Итак, на Ближнем Востоке землетрясение. Пал режим алавитов – Асада, династия правившая с 1970 года. 54 года – неплохой срок для любой династии, королей, императоров, президентов. Это такая сложная, динамичная эпоха, баланс сил рушился и создавался столько раз, что в посте и не описать. Хочу изложить некоторые мысли.
1. В очередной раз убеждаешься, что мы живём в эпоху великих перемен, история вошла в стадию сверхактивности. И неважно через что это выражается, пандемию, «украинскую» войну, ближневосточную войну – завтра будет что-то ещё, возможны и природные катаклизмы. Что угодно, но рушится баланс не на Ближнем Востоке, а во всём мире. Что из этого выйдет, не знает никто. Всё зависит, как будут меняться люди, насколько они придут к другому взгляду на цели жизни, насколько они поймут, что ТОЛЬКО силой проблемы уже решаться не могут. Пока я не вижу, чтобы что-то серьёзно менялось. Нигде. В политике силовой подход. Везде. В экономике создаются новые организации, но на тех же самых принципах, только пытаются поменять главных игроков. Получается пока плохо, вообще непонятно что получается. Тот же ЕС создавался с конкретной идеологией, целями, механизмами, и десятки лет они работали. БРИКС создаётся хаотично, без каких-либо очерченных целей, механизмов, только на основе отрицания Запада. Этого очень мало. Так что не исключено и тотальное уничтожение людского рода. Но это только начало переходной эпохи, будем надеяться.
2. Сирийские события показали ничтожность сил сверхдержав перед историческим процессом. 20 лет американцы создавали армию Афганистана, которая развалилась за месяц. Американцы позорно бежали.
10 лет Россия пыталась спасти Асада со всей своей авиацией, спецназами, «Вагнером» и пр. Это развалилось за неделю. Российские войска уходят не так позорно, но уходят.
3. Новые катаклизмы неизбежны, и желательно, чтобы их было больше. Потому что опции – либо много мелких и средних конфликтов, либо один гигантский взрыв.
4. В Сирии, мне кажется, открылся новый кровосток. Публика там столь разнородная, столь воинственная и столь идейная, что просто не верится в их способность договориться. Сейчас идёт двухсторонний поток людей. Беженцы возвращаются в Сирию, но уже почти 100000 новых беженцев Сирию покинуло. Те кто горевал вчера, возвращаются и радуются. Те, кто радовался вчера, начинают горевать.
И опять всё тот же главный вопрос – что может заставить человека измениться. Это невероятно трудно даже на уровне индивида, а уж что говорить об обществе.