться автоматически. Это в идеале. Ну а на практике - у каждого свой путь...

Если я своим занудством испортил праздник, прошу прощения. Продолжайте конкурировать на поле рифмачества, господа! Я предвкушаю здесь немало добра... И больше не буду никому тут мешать, правда.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 29 Января 2015, 22:14:46, Ярослав»

Я Вам, Джонни, открою один секретный приём стихописания,

Ваша правда, милая Татьяна. В моём стихе страхи (мультяшного оттенка, конечно) заложены в образах, ибо мыслил я при создании своего шедевра именно образами, отправив звукопись на самый дальний план. Мой прошлый опыт игры со стихотворными формами, приёмами и элементами стихосложения наглядно и отчётливо показал мне неизбежность собственного ухода в формализм и, как следствие, в пустоту и безликость. Образ и передача через него мыслей и чувств - единственное, что мне на удовлетворительном уровне доступно в стихосложении. Так я думаю. Мои стихи выстраиваются из создаваемых образов и подчиняются им, их почти живой воле. В этом я полностью согласен с Ярославом - уход в формализм чреват потерей живой индивидуальности.

Раскрою тайну. Взялся за перо я и в самом деле с намерением постращать, но уже с первых минут возникавшие образы этой великой драмы потребовали гротеска и, как следствие, ухода в комизм. Надеюсь, что получилось.

Чуть не забыл. По моему убеждению звукопись сама по себе хороша либо в виде литературного упражнения, либо в качестве удачной стихотворной находки (нередко случайной, вспомним хотя бы "мне надоело падать в ад к утру" (aura), либо в детских стихах, где ей, имхо, наиболее подходящее место. Умение управлять звукописью без ущерба для стихотворения - большой дар либо большое мастерство, но почему-то, когда за дело берётся мастер, всё это, как правило, начинает отдавать ремеслом.

____________________
Джон До, Одинокий Ветер

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Умение управлять звукописью без ущерба для стихотворения - большой дар либо большое мастерство, но почему-то, когда за дело берётся мастер, всё это, как правило, начинает отдавать ремеслом.
Поддержу коллегу. Ещё немного о формах и форме  :) Некоторое время назад мне пришлось рецензировать стихи одного маститого и совсем не бездарного поэта, приверженца строгих форм (я бы сказал, строжайших форм). В рецензии я имел неосторожность упомянуть, что выверенным и безупречным по форме стихам имярека именно в силу этого не хватает живости и теплоты. С тех пор у меня появился "заклятый друг". А между тем, когда он забывает о форме и литературных приёмах и начинает писать сердцем, то способен выдать пронзительные, замечательные стихи. Вот такие метаморфозы, брат Овидий  :)

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Всё так, господа, всё так. И искренность, и непосредственность, неподдельность чувства, душа, "стенограмма работы подкорки" - куда поэту деться от самовложения себя в свои стихи, которое не заменишь никаким ремесленничеством. "...И всё же, всё же, всё же..."  Для чего человек, прежде, чем доходит до вершин - в ремесле ли, в искусстве ли, проходит длительный период обучения?
Музыка, балет, живопись...  Годами, десятилетиями нарабатывается мастерство - от простого к сложному, от сложного - к высшему...
Да, большинство людей - учи их сколько хочешь - достигнут определённой ступеньки и выше не поднимутся, овладеют только формой. И - да - есть люди, в которых изначально заложены  "сверхспособности", есть гении, которым форма не указ.
Это ничего не меняет.
Я не раб формы, но я её уважаю. Она дисциплинирует (в хорошем смысле) творца, не даёт ему обрушиться в хаос. Быть рабом подсознания не менее унизительно, чем раболепствовать перед рацио, имхо.
Мастер, _овладевший_ приёмами в своём деле, не испытывает затруднений в выборе средства и метода решения им своей задачи (творческой задачи в том числе). Это у него отработано, наработано, происходит "на автомате". Если угодно - "по наитию".
...А что до звукописи, то "смешно хвалить поэта за хорошую звукопись" - (неточная цитата) - Олег Горшков. Хотя Ярославу я бы повозражала на его пример. Вы говорите о неудачном поиске соответствия звука цвету. "Мне об этом уже докладывали" :) Но в случае звукописи работают другие механизмы, в том числе генетическая память (рёв зверей - угроза,
 гром, грохот - опасность).
Ай, ладно. Не мне вас "учить". Разве что здесь, на Аэродроме, в роли спесивой неуклюжей птицы...

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 30 Января 2015, 17:10:40, КАРР»

Кстати сказать, я сама поусмехалась над своей приверженностью к форме - во вступительной юмореске...

Путинцева Т


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика