Тебя прошу, мой друг:
прости меня, мой милый,
прости за мой недуг
и не пусти в могилу.
Отрывки из замечательной серии лекций «Психология и астрология» 1998 год.
Можно ли помочь душе? Можно ли помочь другому человеку?
Это вопрос совершенно небанальный, если брать его в кармической или психологической глубине, потому что душа, особенно высокая душа, которая воплощается раз в несколько сотен лет, приходит с определенной программой, и сложности, которые она налагает на жизнь человека (и в том числе на его сознание), весьма большие, но его карма как раз в том и заключается, чтобы с ними справляться.
С другой стороны, человек – существо социальное, и с этим тоже никто не спорит.
Если мы не понимаем, что люди приходят друг к другу за психологической и душевной помощью, если мы не умеем адекватно сформулировать свой запрос, правильно понять человека и дать ему то, что ему нужно, то мы не можем считаться людьми. Помогать, учить, советовать, толкать в ту или другую сторону, брать на себя чужую жизнь, ее трудности, ее карму, – как все это надо правильно делать? Что тут можно, а что нельзя?
Однако мы не сможем дать содержательный ответ на эти вопросы – а они всегда конкретные, всегда животрепещущие, больные, и люди приходят к ним с большим эмоциональным напряжением – если у нас нет теоретического фундамента, в частности, понимания того, что такое карма, что такое душа, что такое своя жизнь и что такое чужая жизнь, потому что у большинства людей все это в голове переплетено и перепутано до невозможности.
Наша тема – психология. Поэтому если мы всерьез говорим о структуризации, то мы должны постичь и предложить нашим потомкам что-то, похожее на анатомию души. Если не относиться к душе и душевной жизни как к чему-то аморфному и допускающему лишь качественное описание, то мы должны предложить существование у нее чего-то вроде анатомии, подобно тому, как у нас есть скелет, мускулатура, внутренние органы.
Но душа – это не тело: душа более связна, и каждая ее часть очень интимно связана с любой другой ее частью. Если вы поранили палец или даже волею судьбы лишились какой-то части своего тела, то вы можете продолжать жизнь, и остальное тело будет продолжать функционировать. А с душой ситуация несколько иная: здесь связность гораздо выше, взаимозависимость между частями гораздо больше, так что любая травма сказывается на всех частях сразу. Поэтому говорить о том, что мы разделим душу на части, как конструктор, по-видимому, не приходится.
Душа по сравнению с физическим телом более подвижна, более текуча. Она в гораздо большей степени реагирует на любое воздействие и к нему лучше умеет приспособиться, или вырабатывает эффективные (порой весьма экзотические) средства защиты, и ее с телом в этом смысле не сравнить. Например, те душевные трагедии, которые переживают некоторые люди, поражают внимательного наблюдателя живучестью человеческой души, ее приспосабливаемостью – гораздо большей, чем мы наблюдаем у человеческого тела.
Но сказанное не означает, что структурный подход к этой теме невозможен.
А теперь давайте поговорим о структуре личности, раз уж я завел речь о структуре души. На будущее заметьте: я не приравниваю психику и душу к личности, то есть к тому, что обычно подразумевают, когда употребляют термины "я" или "эго". Для меня это разные вещи.
Внешнее "я" и внутреннее "я".
Поговорим о структуризации личности. Вообще, ее структура сама по себе совершенно неочевидна. Например, для многих людей такой вещи, как внутреннее, или глубинное, "я", просто не существует. И тем не менее, большинство психологов, и, кстати говоря, большинство религиозных систем, сходятся на той мысли, что у человека есть некоторый независимый от внешних условий и обстоятельств внутренний центр. И известный призыв древних: "Познай самого себя" относится, конечно же, к этому самому центру, который называется внутренним "я", и который качественно отличается от внешнего, или дневного "я".
Что такое внешнее "я"? Это то, как мы понимаем себя, свою личность, когда говорим, что я такой-то, я обладаю такими-то качествами, я кончил такую-то школу, я жил и родился в такой-то семье, получил такое-то образование, имею такой-то личный опыт, тогда-то был женат, – в общем, это вся социально понимаемая биография, а также внутренний опыт, который переживается и осознается, когда человек находится в обычном состоянии сознания. Для внешнего "я" характерно поверхностное восприятие: когда мы говорим: я что-то узнал, я что-то постиг, – то мы понимаем под этим поверхностное восприятие, за которым, вообще говоря, может ничего не стоять, то есть глубокой ассимиляции и усвоения воспринятого материала может и не произойти: в одно ухо влетело, в другое вылетело.
