Вадим, ты поднял такую большую тему и такие глубокие вопросы, раскрыть которые не хватит не только одной ветки или книги, но и жизни. Раскрытию этой темы посвящён весь наш проект. И даже так: раскрытием этой ТЕМЫ в человеческом сознании и является эпоха Розы Мира.
Даже не знаю, с чего начать ответ на твой пост: слишком многое и слишком важное хочется написать, а это значит, что написать невозможно. Можно лишь, отталкиваясь от каких-то частных вопросов, наметить пунктиром некоторые пути к общей теме, что я и постараюсь сделать. Начнём вот с этого момента:
Потому как именно грандиозной панорамой иноматериальных слоев пленяет в первую очередь книга "Роза Мира", и здесь-то таится главное искушение, ловушка...
Не знаю, кого и чем пленяет "Роза Мира"; опыт показал, что пленяет она совершенно разным и совершенно разных людей, да так - что не перестаёшь удивляться интерпретациям "Розы Мира". И чем эти интерпретации буквальнее, тем они абсурднее и тем меньше в них от подлинника (здесь главная ловушка, ты прав).
Меня пленила "Роза Мира" вовсе не панорамой иноматериальных слоёв (и уж тем паче, не их "классификацией", последнее меня как раз отталкивало больше всего), а ЦЕЛОСТНОСТЬЮ и ОДУХОТВОРЁННОСТЬЮ (всё живое!). Целостностью во всём - и в осмыслении исторических и культурных событий и феноменов, и космических панорам, и личной судьбы, и одухотворённости природы, и религиозного опыта. ЦЕЛОСТНОСТЬЮ и вытекающей из этой целостности НРАВСТВЕННОЙ ПРАВДОЙ: чётким разделением Добра и Зла, Божьего и дьявольского.
Чтобы дальше двигаться в поднятой тобою теме, давай остановимся на следующем "камне преткновения", что разводит читателей "Розы Мира" по полярным духовным лагерям:
Объективное (объективация) и субъективное (творческое, духовное).
Для начала попробуем дать, насколько это вообще возможно, понятные ответы на следующие вопросы:
1. Является ли (и где - в каких областях познания)
объективное синонимом истинного, а
субъективное синонимом ложного?
2. Является ли (и где - в каких областях познания)
повторяемость опыта (эксперимента) и его независимость от личности экспериментатора (учёного, визионера, мистика) критерием истинности?
3. В каких областях познания повторяемость опыта и эксперимента является наоборот критерием ложности (подражательности, обмана)?
4. Существует ли (возможен ли в принципе)
объективный мистический (духовный) опыт?
Теперь я попробую набросать несколько пробных иллюстраций к теме.
Ещё задолго до знакомства с принципами новой науки (школы Н.А. Козырева) я интуитивно чувствовал, что никаких продолжателей Опыта Даниила Андреева не будет (это, кстати, и стало препятствием для меня принять приглашение И. Потапова поучаствовать в первом "рм-форуме". Только когда я смог осознать по-настоящему проблему, я понял, зачем, с чем и почему нужно идти в "рм-поле".) Продолжателей Даниила Андреева, кто излагает свой мистический опыт в андреевских терминах и андреевской классификации, не будет в культуре никогда. А будут лишь подражатели, пытающиеся во что бы то ни стало свой опыт вложить в заранее известную им классификацию, и эти подражатели будут такими же обманщиками, как и все оккультные и квазинаучные повторения опытов Козырева. Я забежал вперёд.
Первым, кто мне помог понять
принципиальную неповторимость (она-то и есть критерий истинности!) андреевского Опыта, был Бердяев. Его
философия духа помогла мне понять главное: объективное (объективация) есть следствие грехопадения и выступает критерием истинности лишь для мёртвой природы, в царстве необходимости, в мире падшем. В духовном мире истинно только субъективное, неповторимое. Общеобязательное и объективное знание в мире падшем ни к какому подлинному единству не ведёт, но ведёт наоборот ко всё большему разделению и вражде. Единство духовного мира вытекает из неповторимости и незаменимости каждой личности, каждого опыта. Без единичного и неповторимого опыта нет полноты Соборного Целого.
Так вот,
непотворяемость эксперимента в опытах Козырева есть
первое свидетельство истинности Опыта Козырева. Опыта - как Откровения, Личности и Судьбы. Новая наука выстраивает диалог с Живой Природой, а не с её мёртвой составляющей. А
диалог живого с живым субъективен (объективный диалог - это противоречие в терминах, абсурд) и принципиально неповторим. Ньютоновские эксперименты может повторить теперь любой школьник, потому что ньютоновская физика (и старая наука вообще) имеет дело только с мёртвой составляющей природы, но не с её Душой и не с её Духом. Поэтому наука бессильна перед вопросом: Зачем? Это уже духовный вопрос.
