Уважаемый Сергей! Рассмотрим вопросы, которые Вы задаёте.
1) «Критерий – первичная природная или искусственная зависимость каких-либо параметров системы…» Мое бытие, в частности, зависит от денег, от мнения людей, от состояния государства («лишь бы не было войны»). Являются ли деньги, мнения, политика критериями? Или критерий – зависимость от денег, мнения, политики?
Ответ. В общем случае деньги, мнения, политика являются оценками как критериями. Употребляемое мною выражение «главный критерий» – это более глубокое понимание сути критерия, такое, как это принято в кибернетике: высшая оценка системы, несущая отражение себя во всех оценочных ветвях оценочного, критериального, иерархического дерева.
Поясню. Когда в кибернетике в самом начале выделили уравнения объекта, которым нужно управлять, и уравнения регулятора, то ничего необычного не обнаружили. Потом появилась теория оптимальных систем, в которой ставилась основная задача: так управлять в системе, чтобы поддерживать экстремум (минимум или максимум) некоторого обобщённого параметра. (Для некоторых людей это могут быть деньги, что для понимания очень близко. Но не вообще деньги как бумага, а средство для приобретения мыслимого и немыслимого. Деньги, как известно, включены в систему экономики. И ничего странного в этом нет – они являются частью этой системы.)
Но когда в кибернетике научились оценивать координаты состояния в системе, то оказалось, что обычное уравнение регулятора включало в себя не только параметры самого регулятора (который мог быть выполнен в материальном виде), но и блок параметров виртуального устройства оценки и настройки. Он действовал на координаты состояния всей системы так, чтобы в системе всё время поддерживался оптимум критерия (т.е. экстремум). Критерий, о котором идёт речь, в кибернетике и математике называется функционалом, целевой функцией. Тогда Вы вправе спросить: «А зачем вообще нужен такой сложный критерий?».
Самое интересное заключается в том, чтобы вся система обеспечивала определённое качество, которое тоже является обобщённым и включает в себя быстродействие, размах амплитуды сигналов, разбросы и прочее. Например, рассеяние самонаводящегося снаряда или автомата, заменяющего водителя в автомобиле, выполненного в виде автопилота.
Системы создают таким образом, чтобы при имеющемся объекте управления она, будучи, например, автоматической, в любом состоянии автоматически поддерживала экстремум критерия. И только тогда в ней реализовывалось нужное качество.
Значит, вид критерия и качество системы связаны между собой: однозначно в линейных системах и неоднозначно в нелинейных.
Все эти рассуждения равным образом относятся к любым системам: самонастраивающимся, самоорганизующимся, адаптивным, биологическим, человеческим, общественным, политическим и прочее.
Таким образом, критерий для конкретной системы задаётся так, чтобы обеспечивать совершенно определённое и наперёд заданное качество в системе в виде, например, характера движения снаряда или ракеты и т.д.
Деньги могут быть главным критерием, выведенным, якобы, за пределы экономики, если они становятся главной оценкой жизни людей, если эта оценка постоянно максимизируется, если она постоянно защищается всеми способами. То есть деньги становятся идеей, которая властвует над миром или над конкретным человеком. Высшим смыслом жизни.
Но какой бы высокой идея денег ни было, она всё равно берёт своё начало внутри самого общества, а, следовательно, согласно теореме Гёделя из теории множеств, не может служить главной оценкой: «Множество не может быть определено на самом себе». Ибо внутри общества масштаб денег может меняться от нуля до бесконечности (лжеоценки), что мы и видим на примере цены доллара (один доллар по средним оценкам обеспечен не более чем на четыре цента).
Истинными оценками человеческого общества могут быть лишь оценки, лежащие вне человеческого общества. А таковыми являются нравственные требования к нам. Деятельность человека и общества может быть оценена только из-за его пределов. А это уже Божественный уровень. Вспомните: «Если бы Бога не было, то Его следовало бы выдумать» (Вольтер). Перенос Фридрихом Ницше центра морали внутрь сознания человека («Бог умер») – это элементарное нарушение Логики Жизни. Логика Жизни берёт свои начала вне человека и спущена ему как система высших требований. Свобода, в частности, не является вообще оценкой, она – категория поля, которое требует своего наполнения оценками. Ограничения свободы – это уже оценки. Свобода имеет своё Зеркало – ответственность, которая обусловлена Высшими Смыслами (Высшими Критериями) в нравственной и моральной форме для человека.
Вывод: главный критерий в отличие от простых оценок не принадлежит системе, он задаётся извне так, чтобы система отслеживала его требования.
Мы видим, что главный критерий в данном случае не является просто оценкой, как он переводится с греческого языка. Он является к нам в виде некоей первичной для Жизни метафизической монады, которая управляет человеком как объектом-субъектом, его ресурсами (оценки – это тоже ресурс), его степенями свободы так хитро, чтобы самой всё время поддерживать свой экстремум – удовлетворяться за счёт своего подопечного.