Что же такое внутреннее "я"? Я дам его традиционное описание. Люди, которые пережили его ощущение как таковое, обычно с этим описанием соглашаются. А у тех из вас, кто его еще не пережил, это переживание еще впереди (может быть, недалеко впереди: минут через десять мы попробуем его пережить). Так вот, внутреннее "я" обычно описывается как вечный и неисчерпаемый источник силы,
внутреннего вдохновения и энергии человека, которые берутся, с внешней точки зрения, ниоткуда. Есть, например, люди, которые постоянно как бы фонтанируют, все время что-то говорят, планируют, организуют, действуют и т. д. Если у такого человека спросить: откуда ты берешь энергию? – он, как правило, не сможет ответить. Откуда-то она у него берется – но откуда, он не знает. Внутреннее "я" конкретно никак себя не манифестирует, оно всегда стоит за наблюдающим, то есть мы когда даем определение внутреннего "я", мы вынуждены делать его апофатическим. Это слово из науки о Боге: существует апофатическое богословие и катафатическое богословие. Катафатическое богословие определяет Бога прямым образом – например, как Владыку Мира, Творца Вселенной и т. п. Апофатическое богословие, наоборот, определяет Бога посредством отрицания, последовательно утверждая, что Он есть не то, и не то, и не то. И, последовательно отрицая то, чем Он не является, вы должны представить себе, что Он есть – например, понять, что Бог – это не какое-то явление и не какое-то качество, а то, что стоит за этим явлением или качеством. И, аналогично, внутреннее "я" определяется посредством отрицания. Это источник наших внутренних акцентуаций, это то, что стоит за нашими ценностями. У каждого человека есть своя система ценностей, а внутреннее "я" это то, что формирует наши ценности изнутри. Оно дает нам сложности и противоречия в характере и акцентуации мировосприятия. Например, я что-то принимаю, а чего-то не принимаю, так что в моем внутреннем мире какие-то два обстоятельства, объекта, стремления никак не согласуются друг с другом, а их соприкосновение оказывается взрывчатым. Однако почему у другого человека так не получается, и приблизительно те же объекты в его внутреннем мире благополучно уживаются? Ответ на этот вопрос может дать лишь внутреннее "я", которое формирует наши основные (и внутренние, и внешние) жизненные сюжеты и дает нам силу на их проживание. Оно не осознается, поскольку всегда находится за пределами сознания. Если у нас в нашем сознании что-то есть, то это никогда не наше внутреннее "я". Внутреннее "я" – это то, что стоит за нашим сознанием, то, что воспринимает мир и ставит свои акценты.
Но оно само для сознания является неощутимым, невидимым. К нему относится глубокое восприятие, и та медитация, которую я скоро вам предложу, является попыткой превратить поверхностное восприятие в глубокое. Глубокое восприятие – это такое восприятие, которое входит в самый центр человеческой психики, ею ассимилируется и начинает подсвечивать все психические, а также внешние обстоятельства.
Далеко не вся окружающая нас жизнь воспринимается нами столь глубоко.
Итак, я описал структуризацию личности: у человека есть внутреннее "я", и у человека есть внешнее "я". Ясно, что это вертикальная структуризация, то есть внешнее и внутреннее "я" несопоставимы, их нельзя поставить рядом. Но между ними есть определенные связи. Эзотерическая и магическая традиции говорят следующее: человек влияет на свои обстоятельства не только путем прямого воздействия на них. Само по себе слово "магия" предполагает возможность влияния на плотный мир с помощью тонкого, с помощью сознания, концентрацией воли или воображения. Это значит, попросту говоря, что вы воображаете себе какую-то ситуацию, которая для вас желательна, концентрируете на ней свою волю и через некоторое время обнаруживаете, что так, как вы хотели, и получается в действительности. Это, в каком-то смысле, и есть определение магии. И в этом смысле все мы маги: все мы планируем наше будущее и во многих случаях так, как мы хотим, оно и получается. Можно называть это словом "удача", можно называть это словом "случайность", но каждый деловой человек знает, что если он направит на данный проект какое-то количество усилий (я подчеркиваю, внутренних усилий, а не только внешних), то этот проект, пусть с некоторыми издержками, но состоится. Иногда издержки бывают большими, иногда мы получаем не совсем то, что имели в виду, но, тем не менее, что-то похожее получается. Если же мы к делу приступаем внутренне равнодушно, если мы не направляем свою волю на то, чем занимаемся, то, оно, соответственно, и разваливается. И магия в этом смысле нужна для реализации любой программы.
Так вот, самой большой магией в этом смысле обладает внутреннее "я". Восточная философия учит, что весь внешний мир развернут к нам так, чтобы нас оптимальным образом учить, воспитывать и вести по жизненному пути в соответствии с той программой, которая имеется в нашем внутреннем "я". Другое дело, что наше сознание может это плохо понимать или может быть с этой программой несогласным. Когда ко мне приходят люди с тяжелыми картами, с тяжелыми судьбами, то я им нередко говорю так: особенность вашей судьбы заключается в том, что ваша душа очень сильно вам доверяет, и возлагает на вас такие напряженные ситуации и программы, которые обычному человеку не по плечу; и вы должны это принять и вести себя соответственным образом. И во многих случаях подобный взгляд людям с напряженным гороскопом существенно помогает, то есть этот образ находит у них определенный отклик.