Но даже старая научная парадигма с её критерием истинности (= чистота эксперимента, его независимость от личности экспериментатора и внешних шумов, случая) столкнулась с неповторяемостью и случайностью, которые уже нельзя было вынести за скобки, в Макро- и Микро- "объектах". Наука ввела критерий "вероятностности", который, увы, ничего не объясняет, но позволяет лишь избежать абсурда в математических формулах.
В науке будущего личность экспериментатора важна не менее, чем... "личность объекта" (уже абсурд! если пользоваться старой научной аксиоматикой). Новая наука имеет дело не с объектами, но с субъектами, стоящими за теми или иными объектами и вносящими в них смысл и свободу воли. На одну личность экспериментатора изучаемый "объект" реагирует так и отвечает эдак (или вообще молчит), а на другую - совсем по-другому. В новой науке личность экспериментатора (учёного) имеет первостепенное значение. Истинность опытов есть истинность Опыта в целом, всего жизненного Опыта учёного. И такая наука открыта к ДИАЛОГУ не только с религией, философией, искусством, но и к диалогу с Природой, Космосом и Творцом. Такая наука - это
поле для диалога. И такая наука
нравственна. Плоды учёного впрямую зависят от его нравственного и духовного развития, а не только от суммы знаний, потому что учёный ведёт диалог с Живым, а не с набором формул и данных.
То же и с Даниилом Андреевым. Неповторимость и субъективность его Опыта и его интерпретаций являются признаками
подлинности и духовности этого Опыта. В духовном мире всё субъективно, там нет ничего внешне насилующего и ничего от царства необходимости, никакой объективации. Объективация - это следствие падшести мира, выпадения мира из подлинного существования. Объективация и есть зло, разделение, насилующая необходимость, а не критерий истинности! Объективация, скорее, критерий ложности, тем более если речь идёт о творческом, мистическом и духовном опыте.
В духовной и творческой сфере познания (а мистический опыт относится именно к этой сфере, если это не обманный опыт профанатора-компилятора-манипулятора, но подлинный, глубоко личностно и судьбинно прережитый
духовный опыт) чем одухотворённее плоды этого познания, тем они субъективнее, неповторимее. И наоборот: чем объективнее и повторимее результаты такого опыта, тем они бездуховнее, лживее. Это, как мне представляется, закон - и он от Бога. Более того: Ад, по моему внутреннему чувству, и есть предельное царство объективности, повторяемости, безликости: там уже никакие результаты никакого познания не зависят от личности - всё для всех одинаково, общеобязательно, любого можно заменить любым - и ничего не изменится в адской науке и мистике (религии и механике). Объективность духовного опыта и есть адский критерий, нивелирующий личность на последней глубине. Это два полярных единства, две полярных свободы, два полярных пути познания.
Тот, кто объективно продолжит Опыт Андреева и опишет нам в андреевских терминах (более детально и объективно) картину планетарного космоса, будет Лжец. Но ему как раз и поверят те поклонники Андреева, для кого в "Розе Мира" наиболее ценным кажется научно-объективная картина мира, максимально не зависящая от личности её нарисовавшего. То есть, родонизм и есть не что иное, как
объективация (=падшесть) "Розы Мира", выпадение творчества Андреева из духовного плана в план царства необходимости. Отсюда и этот "мистический натурализм", который мы видим у всех родонистов без исключения. Духовное мыслится по аналогии с царством необходимости, в старой объективно-научной парадигме. Так же мыслится и всё вообще - религиозное, мистическое, творческое, художественное. Всё перевёрнуто с ног на голову. Сужающийся конус.
Сужающийся конус ищет опору (основание) в объективном, внешнем, формальном, научном, а не внутреннем (субъективном, духовном, творческом). Повторяемость кажется такому мировоззрению критерием истинности. А субъективное, неповторимое (творческое, художественное) - либо фантазией и ложью, либо придатком к объективному знанию (развлечением, украшательством). Но беда в том, что общее (объективное) основание не может уберечь сужающиеся конусы от тотальной вражды. Чуть выше от основания - и сразу возрастает область расхождения, а критерий остаётся прежним - повторяемость, объективация. Следовательно, это другие отклонились и они во лжи! И чем выше (духовнее) область познания, тем больше расхождений и тем острее вражда этих конусов друг с другом. Т.ч. растущие разделение и вражда в "рм-среде" совсем не временный характер имеют, но обусловлены превалирующим в этой среде мировосприятием (объективно-научным).
В духовном мире всё субъективно, там вообще нет ничего объективного. Неповторимость есть там признак подлинности, творческой удачи, признак раскрытия Божьего Замысла через личность. Всё наоборот. Роза Мира -
как эпоха диалога и синтеза - возможна только для мировосприятия "расширяющегося конуса": в нём, чем выше от "объективного основания", тем больше неповторимо-личностного и творческого, но тем больше и поле диалога, тем больше единства. Созидать
поле для диалога и должны новое искусство, новая философия и новая наука.
Это были лишь несколько маленьких пунктиров в преддверии темы. Я тоже:
Жду комментариев. Надеюсь на продолжение