Так Монада Духовная приобрела математическое и кибернетическое содержание для человека.
Мы-то все думаем, что управляемся своей волей сами, что решения выбираем сами. Как бы не так. Действие монады-критерия никогда не прекращается, по крайней мере, пока человек жив.
Как распознать, какой главный критерий у человека? Нужно тщательно проанализировать, что именно человек максимизирует своими действиями и распоряжениями ресурсами. Если человек тратит их на максимизацию своего финансового состояния, то главным критерием у него является Золотой Телец.
Деньги, мнение, политика, долг, совесть, нравственность, даже интервенция как экспансия и прочее могут быть критериями человека при условии, что они в процессе его жизнедеятельности максимизируются.
Очень часто встречаются люди, которые имеют критерием накопление информации. Они могут совершенно не знать, зачем они её накапливают. Я встречал таких людей в системах оздоровленья. Иногда они пишут книги, в которых всё является компиляцией. Например, Геннадий Малахов, который сам признался в том, что свои книги склеивает из вырезок трудов разных авторов.
2) «Критерий – это мерило, дающее возможность оценивать то, о чём идёт речь или оценивать смыслы вообще в любой системе». У меня мерилом является профессионализм, картина мира, аксиоматические предпочтения, совесть, логическая интуиция и т.д. Являются ли все они критериями? Тогда их что-то так много, критериев.
Ответ. Абсолютно верно. У каждого человека существует целое поле рядовых критериев как оценок, мер. И чем это поле шире, тем человеку легче делать выбор в ситуациях выбора.
Можно, конечно, поступать ситуативно, по примеру прецедентного права. Но в ситуациях с большой степенью неопределённости это не поможет. При узком поле критериев человек бегает и спрашивает совета. Однако, потом он всё равно ругает своего советчика из-за того, что не понимает логики последнего.
«то, о чём идёт речь» – это и есть операции со смыслами, которые представляют нам уже конечный результат работы оценок в нашем сознании. В своей работе критерии как оценки нашего сознания незаметно для нас выделяют смысловое ядро любого понятия. Вообще же я отождествляю язык и сознание.
Самый простой прогноз и эффективный – это этический. Но в поле этики нет свободы, точнее, она сильно ограничена высшими смыслами Духа, которые даны человеку в виде моральных и нравственных требований.
3) «…Справедливо представление критерия живого организма в виде отражения его самоудовлетворяющегося показателя». У моего Я и моего тела – различные критерии удовлетворения и самоудовлетворения. Что взять за предпочтение? К тому же то, что удовлетворяет ум и душу, может не удовлетворять тело, а то, что удовлетворяет тело, может не удовлетвоять ум. Это два разных криерия?
Ответ. Конечно, это разные критерии из дерева критериев. Они хорошо осознаются человеком. А вот высший, главный критерий практически не осознаётся человеком. Он навязывает человеку волю, решения, даже информацию, изменяет представление о смыслах. Человеку только кажется, что он самостоятелен в выборе продолжения своей жизни, её конкретного пути.
Упомянутые критерии – это лишь часть критериального дерева, на котором конкретные критерии расположены в соответствии с уровнями смысла. Вершиной его является главный критерий, о самостоятельной работе которого мы говорили выше. Он же настраивает все нижележащие критерии дерева в соответствии со своими требованиями.
Человек сознательно может менять многие критерии как оценки или как ценности. Сменить же главный критерий ему сложно, но можно. Для этого он должен хорошо осознать его и понять, что тот смысл жизни, который ему навязывает главный критерий как основную идею его жизни, себя исчерпал и надо жить другой главной идеей. Вот эта главная идея жизни и разворачивается в виде главного критерия. Она становится новой главной Жизненной Оценкой, однозначно влияющей на ценностное поле человека и на управление ресурсами.
Необходимо заметить, что каждая вещь несёт в себе некое критериальное ядро – самое главное её смысловое значение, которое не меняется ни при каких обстоятельствах.
4) «Критерий является тем математическим представлением в цепи Природы, с которого начинается чувство, ощущение, страсть, желание, стимул, мотив, детерминанта, смысл и другие переменные состояния живого объекта, простые и обобщённые». В каком смысле Вы используете слово «представление»?
В данном случае слово «представление» использовано для подчёркивания, что математика с успехом отражает то в окружающем мире, что является самостоятельным и независимым от воли человека. Представления как модели внешнего и внутреннего мира, возникающие в сознании человека, – это вторичное.
Можно ли отождествить критерий с эгрегором? Можно, если под эгрегором понимать духовную структуру более общего плана, чем человек, в пределе – его монаду. Эгрегориальная структура в общем виде имеет вид того же критериального дерева иерархии. Это расходится с определением эгрегора, данным Д. Андреевым.