Представим себе, что у нас есть какая-то актуальная проблема. Давайте подумаем на такую тему: с чем связана нерешаемость этой проблемы? Во многих случаях она определяется тем, что наше внешнее "я" плохо связано с нашим внутренним "я". Мы плохо понимаем, чего от нас хочет наше внутреннее "я", почему оно дало нам именно такую личность, почему оно дало нам такие внешние обстоятельства, и ведем себя в соответствии с этим недопониманием. А нередко мы воспринимаем происходящее недостаточно глубоко, то есть информация о том, что с нами происходит, не доходит на нашего внутреннего "я", или доходит, но в недостаточно отчетливом виде.
И сейчас я предложу вам упражнение (медитацию или транс, как хотите).
Предлагаю вам подумать на такую тему: какая проблема в вашей жизни существует не меньше года?
Это должна быть серьезная проблема, не чересчур больная, но достаточно для вас актуальная, достаточно долговременная. И мы попробуем с ней поработать, привлекая свое внутреннее "я". Подумайте, я вам даю минуту на размышление.
Это может внутренняя проблема, это может быть внешняя проблема. Постарайтесь сформулировать ее себе поконкретнее, например, в виде фразы. Это может быть проблема понимания, или проблема действия, или совершенно внешняя проблема, когда вы не можете найти себе что-то адекватное во внешнем мире, или проблема внутренняя, например, вы не можете избавиться от каких-то своих внутренних врагов. Годится любая проблема, лишь бы она волновала вас, была актуальна сегодня, и занимала вас не меньше года. Пожалуйста, подумайте и сформулируйте ее себе одной фразой или несколькими словами.
Путешествие к внутреннему "я".
Сформулировали? А теперь представим себе листочек бумаги, на котором вы написали эти слова, запечатаем его мысленно в конвертик и отправим ее к своему внутреннему "я". Я произнесу текст, по ходу которого будет осуществляться этот спуск. В момент, когда конвертик с проблемой попадает к внутреннему "я", вы уже не будете осознавать этой вашей проблемы, и не надо. Оно само разберется с этой проблемой в том виде, как оно ее получит, и выдаст реакцию вашему внешнему "я" или внешнему миру.
Какой может быть эта реакция? Абсолютно любой: давайте не будем загадывать заранее. Может быть, изменятся внешние обстоятельства, может быть, изменится ваша внутренняя реакция на что-то. Может быть, это произойдет сегодня, а может, через неделю. Может быть, изменятся какие-то акценты, может быть, изменится само существо проблемы. Единственное, о чем мы просим наше внутреннее "я", это чтобы изменения были для нас совершенно отчетливы, чтобы наметился реальный шаг к решению этой проблемы.
Может быть, она решится не целиком, но пусть этот первый шаг будет существенным.
Транс называется "Путь к себе". Давайте, кому это удобно, закроем глаза и начнем путешествие к самому себе. Я буду читать текст, делать паузы, задачу мы себе сформулировали, конвертик представили, и теперь представляем себе, как он медленно опускается вниз.
Путь к себе
транс
Пути к самому себе непостижимы,
но разнообразны.
Вы можете принимать происходящее
или не принимать его.
Для вас это может быть глубокий духовный урок -
или откровенная насмешка.
Вы можете слушать мои слова
или паузы между ними,
воспринимать прямой смысл
или искать его между строк.
Вы можете слышать лишь интонацию
или вовсе думать о своем.
Возможно, вы уйдете глубоко внутрь себя
или окажетесь предельно внимательны к окружающему,
ощутите качание внутренних волн
или кресло, на котором сидите.
Может быть, вы наклоните свою голову чуть вперед
или немного назад,
повернете ее направо
или же налево,
или вовсе не станете ею шевелить
ни физически, ни в воображении.
Может быть, вам захочется прижать свои плечи к шее
или полностью их расслабить.
Возможно, вы представите свои руки
или ноги,
и почувствуете, как они коченеют от холода
или разогреваются.
Может быть, вы подумаете о вашей спине
или животе,
и по вашим ребрам
потечет тепло
от грудины до позвоночника
или от позвоночника к грудине.
Вы можете идти к себе,
рассыпая свое тело
на мельчайшие кусочки
или собирая его в единое целое,
выделяя в своем теле любую часть
или отвлекаясь от нее,
сосредотачиваясь на своих слабых местах
или же на сильных,
обнаруживая в напряжении скрытую энергию,
а в расслаблении – явную.
Возможно, ваш путь к себе окажется спуском в глубины
или подъемом на высоту,
и вы пойдете по ступеням
или поедете на эскалаторе,
медленно двинетесь извилистой тропой
или полетите на спине могучей птицы.
Может быть, вы вспомните знакомый вам способ передвижения
или придумаете что-нибудь свое.
* * *
И после этого не спеша вернетесь во внешний мир
тем же путем, которым странствовали вовнутрь.
(Текст транса читается медленно, с паузами между отдельными строчками и большой паузой перед последними двумя строчками.)
И потихонечку возвращаемся.
http://lib.druzya.org/Astrology/podvodhy/psih_i_astro/.view-podvodny_06-1.txt.full.html